ПРИМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВА ЦИГУН В РЕСПУБЛИКАНСКОМ
КОМПЛЕКСНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
К.А. Наднеева, Г.Д. Трухина
Калмыцкий государственный университет
Аннотация: Статья посвящена применению цигун в Республиканском комплексном
центре социального обслуживания населения Республики Калмыкия. В ней в результате
изучения практики цигун делается вывод о том, что регулярные занятия цигун необходимо
проводить с динамическими упражнениями, взаимодействием воды, воздуха, земли,
104
Стр.1
что избавит человека от болезней и продлит жизнь; широкое применение практики цигун
позитивно скажется на мироощущении людей.
Ключевые слова: цигун, применение искусства цигун, Республика Калмыкия.
Как показывает история, изучение и применение теоретических знаний, способов и
методов лечения человека с помощью цигун имеет длительную традицию. Теоретические
представления мыслителей Древнего Китая и Древней Индии развивались по стихийноматериалистическому
пути. В общефилософской литературе Древней Индии и Древнего
Китая на рубеже конца II и начала I тысячелетий до н. э. вопрос о субстанции бытия решался
на основе пяти первоэлементов или стихий.
В философии Индии к пяти первоэлементам прибавился шестой - «сознание». Учение
о первоэлементах также существовало в Древней Греции и Древнем Риме, оно лежало
в основе мира. В Древнем Китае учение о пяти первоэлементах излагалось Цзы Сы,
Мэн-цзы, но более строгую форму это учение обрело в изложении Цзоу Яна. Китайское
искусство ушу, цигун и др. стало одним из наиболее известных элементов культуры россиян,
в том числе Калмыкии. Важную роль играет то, что китайская гимнастика воспринимается
вначале на уровне тела, а впоследствии - духа и не требует ни знания языка, ни
глубокого знакомства с особенностями культуры, ни каких-то особых технических навыков:
достаточно опытного руководителя или наставника. Вследствие этого основной мотивацией
принимающей среды можно считать стремление заполнить духовный пробел и
тягу к чему-то таинственному и неизвестному, стремление познакомиться поближе с китайской
культурной традицией. Трансформируется образ китайца как в Европе, так и в
России; он не изображается тщедушным существом с длинной косой и непонятными церемониями,
а, наоборот, волевым, сильным, владеющим каким-либо видом боевых искусств
и сознанием.
Как нам кажется, основной преградой на пути точной передачи информации является
отсутствие развитого терминологического словаря по практике внедрения китайской
культуры на русском языке, в особенности в области натурфилософии или энергетической
работы. К примеру, фраза типа «Опустите ци в дань тянь и сконцентрируйтесь на
бай хуэй», сказанная практикующему цигун китайцу, объяснит ему многое, но у россиянина
она вызовет многочисленные вопросы. Чтобы найти адекватный перевод любого из
обозначенных в этой фразе понятий, надо очень хорошо владеть и предметом, и языками,
что редкость, к тому же у большинства мастеров или преуспевающих учеников процессы
перераспределения энергии совершаются настолько естественно и органично, что они
даже не задумываются об этом специально, а сами не умеют выразить словами то, что
происходит внутри их тела.
Вероятно, поэтому большинство интересующихся обучаются по принципу «смотри
и делай, как я». В этом случае носитель другой культуры воспринимает, главным образом,
внешнюю форму, рисунок движения и дыхания, а не внутреннее психологическое
или энергетическое состояние. Подобное недопонимание и порождает множество штампов
типа «дыхательная гимнастика цигун». Между тем цигун - это не только физические
и психические упражнения, связанные с различными способами культуры дыхания, но и
целая наука, имеющая глубокую и тесную связь с философией, психологией, биологией,
медициной и химией, физической культурой» [Ма Фолинь 1992]. В Республиканском
комплексном центре социального обслуживания населения уделяется внимание культурной
стороне: истории, философии, теоретико-философским основам китайской школы.
