Программа предназначена для подготовки ватерполистов в группах спортивно-оздоровительных (СО), начальной подготовки (НП); учебно-тренировочных (УТ), спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), которые организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. <...> Кроме того, программа может быть использована для работы с ватерполистами в спортивных клубах, училищах олимпийского резерва (УОР) и коллективах физической культуры. <...> При разработке программы были использованы передовой опыт обучения и тренировки юных ватерполистов, данные научных исследований и практические рекомендации теории и методики физического воспитания, педагогики, физиологии, спортивной медицины, гигиены, психологии. <...> ·˙ˇТМЛЪВО¸М‡ˇ Б‡ФЛТН‡ ¬У‰МУВ ФУОУ 7 физической и спортивно-технической подготовкам. <...> ХУП‡ЪЛ‚М‡ˇ ˜‡ТЪ¸ ФУ„‡ПП˚ 8 Основными задачами подготовки на этапе НП являются: • улучшение состояния здоровья и закаливание; • устранение недостатков физического развития; • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятием водным поло, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни; • обучение основам техники всех спортивных способов плавания и широкому кругу двигательных навыков; • изучение техники способов передвижения ватерполистов и совершенствование в ней; • изучение техники начальных приемов владения мячом, техники выполнения основного броска и ее совершенствование; • развитие у детей аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей; • овладение минимумом теоретических знаний по водному поло и спортивному плаванию; • воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера. <...> Основными задачами подготовки являются: • укрепление здоровья, закаливание; • устранение недостатков в уровне физической подготовленности; • изучение и совершенствование <...>
Водное_поло._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
УДК 796/799
ББК 75.568
Â62
Программа подготовлена на кафедре теории и методики
спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков
в воду и водного поло РГУФК:
С. Н. Фроловым, доцентом, заслуженным тренером России;
О. И. Поповым, профессором, д-ром пед. наук;
Í. À. ×èñòîâîé, äîöåíòîì, êàíä. ïåä. íàóê.
Рецензент:
Столов И. И., канд. пед. наук, заслуженный тренер РСФСР,
Â62
зам. начальника управления Росспорта
Водное поло: Примерная программа спортивной подготовки
для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ
высшего спортивного мастерства [Текст]. М. : Советский
ñïîðò, 2005. 184 ñ.
ISBN 5-9718-0044-2
УДК 796/799
ББК 75.568
Авторский коллектив выражает благодарность за ценные
советы и сотрудничество в ходе написания программы заслуженным
тренерам СССР К. В. Чичинадзе, В. С. Сафронову,
Á. À. Ãîéõìàíó.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва
(СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) по водному
поло разработана в соответствии с концепцией развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005
года, нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность
спортивных школ1
для спортивных школ2
, и Типовым планом-проспектом учебной программы
.
Программа предназначена для подготовки ватерполистов в группах
спортивно-оздоровительных (СО), начальной подготовки (НП);
учебно-тренировочных (УТ), спортивного совершенствования (СС)
и высшего спортивного мастерства (ВСМ), которые организуются
в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Кроме того, программа может быть
использована для работы с ватерполистами в спортивных клубах, училищах
олимпийского резерва (УОР) и коллективах физической культуры.
Правовые вопросы данной программы регламентируются различными
законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные
положения Гражданского кодекса РФ (ГК), Законы Российской
Федерации: «О физической культуре и спорте в РФ» ¹ 80-ФЗ, «Об образовании»,
«Об общественных организациях».
Программа по водному поло реализует принципы государственной
политики в области физической культуры и спорта, декларированные
в ñò. 2 Закона ¹ 80-ÔÇ:
• непрерывности и преемственности физического воспитания различISBN
5-9718-0044-2
© Федеральное агентство по физической
культуре и ñïîðòó, 2005
© Ñ. Í. Ôðîëîâ, Î. È. Ïîïîâ, Í. À. ×èñòîâà,
2005
© Оформление. ОАО «Издательство
Советский ñïîðò», 2005
ных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
1
øêîë. Ì., 1995.
2
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных
Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической
êóëüòóðå, спорту и туризму от 28 июня 2001 года ¹ 390 «Îá утверждении
Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ,
ÑÄÞØÎÐ, ШВСМ И ÓÎÐ)».
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ............................................. 6
1.1. Цель и задачи деятельности спортивных øêîë................................ 6
1.2. Режим ðàáîòû.................................................................................. 10
1.3. Контрольно-переводные нормативы для различных
этапов обучения .............................................................................. 13
II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ÏÐÎÃÐÀÌÌÛ........................................ 20
2.1. Организационно-методические указания ...................................... 20
2.1.1. Организация учебно-тренировочного ïðîöåññà................... 20
2.1.2. Основы многолетней тренировки спортсменов ................... 21
2.2. Планирование подготовки ............................................................. 27
2.2.1. Учебные планы ........................................................................ 27
2.2.2. Годичные планы подготовки ................................................. 27
2.3. Программный материал для практических занятий ..................... 55
2.3.1. Группы начальной подготовки ............................................. 55
2.3.2. Учебно-тренировочные группы ............................................ 69
2.3.3. Группы спортивного совершенствования ......................... 128
2.3.4. Основы методики начального обучения технике
владения ìÿ÷îì..................................................................... 143
2.4. Теоретическая подготовка ............................................................ 150
2.5. Воспитательная ðàáîòà................................................................. 156
2.6. Психологическая подготовка ........................................................ 159
2.7. Восстановительные средства и мероприятия ............................... 162
2.7.1. Педагогические средства ....................................................... 163
2.7.2. Психологические средства .................................................... 163
2.7.3. Медико-биологические средства .......................................... 164
2.8. Педагогический и врачебный контроль ........................................ 166
2.8.1. Педагогический контроль ..................................................... 166
2.8.2. Врачебный контроль ............................................................ 174
2.9. Инструкторская и судейская практика ......................................... 175
ЛИТЕРАТУРА .............................................................................................. 177
ÏÐÈËÎÆÅÍÈß............................................................................................ 179
Стр.92