Письма Ипполита Богдановича
? Письма русских писателей XVIII века.М. 1980. С. 242-258.
Публикация М. А. Арзумановой, И. Ф. Мартынова и Н. Д. Кочетковой
"Im Werden Verlag". http://imwerden.de
1. Н. И. Панину
1 декабря 1767
Милостивый государь, сиятельнейший граф.
Намерясь в оном письме донести покорнейше вашему сиятельству о узаконениях в Германии
Вестфальским трактатом, не нахожу за лишнее включить прежде исторические об оном примечания.
В 1583 году кельнский архиепископ Гебгард, приняв протестантский закон и женясь на графине де
Мансфелд, хотел сохранить имение архиепископства; однако Духовный собор и Римский двор того ему не
позволили, невзирая на подпору его в протестанцах. Сия утрата произвела разрыв согласия между
некоторыми, потому что должно было по необходимости протестанцам вступать в союз с протестанцами,
а католикам с католиками для супротивления первым. Средствы, кои употребил император Рудольф II для
прекращения сих мятежей, не были сильны в тогдашних обстоятельствах. Тщетно он дозволил
протестанцам вольное богослужение по их вере. Богемский синод, невзирая на дозволение, разорил
множество протестантских храмов; а потом богемцы свергли с престола Фердинанда II и возвели на его
место Фредерика V Палатинского курфирста, что произвело Тридцатилетнюю войну между изгнанным и
новоизбранным императорами. Напоследок Фердинанд II, победя Фредерика, учинил ему суд как
неприятелю империи и предал его изгнанию без совета других областей против капитуляции. К
совершению своих побед он хотел вдруг истребить протестантскую партию; для того выдал в 1629-м году
узаконение, по силе которого протестанцы должны были лишиться всех духовных имений, коими они
владели от 1555 года. Сие узаконение имело бы свою силу, если бы Фердинанд учинил его согласно с
другими областями; но самовластное повеление, которое означало, что он стремился вводить деспотизму
в империи, взволновало умы. Шведский король Густав-Адольф пришел на помощь к протестанцам и
привлек Францию на свою сторону. Области католицкой стороны, сопротивляясь намерениям шведов и
курфирста Саксонского, были разбиты в Лейпцигской баталии 1631. Хотя Густав был убит после в
Люцене, но католики не были тем восставлены. Протестанцы разных округ, то есть Швабии, Франконии,
Вышнего и Нижнего Рейна, собравшись под Рейлброном 1633, согласились продолжать войну под
защитою шведов, в намерении добиваться до тех пор, как права их и свободность в вере им возвращены
будут. Оксенстирн возобновил союз между Францией и Швецией, и переговоры их были утверждены
всеми протестанскими областьми, однако Нердлингенская баталия остановила их успехи. Саксонский
курфирст после сей неудачи заключил с Фердинандом II мир. Прочие протестантские владетели также
один за другим ему последовали и оставили французов и шведов. Один только ландграф Кессельский был
им предан. По смерти Фердинанда II сын его Фердинанд III, не имея счастья своего отца, принужден был
попечительнее мыслить об мире. Предложении были учинены в Гамбурге в 1641-м, конференции
открылись в 1644-м, и мир был обнародован в 1648-м году. Сей мир основан на двух трактатах: первый с
Францией заключен в Минстере; второй со Швециею в Оснабруке; однако главным для общенародного
германского права почитается Оснабрукский. Его можно разделить на две части; первая касается до веры
и содержит следующие узаконения:
В Германии приемлются только три веры, католицкая, лютеранская и реформацкая; прочие же все
отвергаются. Соблюдение духовенства (rуservat. ecclуsiastique) предписывается взаимно с
протестанциями; те, кои приняли Оксбургское исповедание, не подсудны более в обыкновенном
духовном правлении, но каждая область может давать суд в своей земле.
Духовные имения возвращаются прежним владельцам от 1642 года, хотя бы после сего времени
кто и не владел оными, так как и право раздавания, наименования и избрания возвращается всем, кои оное
Стр.1