Наши пожилые представители с удовольствием слушают и делятся информацией, которую
они получили из разных источников. Они пытаются провести параллель с русской
национальной идеей, упражнениями по йоге, которые они освоили в Центральном хуруле
Республики Калмыкия. В Республиканском центре социального обслуживания работают
подготовленные специалисты, заинтересованные в пропаганде цигун.
105
Стр.2
Обратим внимание на отдельные методы и средства, применяемые в практике цигун.
При проведении дыхательных упражнений очень важным является поддержание
равновесия между «телом и духом», покой обретается в движении, а душевное равновесие
и воля человека всегда взаимосвязаны с его физиологической активностью, отсюда -
интеллектуальная и физическая активность - залог укрепления иммунитета и предупреждения
преждевременного старения. Представление о том, что здоровье человека находится
в прямой зависимости от его нравственных качеств, свойственно древневосточной философии,
оно актуально для стран Востока и находит поддержку в российском духовном
пространстве. По принципам восточной медицины, перед назначением лечения врач осведомляется
об образе жизни пациента, режиме труда, питания, привычках. Лечебный
эффект получается в результате соблюдения определенной диеты, прогулок, активного
образа жизни, выполнения физических упражнений, соответствующих возрасту, силам и
состоянию здоровья человека. Комплекс физических упражнений и гигиенического самомассажа,
дыхательная гимнастика цигун, медитативно-дыхательные упражнения способствуют
повышению защитных сил организма, и это особенно важно для категории
пожилых граждан.
Как в древности, так и в настоящее время большое внимание уделяется выработке
правильного дыхания. В процессе вдоха и выдоха с периодичностью изменяется давление
в грудной и брюшной полостях, при вдохе купол диафрагмы уплощается, объем легких
увеличивается; при выдохе же передняя брюшная стенка немного втягивается, кривизна
купола диафрагмы увеличивается, давление в грудной полости повышается, и воздух выталкивается
в бронхи. Правильное дыхание обеспечивает хорошую вентиляцию всех отделов
легких, способствуя интенсивному газообмену и кровообращению в малом кругу.
Активные движения диафрагмы производят как бы массаж органов грудной и брюшной
полости; научившись произвольно изменять глубину дыхания, можно влиять на длительность
и интенсивность такого массажа. Дыхательные упражнения всегда выполняются
перед гимнастическими упражнениями и самомассажем. Основным условием является
выполнение полного дыхания, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Выполнять
его можно лежа, сидя или стоя - в зависимости от самочувствия. Для правильного
дыхания нужно положить одну руку на грудь, а другую на живот с целью контроля полноты
дыхательных движений. Воздух вначале набирается в брюшную полость, затем - в
легкие, причем заполняются сначала нижние отделы, а затем - верхние отделы легких;
выдох осуществляется по тому же принципу: втягивается живот, затем воздух освобождается
из нижних, а потом верхних отделов легких. После выполнения дыхательных упражнений
можно приступать к физическим упражнениям и самомассажу, способствующим
повышению тонуса организма и улучшению работы органов и функций, кровообращения
в конечностях, снятию усталости и др.
Дыхательная гимнастика цигун является важным элементом восточной народной
медицины и рассматривается как одно из главных средств для поддержания и укрепления
здоровья, а также лечения многих заболеваний. Занятия практикой цигун - это искусство
и регуляция дыхания. Функция вдыхания и выдыхания сущностного ци заключается в
том, чтобы вдыхать максимальное количество кислорода и выделять много углекислого
газа легкими, отсюда древнее название цигун - «изгонять и принимать» [Вон Кью Кит
1999: 98]. При любом дефиците кислорода происходят патологические изменения в органах
тела и их функциях. Особенно быстро и легко повреждаются ткани мозга человека, и
происходит дисфункция центральной нервной системы. При несвоевременном удалении
углекислого газа из тела обязательно возникает кислородное дыхательное отравление.
