Подготовка гандболиста от новичка до спортсмена высокого класса представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусловлены достижением главной цели, которая заключается в подготовке гандболистов высокой квалификации. <...> Основными задачами поэтапной спортивной подготовки являются следующие: • привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом; • обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья; • воспитание волевых, морально стойких граждан страны; видам подготовки (теоретической, физической, технической, тактической, игровой, психологической), средства и формы подготовки, система контрольных нормативов и упражнений, восстановительные и воспитательные мероприятия. <...> Таблица 1 Режимы учебно-тренировочной работы и требования по спортивной подготовленности Этапы подготовки Спортивнооздоровительный Начальной подготовки Начальной Срок обучения Весь период До 1 года Свыше 1 года До 2-х лет специализации Свыше 2-х лет Углубленной специализации 3 4-й год 5-й год Примерный возраст для зачисления (лет) 915 911 1012 1213 12 1214 Девушки 1315 Юноши 1415 Девушки 1416 Юноши 1516 18 Выполнение нормативов ОФП, СФП Выполнение первого спортивного разряда Кол-во часов в неделю 6 6 9 Требования по спортивной подготовке Прирост показателей ОФП Выполнение нормативов ОФП ГВЪ У‰Л˜ВТН‡ˇ ˜‡ТЪ¸ Учебно- тренировочный 6 Многолетняя подготовка гандболистов строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе. <...> Участие в соревнованиях помогает юным гандболистам совершенствоваться в мастерстве. <...> Для успешного совершенствования соревновательной деятельности подготовку юного гандболиста необходимо вести в условиях перспективного опережения формирования спортивно-технического мастерства, что предусматривает овладение умениями и навыками в режиме, который <...>
Гандбол._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
УДК 794
ББК 75.576
Ã19
Авторы-составители:
Игнатьева В.Я., доктор педагогических наук, профессор (общая
редакция)
Максимов В.С., заслуженный тренер СССР и России, тренер
сборной национальной команды
Петрачева И.В., кандидат педагогических наук, доцент
Рецензенты:
Никитушкин В.Г., доктор педагогических наук, профессор;
Лукичева А.Ю., ведущий специалист отдела спортивных
школ и училищ олимпийского резерва Госкомспорта России
Ã19
Гандбол: Примерная программа для системы дополнительного
образования детей: детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва / Игнатьева Â.ß. и äð. Ì.: Советский
ñïîðò, 2003. 116 ñ.
ISBN5850098305
УДК 794
ББК 75.576
1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ISBN5850098305
© Государственный комитет
Российской Федерации по физической
культуре и ñïîðòó, 2003
© Коллектив àâòîðîâ, 2003
© Оформление. Издательство
«Советский ñïîðò», 2003
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ),
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
(СДЮШОР) разработана на основе директивных и нормативных документов,
регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии
с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным
законом от 13.01.96 ¹ 12-ÔÇ и Типовым положением об
образовательном учреждении дополнительного образования детей
(постановление Правительства РФ от 07.03.95 ¹ 233), нормативными
документами Министерства образования РФ и Государственного
комитета РФ по физической культуре, и спорту.
На этап спортивно-оздоровительный зачисляются учащиеся общеобразовательных
школ, имеющие письменное разрешение врачапедиатра.
На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная
и воспитательная работа, направленная на разностороннюю
физическую подготовку и овладение основами техники гандбола.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных
школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное
разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная
на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной
специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления
на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап. Коллектив учащихся формируется на
конкурсной основе из здоровых и практически здоровых юношей и девушек,
прошедших необходимую подготовку в течение 1 года и более и
выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной
подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется
при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов
по общей физической и специальной подготовке. Из учащихся, выполнивших
первый спортивный разряд или разряд кандидата в мастера
спорта, формируются группы спортивного совершенствования.
Стр.2
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. М.: ФиС,
1987.
2. Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья
спортсменов. Ì.: ÔèÑ, 1981.
3. Детская спортивная медицина: руководство для врачей / Под ред.
