Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Воспитание экологической культуры на народных традициях калмыков

0   0
Первый авторМургаева Светлана Ивановна
Издательство[Б.и.]
Страниц65
ID296130
АннотацияУчебная дисциплина "Воспитание экологической культуры на народных традициях калмыков" направлена на пробуждение интереса к родной природе, развитие эмоционально-чувственного мира личности, формирование гуманистического мироощущения. Знакомство с богатым экологическим наследием калмыцкого этноса поможет найти пути восстановления гармонии взаимоотношений с природой, осознание самоценности жизни во всех ее проявлениях, совершенствование физического и духовного состояния каждой личности и общества в целом. Целями освоения дисциплины "Воспитание экологической культуры на народных традициях калмыков" являются: знакомство студентов с богатым экологическим наследием, содержащемся в материальной, духовной и религиозной культуре калмыков; освоение богатого педагогического потенциала экологической культуры калмыков, служащего прочной основой для экологического воспитания молодежи в современных условиях; формирование устойчивого интереса к экологическим проблемам Калмыкии; грамотное природопользование и охрана окружающей среды. - Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2013.
Мургаева, С.И. Воспитание экологической культуры на народных традициях калмыков / С.И. Мургаева .— : [Б.и.], 2013 .— 65 с. — URL: https://rucont.ru/efd/296130 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ Курс лекций Введение Учебная дисциплина «Воспитание экологической культуры на народных традициях калмыков» направлена на пробуждение интереса к родной природе, развитие эмоционально-чувственного мира личности, формирование гуманистического мироощущения. <...> Знакомство с богатым экологическим наследием калмыцкого этноса поможет найти пути восстановления гармонии взаимоотношений с природой, осознание самоценности жизни во всех ее проявлениях, совершенствование физического и духовного состояния каждой личности и общества в целом. <...> Целями освоения дисциплины «Воспитание экологической культуры на народных традициях калмыков» являются: -знакомство студентов с богатым экологическим наследием, содержащемся в материальной, духовной и религиозной культуре калмыков; - освоение богатого педагогического потенциала экологической культуры калмыков, прочной основой для экологического воспитания молодежи в современных условиях; - формирование устойчивого интереса к экологическим проблемам Калмыкии; - грамотное природопользование и охрана окружающей среды. служащего Лекция №1. <...> В психологии сознание – совокупность психических процессов, обеспечивающих осмысление человеком окружающего мира и собственного бытия в нем. <...> Под экологическим сознанием психологи понимают аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об определенных ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к окружающей среде. <...> Таким образом, антропоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней. <...> Человечество прошло долгий путь в развитии <...>
Воспитание_экологической_культуры_на_народных_традициях_калмыков.pdf
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ Курс лекций Введение Учебная дисциплина «Воспитание экологической культуры на народных традициях калмыков» направлена на пробуждение интереса к родной природе, развитие эмоционально-чувственного мира личности, формирование гуманистического мироощущения. Знакомство с богатым экологическим наследием калмыцкого этноса поможет найти пути восстановления гармонии взаимоотношений с природой, осознание самоценности жизни во всех ее проявлениях, совершенствование физического и духовного состояния каждой личности и общества в целом. Целями освоения дисциплины «Воспитание экологической культуры на народных традициях калмыков» являются: -знакомство студентов с богатым экологическим наследием, содержащемся в материальной, духовной и религиозной культуре калмыков; - освоение богатого педагогического потенциала экологической культуры калмыков, прочной основой для экологического воспитания молодежи в современных условиях; - формирование устойчивого интереса к экологическим проблемам Калмыкии; - грамотное природопользование и охрана окружающей среды. служащего
Стр.1
Лекция №1. Экологические проблемы современности и причины их возникновения. Экологические проблемы Калмыкии. Еще 300 лет тому назад известный французский биолог Жан Батист Ламарк сказал: « Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания". К сожалению, его слова оказались пророческими. "Покорение природы" привело к отдельным необратимым процессам и непредвиденным явлениям в окружающей среде. Основными последствиями антропогенного воздействия на экологические системы явились рост заболеваемости и смертности живых организмов, изменение их генетического фонда, полное исчезновение отдельных представителей флоры и фауны на Земле, снижение продуктивности почв, гибель лесов, заболачивание озер, изменение климата планеты, уменьшение толщины озонового слоя. Крупномасштабная добыча и переработка природных ресурсов привела к резкому сокращению их запасов и снижению качества. С целью предотвращения надвигающейся экологической катастрофы разрабатываются всевозможные природоохранные меры, безотходные и замкнутые технологии переработки ресурсов. Но эти меры, по-видимому, могут лишь замедлить и как-то смягчить наступление кризиса, но не в состоянии его предотвратить. Все большее число исследователей приходят к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис, результат плохой адаптации человека к новой реальности. С этой точки зрения, решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. И скорее всего, экологический кризис в конце концов "победят" не специалисты по охране окружающей среды, а специальная система экологического воспитания, которое по своему характеру неразрывно
Стр.2