Эффективность дыхания зависит не только от активности органов дыхания и их взаимодействия
с кровообращением, но и от флюидов души и тела. Современная медицина считает,
что эффективность дыхания зависит от трех процессов: внешнего дыхания, воздухообмена
легких и тканевого дыхания. Внешнее дыхание - газообмен, протекающий в ка106
Стр.3
пиллярах легких после проникновения воздуха внутрь по дыхательным путям. Газообмен
в легких - процесс передачи воздуха из капилляров легких в большой круг кровообращения.
Тканевое дыхание - газообмен между кровью капилляров большого круга и
клетками тканей.
Из вышеописанного видно, что циркуляция крови является мостом между альвеолами
легких и всеми клетками организма. Работа дыхательной и кровеносной систем тесно
взаимосвязана, причем кровеносная система контролируется сердцем. Кровь может
достигать всех участков тела только в том случае, если энергия легких течет без перебоев.
Вторая функция легких - распределение питательных веществ в организме. Таким образом,
легкие действуют на постнатальное ци. Сущность пренатального ци накапливается в
почках, которые тесно взаимосвязаны с легкими. Сущностное ци, запасенное в почках,
дополняется постнатальным ци, что делает полноценной движущую силу пренатального
ци. Современные методы исследования выявили, что легкие выделяют простагландины,
которые ответственны за эструс. Задержка дыхания - это метод дальнейшего углубленного
дыхания. Дуновением считается вдох и выдох через нос, «дыхание ветра» - разновидность
поверхностного дыхания с легким звучанием. Носовое дыхание очищает и согревает
воздух, проходящий по носовым ходам, что благоприятно для легких. Кроме того, колебания
воздуха стимулируют работу гипофиза, поэтому регулируется и укрепляется эндокринная
система.
Дыхательные упражнения выполняются также с произнесением звуков и слов. Например,
слово «хи» - «китайское дыхание» произносится с особой артикуляцией. Как
описано в «Ней Жин», метод произнесения слов основан на разном действии звуков на
сердце, печень, селезенку, легкие и почки. От эха звуковых колебаний, вызванных произносимыми
звуками, которые воздействуют на непроизвольные мышцы контролируемым
способом, мышцы попадают под контроль коры, чем и достигается медицинский эффект.
Кроме этого, существуют различные упражнения по регуляции дыхания: брюшное дыхание,
дыхание тела, ритмическое дыхание и т.д. Самым распространенным считается
брюшное дыхание, которое делится на нормальное и парадоксальное. Нормальное дыхание
- это расширение внутренностей во время вдоха и сжатие их при выдохе; при парадоксальном
же дыхании - процесс обратен [Минву, Хингуань 1991: 46].
Врачи Древнего Китая рекомендовали умеренность в еде, вести простую, спокойную
жизнь, указывали на важность отдыха для психики человека. Именно покой, релаксация
и отдых важны в медитативно-дыхательных упражнениях цигун. При использовании
этих упражнений достигается внутреннее естественное состояние покоя, при котором
возможно истинное, неискаженное восприятие окружающего мира, слияние тела и разума
в единое целое. Психосоматические факторы признавались и учитывались в древневосточной
медицине. Так, в «Хуанди нэй-цзин» написано, что семь психических состояний
- гнев, радость, печаль, раздумье, горе, страх и ужас - в чрезмерной мере наносят
вред организму, т.е. стрессовые ситуации и психические травмы могут вызывать функциональные
нарушения с соматическими формами патологии, в этиологии и патогенезе
язвенной болезни, гипертонической болезни и др. [Минву, Хингуань 1991: 60].
Медитативно-дыхательные упражнения состоят из двух взаимосвязанных и одновременно
протекающих компонентов: физического - дыхательных упражнений - и психологического
- медитативных упражнений. Термин «медитация» определяется в философской
энциклопедии как умственное действие, направленное на приведение психики
человека в состояние углубленной сосредоточенности, на достижение уравновешенности
ума и нереактивности психики. Благодаря определенной последовательности мыслительных
актов, достигается устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное
снижение реактивности организма на отдельные внутренние переживания и внешние раздражители.
