Преподобный Сергий Радонежский в истории России . <...> Политические ритуалы как психологический механизм управления процессом политической социализации. <...> Причины возникновения радикальных форм социального протеста (историографический обзор). <...> Этнический конфликт идентичностей в контексте национального самоопределения (на примере Южной Осетии и Грузии) . <...> Sergius of Radonezh in Russian History . <...> Перевезенцев ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых всего православного Русского мира. <...> Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер. <...> В основанном им Троицком монастыре он стремился подвигнуть монахов к достижению нравственной чистоты и «высокому житию», направленному на внутреннее духовное преображение. <...> Понимая свободу и единомыслие для отдельного человека как единство души, полностью посвященной служению Богу, Сергий Радонежский придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны стремиться и русское общество, и все живущие на земле люди. <...> К иррациональным причинам почитания Сергия Радонежского относятся прежде всего его прижизненные и посмертные чудеса. <...> Для религиозного сознания чудо — вполне реалистический фактор исторического развития, поэтому даже после кончины Сергий Радонежский продолжал оказывать влияние на ход российской истории, а его современники потомки верили в его чудесную помощь, в молитвенное заступничество перед Господом за весь православный народ, за Русскую православную церковь, за Россию. <...> Вот уже почти семьсот лет преподобный Сергий Радонежский (1314–1392) — самый любимый и почитаемый святой всего православного русского мира. <...> 3 Уже только поэтому стоит попытаться понять причины столь великой и искренней любви православных к преп. <...> И главный из них — «Житие Сергия Радонежского», которое <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_12._Политические_науки_№2_2014.pdf
Московского
университета
Серия 12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
К 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского
Перевезенцев С.В. Преподобный Сергий Радонежский в истории России .
Теория и методология политической науки
Володенков С.В. Особенности интернет-коммуникации в современном
политическом процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Овсянкина А.В. Применение сетевого подхода в политических исследованиях.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Крымчанинова М.В. Политические ритуалы как психологический механизм
управления процессом политической социализации. . . . . . . . . . . 30
Шульц Э.Э. Причины возникновения радикальных форм социального
протеста (историографический обзор). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Региональные политические процессы в россии и за рубежом:
политико-психологическое измерение
Ракитянский Н.М., Зинченко М.С. Политико-психологическая динамика
реисламизации Северного Кавказа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Санакоев И.Б. Этнический конфликт идентичностей в контексте национального
самоопределения (на примере Южной Осетии и Грузии) . . . 72
Политическая история: время, события, люди
Митяева О.И. Исторические и политические взгляды П.Н. Милюкова . . . 80
Научная жизнь
Российское общество политологов — новый этап развития политологии
в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Политические ценности современного российского общества: проблемы
и перспективы изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Наши авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
3
Вестник НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 2· 2014 · МАРТ–АПРЕЛЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
For the 700th Anniversary of the Birth of St. Sergius of Radonezh
Perevezentsev S.V. St. Sergius of Radonezh in Russian History . . . . . . . . . . . . .
Theory and Methodology of Political Science
Volodenkov S.V. Aspects of Internet Communication in the Contemporary Political
Process . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Ovsyankina A.V. The Application of Network Analysis in Political Science
Studies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Krymchaninova M.V. Political Rituals as a Psychological Mechanism of the
Management of the Political Socialization Process . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Shults E.E. Reasons for the Emergence of Radical Forms of Social Protest (A
Historiographic Survey) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Regional Political Processes in Russia and Abroad: The Political-psychological
Dimension
Rakityansky N.M., Zinchenko M.S. The Political-psychological Dynamics of
North Caucasus Reislamization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Sanakoev I.B. Confl ict of Identities in the Context of National Self-determination.
The Case of South Ossetia and Georgia. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Political History: Time, Events, People
Mityaeva O.I. The Historical and Political Views of P. N. Milyukov . . . . . . . . . 80
Scholarly Life
The Russian Society of Political Scientists: A New Stage of Development for
Political Science in Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Political Values of Contemporary Russian Society: Problems and Prospects for
Analysis. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
3
© Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова, 2014
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 2
К 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
С.В. Перевезенцев
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
В ИСТОРИИ РОССИИ
Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых
всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как
рациональный, так и иррациональный характер. К первым следует отнести
подвижнический образ жизни Сергия Радонежского, по Правде (справедливости),
в труде, скромности и терпении. В основанном им Троицком монастыре
он стремился подвигнуть монахов к достижению нравственной чистоты и
«высокому житию», направленному на внутреннее духовное преображение.
Понимая свободу и единомыслие для отдельного человека как единство души,
полностью посвященной служению Богу, Сергий Радонежский придал идее
Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский
догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны
стремиться и русское общество, и все живущие на земле люди. К иррациональным
причинам почитания Сергия Радонежского относятся прежде
всего его прижизненные и посмертные чудеса. Для религиозного сознания
чудо — вполне реалистический фактор исторического развития, поэтому
даже после кончины Сергий Радонежский продолжал оказывать влияние на
ход российской истории, а его современники потомки верили в его чудесную
помощь, в молитвенное заступничество перед Господом за весь православный
народ, за Русскую православную церковь, за Россию.
Ключевые слова: Сергий Радонежский, Троицкий монастырь, Правда,
единомыслие, идея Святой Троицы, чудеса.
Вот уже почти семьсот лет преподобный Сергий Радонежский
(1314–1392) — самый любимый и почитаемый святой всего православного
русского мира. Именно преп. Сергий во все последующие
за XIV столетием века считался не только небесным покровителем
московских государей, но и главным небесным молитвенником за
Русское государство и русский православный народ. И сегодня к
раке с мощами преподобного, стоящей в Троицком соборе ТроицеСергиевой
лавры, ежедневно выстраивается очередь из нескольких
десятков, а может, и сотен паломников, в праздничные дни вырастающая
до многотысячной. Значит, не только наши предки, но и
многие наши современники продолжают искать помощь и утешение
у Радонежского Чудотворца, как его именует церковное предание.
3
Стр.3