связано с образованием, с выработкой активной жизненной позиции и системы ценностей, способствующих моральному оправданию и одобрению экологически оформленного взаимодействия человека и природы. Сознание в философском аспекте – это свойственный лишь человеку способ отражения объективной реальности. В психологии сознание – совокупность психических процессов, обеспечивающих осмысление человеком окружающего мира и собственного бытия в нем. Сознание в психологии рассматривается через призму чувств, оценки себя и своего поведения.Под экологическим сознанием психологи понимают аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об определенных ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к окружающей среде. В современной психологии выделены две разнонаправленные тенденции развития общественного экологического сознания – антропоцентрическая и экоцентрическая. Для антропоцентрического сознания характерны следующие особенности: 1) Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества. 2) Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже – различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы. 3) Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т.д. 4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода "прагматическим императивом": правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. 5) Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная "окружающая среда". 6) Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействия с миром природы. 7) Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею смогли пользоваться будущие поколения. Таким образом, антропоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней. Экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерна ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и не прагматического взаимодействия с природой. Этот тип экологического сознания отличают следующие особенности:
Стр.3
1) Гармоничное развитие человека и природы представляет высшую ценность. Природное признается изначально самоценным вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества. 2) Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы. 3) Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего при-родного сообщества. Воздействия на природу сменяются взаимодействием. 4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода "Экологическим императивом": правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. 5) Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. 6) Деятельность по охране природы продиктовано необходимостью сохранить природу ради нее самой. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу экологическое сознание, которое определяло поведение людей по отношению к окружающей среде. Исходной точкой исторического развития отношений человека с миром природы является архаическая эпоха. Особенности экологического сознания в это время могут быть реконструированы через анализ существовавшей системы мифов и ритуалов, которая отражает сложившуюся у первобытного человека картину мира. На начальном этапе социогенеза люди еще не отделяли себя от природы, они мыслили себя ее частью. Это и определяло первую характерную черту экологического сознания в архаическую эпоху – высокую степень включенности человека в мир природы. Взаимодействие с окружающей средой в этот период, безусловно, носило в целом прагматический характер, поскольку главная его цель была – обеспечить роду физическое выживание. Но, в то же время, для первобытного человека природа была не только "враждебным окружением" или "поставщиком полезного продукта", но и его "родным домом". В процессе развития человеческого общества и появления определенной физической независимости от природы исходное психологическое единство с ней начинает разрушаться. В эпоху античности (характерна только для западной цивилизации) происходит первое качественное изменение в отношении человека к природе – начинается утверждение психологической противопоставленности человека и мира природы. При этом нарастает доминирование объективного восприятия природы, которая становится объектом изучения, и хотя она при этом не лишается "души", но душа ее считается менее качественной, чем человеческая.
Стр.4
Господство христианства, являвшегося идеологическим стержнем общественного сознания западной цивилизации в средние века, а затем картезианство (направление в философии и естествознании, возникшее в XVII веке), выполнявшее, в сущности, ту же функцию в Новое время, стали следующими этапами в процессе отчуждения человека от природы: природа стала восприниматься только как лишенный всякой самоценности объект. Так окончательно утвердилась противопоставленность человека и природы (в христианстве – в сфере чувств, Веры, Души, в картезианстве – в сфере мышления, Знания, Духа) и взаимодействие с природой полностью перешло в прагматическую плоскость. Таким образом, логика культурно-исторического развития "западной" цивилизации, построения ее отношений с окружающим миром оказалась такова, что в общественном сознании прочно утверждалась парадигма антропоцентризма, явившаяся психологической основой экологического кризиса. Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции. Если западное экологическое сознание прошло ряд последовательных исторических трансформаций, то восточные религиознофилософские системы избежали этого "окольного пути". Они сохранили, в целом, характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности. Принципиальное различие экологического сознания (даже его экоцентрического типа) в культуре Запада и экологического сознания, построенного на принципах религиозно-философских систем Востока, можно представить следующим образом. В восточных религиозно-философских системах, особенно в буддизме, единство с природой представляется не как соединение разных величин, наподобие кирпичей в стене (что свойственно западу), а как полное слияние и исчезновение психической границы между человеком и окружающим миром, при котором все живые существа представляются равноценными составляющими Вселенной, достойными уважения и восхищения. Динамическая гармония между уровнем чувства собственной субъектности и субъектности мира природы способствует психологической включенности в этот мир и непрагматическому отношению к нему. Смена "века изобилия" на "век постизобилия", характерными чертами которого стали нефтяной и энергетический кризисы, обострение конкуренции за жизненные ресурсы, нарастание контраста между ожидаемым будущим и реальностью, поставила вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человека с природой, нового типа экологического сознания – экоцентрического. Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания.В связи с этим исключительно важное значение приобретает анализ огромного исторического, этнокультурного и этнопедагогического опыта различных народов, выработавших своеобразные методы регуляции взаимоотношений человека и окружающей среды, общества и природы. Таким образом, необходимость глубокого и всестороннего изучения экологических традиций народов, процессов их формирования, исторического развития и взаимодействия с другими социально-культурными традициями обуславливается прежде всего острой необходимостью выявления всего рационального и полезного в культурно-историческом наследии каждого народа – большого и малочисленного – не только для преодоления потребительско-технократических стереотипов в
Стр.5