Умонастроение человека при этом приобретает спокойную приподнятость, а
соматическое состояние - спокойную расслабленность.
107
Стр.4
Современные исследователи дают обоснование медитативно-дыхательным упражнениям
с позиций современной медицины и физиологии. Исследованиями доказано, что
функция внешнего дыхания находится в прямой зависимости от состояния центральной
нервной системы, импульсы из дыхательного центра, иррадиируя по центральной нервной
системе, оказывают влияние на тонус коры головного мозга, динамику корковых потенциалов
и периодику a-ритмов, возникающих при переходе организма из состояния покоя
к физической активности и наоборот, т. е. влияют на психическую деятельность человека.
Произвольная регуляция функций дыхательного аппарата имеет очень важное значение
для обеспечения нормального функционирования внутренних органов и систем, а
также высшей нервной деятельности. Дыхательный центр, благодаря интеро- и проприоцептивной
импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает мощное влияние
на нервную, мышечную и сердечно-сосудистую деятельность.
По мнению доктора медицинских наук Г. Лувсана, с помощью медитативнодыхательных
упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных
центров: общего тормозящего влияния на нервную деятельность двигательного анализатора,
общего успокоения и отвлечения человека, стабилизации психоэмоционального состояния.
Медитативно-дыхательные упражнения в комбинации с другими методами лечения,
например, с точечным массажем, позволяют значительно расширить круг лечебных
показаний: при лечении астенических состояний, вегетативно-сосудистой дистонии,
некоторых заболеваний желудочно-кишечного тракта, резистентных запорах, физическом
переутомлении и в период выздоровления. Лечение с помощью медитативнодыхательных
упражнений в последние годы находит все более широкое применение.
При проведении дыхательных упражнений рекомендуется соблюдать определенные
правила и создавать определенную обстановку, исключив все отвлекающие факторы. Желательно
оставаться одному в тихой комнате, которую необходимо предварительно проветрить.
Тишину и одиночество надо соблюдать и тогда, когда упражнения проводятся
на открытом воздухе. Чтобы не прерывать занятия, перед их началом следует опорожнить
кишечник и мочевой пузырь. Ослабить пояс и расстегнуть все застежки (для позы сидя и
лежа) на белье, чтобы не мешать свободному дыханию и кровообращению. Носовые ходы
должны быть свободны. Положение тела во время занятий принимает естественную, непринужденную
и ненапряженную позу, глаза закрыты до узкой щелочки, взгляд направлен
на кончик носа или пальцы ног. Язык легко упирается в верхние резцы, при слюноотделении
во время занятий слюну следует проглотить, что будет способствовать лучшему
пищеварению.
Упражнения рекомендуется проводить натощак или спустя 1-2 часа после еды. После
окончания упражнений необходимо спокойно открыть глаза, как бы умыть обеими
руками лицо, помассировать слегка глаза, произвести несколько медленных и спокойных
движений конечностями, потом встать и сделать 5-10 шагов по комнате, после чего несколько
раз потопать об пол пятками. Лишь потом можно выходить на улицу, иначе начинающий
может легко простудиться. Важное значение следует уделить психологическому
настрою: отключиться от всех забот и начинать занятия в веселом, радостном настроении.
Если во время выполнения упражнений мысли возвращаются к каким-то переживаниям,
появляется беспокойство или напряжение, лучше прекратить занятие и заняться
временно чем-нибудь другим; успокоившись, можно приступать к занятиям.
Для дыхательной гимнастики традиционно рекомендуются четыре основных положения
тела: лежа, сидя, стоя и свободное положение. Положение лежа выполняется в
двух вариантах: лежа на боку и лежа на спине. Кровать должна быть не слишком мягкая,
покрыта только матрацем и простыней. При положении на боку под голову кладут подушку,
при положении на спине подушку пообъемнее кладут под голову, а другую, поменьше,
- под спину. Вместо подушек можно воспользоваться валиками. Если холодно,
следует укрыться одеялом. Тело должно быть выпрямлено, мышцы расслаблены. В по108
Стр.5