Ñ.Á. Тихвинского, Ñ.Â. Õðóùåâà. Ì.: Ìåäèöèíà, 1991. 560 ñ.
4. Дубровский Â.È. Реабилитация в ñïîðòå. Ì.: ÔèÑ, 1991.
5. Евтушенко À.Í. С мячом в ðóêå. Ì.: Молодая ãâàðäèÿ, 1986.
6. Журналы «Теория и практика физической культуры», «Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка».
7. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов
в ÄÞÑØ. Ì.: Советский ñïîðò, 2003.
8. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол: Учебник для физкультурных
âóçîâ. Ì.: ÔÎÍ, 1996.
9. Игнатьева Â.ß. Ãàíäáîë. Азбука ñïîðòà. Ì.: ÔèÑ, 2001.
10. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В., Гусев А.В. Направленность подготовки
гандбольных вратарей женщин. М.: Союз гандболистов России,
2001.
11. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Травматизм гандболисток высокой
квалификации в годичном цикле подготовки. М.: Союз гандболистов
Ðîññèè, 2001.
12. Клусов Í.Ï. Ручной мяч в øêîëå: Пособие для ó÷èòåëÿ. Ì.: Просвещение,
1986.
13. Клусов Í.Ï. Тактика ãàíäáîëà. Ì.: ÔèÑ, 1986.
14. Кнышев А.К. Организация и судейство соревнований по гандболу.
Ì.: ÔèÑ, 1986.
15. Кожухов А.Б., Плотников Л.А. Организация и проведение массовых
соревнований по ручному мячу в коллективах физической культуры
районных и городских спортивных организаций. М.: Госкомспорт
ÑÑÑÐ, 1988.
16. Корх À.ß. Òðåíåð: деятельность и ëè÷íîñòü. Ì.: Òåððà-ñïîðò, 2000.
17. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте.
Ì.: Спортакадемпресс, 2000.
18. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды
ñïîðòà. Ì.: ÈÊÀ, 1998. 320 ñ.
19. Правила по мини-гандболу, гандболу 7х7 и пляжному гандболу.
20. Ратианидзе À.Ë., Марищук Â.Â. Игра гандбольного âðàòàðÿ. Ì.:
, 1981.
21. Тхорев В.И. Рейтинговая методика оценки соревновательной деятельности
квалифицированных гандболистов: Учебно-методическое
ïîñîáèå. Краснодар, 1992.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативная часть ............................................................................ 3
2. Методическая часть ........................................................................... 4
2.1. Пояснительная çàïèñêà.............................................................. 4
2.2. Организационно-методические указания ................................ 5
2.3. Учебный план ............................................................................. 9
2.4. План-схема годичного цикла подготовки ............................. 14
2.5. Программный материал для практических занятий ............ 36
Техническая ïîäãîòîâêà.......................................................... 36
Тактическая подготовка ......................................................... 44
Физическая ïîäãîòîâêà........................................................... 50
2.6. Восстановительные мероприятия ........................................... 54
2.7. Теоретическая ïîäãîòîâêà....................................................... 56
2.8. Инструкторская и судейская практика .................................. 61
2.9. Психологическая подготовка .................................................. 62
2.10. Воспитательная ðàáîòà.......................................................... 63
3. Контроль в процессе подготовки ................................................... 65
Методические указания ...................................................................... 65
Указания к выполнению контрольных упражнений ....................... 67
Таблицы результатов и очков для оценки подготовленности
гандболистов и гандболисток разного возраста ............................. 71
Индивидуальная карта ñïîðòñìåíà................................................... 86
4. Тренировочные задания ................................................................... 89
Упражнения для полевого игрока ..................................................... 89
Техническая подготовка ................................................................. 89
Упражнения для подготовки вратаря ............................................... 99
Физическая подготовка .................................................................. 99
Техническая подготовка ............................................................... 103
Игровая подготовка .......................................................................... 105
Примерное содержание уроков для групп
начальной подготовки ...................................................................... 108
Ëèòåðàòóðà.......................................................................................... 112
Стр.56