6 Греко-римская борьба Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обязательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся. <...> Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки борцов: теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. <...> В связи с этим процесс подготовки юных борцов приобретает формы и содержание, существенно отличающиеся от первых лет занятий. <...> В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства совершенствование физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовленности борцов осуществляется преимущественно в условиях централизованных учебно-тренировочных сборов по индивидуальным планам и будут изложены в отдельной программе. <...> 10 Греко-римская борьба Организационно-методические указания 11 • наметить (спрогнозировать) конкретные параметры того состояния, при котором ученик будет способен показать необходимый результат (в соревнованиях или при выполнении кон• трольных нормативов); на основе сопоставления характеристик исходного и модельного состояния разработать программу педагогических воздействий на различные этапы занятий. <...> ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ В данном разделе раскрываются принципы планирования тренировки борцов с учетом модели построения многолетней тренировки и характеристики возрастных особенностей детей и подростков, а также особенностей организации учебно-тренировочного процесса на разных этапах подготовки. <...> В технологии собственно планирования <...>
Греко-римская_борьба._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
УДК 796/799
ББК 75.715
Г80
Программу разработали:
Подливаев Б.А. – профессор кафедры борьбы РГУФК, заслуженный
тренер РФ;
Грузных Г.М. – профессор кафедры борьбы СибГУФК
Рецензенты:
Громыко В.В. – профессор, заслуженный тренер СССР;
Лукичева А.Ю. – ведущий специалист отдела спортивных школ и учи
лищ олимпийского резерва Госкомспорта России
Г80
Грекоримская борьба: Примерная программа спортивной
подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специали
зированных детскоюношеских школ олимпийского резерва. –
М. : Советский спорт, 2008. – 272 с.
ISBN 9785971803225
УДК 796/799
ББК 75.715
ISBN 9785971803225
©Коллектив авторов, 2008
©Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2008
Стр.2
268
Греко-римская борьба
Содержание
269
1.3.3. Тренировочные задания ........................................... 89
1.3.4. Содержание разминки борца ................................... 92
1.4. Подготовка и участие в соревнованиях ............................. 93
1.5. Зачетные òðåáîâàíèÿ........................................................... 93
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................. 3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ÁÎÐÖÎÂ.................................. 7
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ ............................................................................... 10
1. Планирование системы подготовки борцов .............................. 10
2. Паспортный и биологический
возраст как критерий отбора юных спортсменов ..................... 25
3. Характеристика возрастных
особенностей детей и подростков ............................................... 28
4. Организация учебно-тренировочного
процесса ...................................................................................... 33
III. НОРМАТИВНАЯ ×ÀÑÒÜ........................................................ 36
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ..................................................... 56
1. Организация и планирование учебнотренировочного
процесса в группах
начальной ïîäãîòîâêè................................................................ 56
1.1. Общие замечания ................................................................ 56
1.2. Средства для совершенствования физической
подготовки борца (äëÿ всех годов îáó÷åíèÿ) .......................... 60
1.2.1. Общеподготовительные упражнения ...................... 60
1.2.2. Специально-подготовительные упражнения .......... 72
1.2.3. Специализированные игровые êîìïëåêñû.............. 74
1.3. Технико-тактическая подготовка ...................................... 84
1.3.1. Освоение элементов техники и тактики .................. 84
1.3.2. Техника греко-римской áîðüáû............................... 85
2. Организация и планирование учебно-тренировочного
процесса в учебно-тренировочных группах
1—2 года обучения ..................................................................... 94
2.1. Общие замечания ................................................................ 94
2.2. Физическая подготовка ...................................................... 98
2.3. Технико-тактическая подготовка ...................................... 129
2.3.1. Освоение элементов техники и тактики .................. 129
2.3.2. Техника греко-римской áîðüáû............................... 133
2.3.3. Тренировочные задания по решению
эпизодов ïîåäèíêà.............................................................. 137
2.4. Тренировочные задания для проведения разминки .......... 145
2.5. Подготовка и участие в соревнованиях ............................. 145
2.6. Инструкторская и судейская практика .............................. 146
2.7. Зачетные òðåáîâàíèÿ........................................................... 146
3. Организация и планирование учебно-тренировочного
процесса в учебно-тренировочных группах
3—4 годов îáó÷åíèÿ.................................................................... 147
3.1. Общие замечания по планированию
учебно-тренировочного процесса ............................................. 147
3.2. Физическая подготовка ...................................................... 147
3.3. Технико-тактическая подготовка ...................................... 160
3.3.1 Освоение элементов техники и тактики ................... 160
3.3.2. Техника греко-римской áîðüáû............................... 161
3.3.3. Тренировочные задания ........................................... 174
3.3.3. Атакующие действия, связанные
с выведением из равновесия ............................................... 181
3.3.4. Тренировочные задания по созданию
условий для проведения технико-тактических
действий .............................................................................. 182
3.3.5. Тренировочные задания по завоеванию
активной ïîçèöèè............................................................... 183
3.3.6. Тренировочные задания
по совершенствованию защитных действий ..................... 183
3.4. Судейско-инструкторская практика .................................. 184
3.5. Зачетные òðåáîâàíèÿ........................................................... 185
4. Организация и планирование
учебно-тенировочного процесса
в группах спортивного совершенствования .............................. 186
Стр.136
270
Греко-римская борьба
4.1. Физическая подготовка ...................................................... 187
4.2. Организация òðåíèðîâêè.................................................... 194
4.3. Технико-тактическая подготовка ...................................... 198
4.3.1. Техника греко-римской áîðüáû............................... 198
4.3.2. Приемы борьбы в стойке .......................................... 201
4.3.3. Тренировочные задания
для проведения ðàçìèíêè................................................... 205
4.5. Инструкторская и судейская практика .............................. 206
4.6. Зачетные òðåáîâàíèÿ........................................................... 206
5. Теоретическая подготовка ......................................................... 208
5.1. Группы начальной подготовки .......................................... 208
5.2. Учебно-тренировочные группы ......................................... 215
5.3. Группы спортивного совершенствования ......................... 228
5.4. Группы высшего спортивного мастерства ........................ 241
6. Воспитательная работа и психологическая
подготовка .................................................................................. 245
6.1. Организационно-методические указания
по проведению воспитательной ðàáîòû................................... 245
6.2. Основные мероприятия
по воспитательной работе с учащимися
спортивных школ ....................................................................... 254
6.3. Психологическая подготовка ............................................. 254
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................. 265
Литература
ЧИСТАЯ СТРАНИЦА
271
Стр.137