Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Культура Нового времени: герменевтический обзор (220,00 руб.)

0   0
Первый авторОкеанский Вячеслав Петрович
ИздательствоФГБОУ ВПО "ШГПУ"
Страниц89
ID295955
АннотацияМонография подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России (2009 – 2013 годы)». Автор подходит к исследуемой им предметной области в большей степени как литератор и культуролог, нежели историк культуры в привычном смысле этого слова – и это не просто связано с его профессиональным поприщем, но и таит в себе неоценимые методологические преимущества религиознофилософской герменевтики. Не только не избегая, но даже и культивируя пристальное погружение в глубины особенного, он никогда не упускает из виду живую целостность культурного опыта, в которой символически просвечивают бытийнокосмическая целокупность и скрывающийся за нею апофатический Первопринцип. Репрезентированные преимущественно в индивидуальноперсонологиче ском преломлении различные итоговые явления интеллектуальной и словесной культуры Нового времени рассматриваются автором в «кризисологическом» ключе, что вполне органично практически для всех его трудов: монадные и дискретные срезы культурного бытия на смысловом уровне уравновешиваются и отчасти даже поглощаются высокой пластикой макрокультурного кризиса. Книга предназначена для истинных гуманитариев и всех причастных делу творческого осмысления культурной макроистории человечества.
УДК008.01
ББК71.00
Океанский, В.П. Культура Нового времени: герменевтический обзор / В.П. Океанский .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2011 .— 89 с. — URL: https://rucont.ru/efd/295955 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Символическое миропонимание как дориторическая основа риторики . <...> Биополярность как опыт софиологической границы (Владимир Соловьев и Гейдар Джемаль) . <...> Читатель не найдёт в этой книге систематической репрезентации культурной эпохи – герменевтический обзор, напротив, направлен на символическое раскрытие эоничности времени, его сопричастности веч ностным содержаниям. <...> Свершённое растёт нам навстречу и катится шаровой молнией за преде лами нашего понимания одновременно во всех темпоральных направ лениях, оказываясь действенным, однако же целостно не представимым и подлежащим лишь символическому раскрытию в мифотворчестве… <...> Прозревая смысловые контуры времени, именуемого в истории культуры «Новым», мы склоняемся к запечатлению следующих черт уви денного: дисбаланс антропного и космического в культурных горизон тах Нового времени; «Мировая ночь» и «Осень Средневековья»: пробле матика длящегося конца Нового времени и неразрешимый вопрос о его начале; контринициация и новое антропологическое включение: веду щие процессы в политике, эстетике, экономике, религии и науке; ба рочное и классическое: виды искусства и типология стилей; фантазм пространства: метафизическая утопия Нового времени; закат логоцен тризма и сумерки Дао; интериоризация и её пределы. <...> Генон, отчасти наследующий описываемый им «кризис современного мира», глубокомысленно отмечал полный фикционализм всякого рода «систематической» метафизики, неизбежно подрывающей её символи коинициатические мифоосновы, открытые исключительно интуиции: «Символизм никогда не может быть «систематизирован»…» <...> …Из классики европейской мысли ХХ века для нас принципиаль ны прежде всего такие имена, как Шпенглер, Хайдеггер, Генон; ХIХ века – Хомяков и Ницше. <...> В самом начале её четко прослеживается тема блоковской Дамы, сопряженная с темой одиноче ства «рыцаря бедного» и пути одинокого пилигрима «над провалом по лыней <...>
Культура_Нового_времени_герменевтический_обзор.pdf
Раздел I. Софийное время -222 2-- 222-2--2-- -2-2- --2--2 -22E---2 222PHHW2PHIQ2F F2F2 22--X 2 @A 1 22PHII
Стр.1
ББК 71.00:83.3 (2 Рос – Рус) О50 2 Печатается по решению редакционноиздательского совета Шуйского государственного педагогического университета Рецензенты: доктор филологических наук, профессор В. П. Раков (кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Ивановского филиала СевероЗападной академии государственной службы) доктор философских наук, профессор Т. Б. Кудряшова (заведующая кафедрой философии Ивановского государственного химико технологического университета) О50 Океанский В. П. Культура Нового времени: герменевтический обзор. Монография. Шуя: Центр кризисологических исследований ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 176 с. Монография подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России (2009 – 2013 годы)». Автор подходит к исследуемой им предметной области в большей степени как литератор и культуролог, нежели историк культуры в привычном смысле это го слова – и это не просто связано с его профессиональным поприщем, но и таит в себе неоценимые методологические преимущества религиознофилософской гер меневтики. Не только не избегая, но даже и культивируя пристальное погружение в глубины особенного, он никогда не упускает из виду живую целостность куль турного опыта, в которой символически просвечивают бытийнокосмическая це локупность и скрывающийся за нею апофатический Первопринцип. Репрезентированные преимущественно в индивидуальноперсонологиче ском преломлении различные итоговые явления интеллектуальной и словесной культуры Нового времени рассматриваются автором в «кризисологическом» клю че, что вполне органично практически для всех его трудов: монадные и дискрет ные срезы культурного бытия на смысловом уровне уравновешиваются и отчасти даже поглощаются высокой пластикой макрокультурного кризиса. Книга предназначена для истинных гуманитариев и всех причастных делу творческого осмысления культурной макроистории человечества. § 1. Целое и онтологические проблемы риторики . . . . . . . . . . § 2. Символическое миропонимание как дориторическая основа риторики .... ... .... . . . . . . . . .... ... .... . § 3. Риторика как языковая картина мира .... ...... .... § 4. Антириторика как парадоксальная этика . . ...... .... § 5. Слово и Боговидение ..... ....... . . ..... . . . . Теоретическое приложение. Глобальный культурный кризис Нового времени: ключевые слова (моделирующий глоссарий) . . . . . . . ... .... . Праксиологическое приложение. Культура Нового времени: рабочая программа спецкурса ... .... Примечания ... . .... .... . ........... ... .. .. ISBN 9785862292381 © В. П. Океанский, 2011 © ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011 91 97 107 112 117 118 135 146 Раздел I. Софийное время Раздел I. Софийное время СОДЕРЖАНИЕ Введение. Преимущества ретроспекции ...... ...... .... Раздел I. Софийное время § 1. Воды истории . . ...... ... ... ... ... ... ... .. § 2. Метафизика разъятия в поэзии Михаила Тарковского . . . . . § 3. Биополярность как опыт софиологической границы (Владимир Соловьев и Гейдар Джемаль) . . . ...... .... § 4. Самый последний Розанов: герменевтика бормотания . . . . . § 5. Ницше и Православие: парадоксы сверхфилологии . . .... § 6. ГДЕ и КОГДА: морфотелеология ностальгии . . . . . .... Раздел II. Пилигримы пространства § 1. Зимней дорогой Пушкина… ...... ...... ...... . § 2. Этосы жизни и смерти у Хомякова и Шопенгауэра . ..... .. § 3. Н. О. Лосский о В. В. Розанове и «формальной школе» . . . . § 4. Пространство и время в метафизике Рене Генона . . . .... . § 5. Панин о Мастере и Маргарите . . ...... ...... .... § 6. Гераклит Тёмный как сотериологический шанс . . . . . . . . . § 7. Имя нарисовать… . . . . . . .... .. ... .. . . .. .... . Раздел III. Человек говорящий в истории культуры 44 53 63 72 79 85 90 3 4 6 10 20 26 32 39
Стр.2