Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Гигиеническая оценка виброакустических факторов среды обитания человека

0   0
Первый авторПетров Владимир Александрович
АвторыЧерток Алевтина Геннадьевна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц120
ID293645
АннотацияУчебное пособие представляет дидактический материал для освоения студентами важного блока Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения по специальностям Лечебное дело, Педиатрия с учетом соответствующих компетенций для овладения будущими специалистами. Этот материал раскрывает методические подходы к оценке и контролю уровней шума, вибрации, ультразвука, инфразвука, – факторов, характерных, в частности, для лечебно-профилактических организаций. В качестве базиса в учебном пособии использованы современные информационные ресурсы, в том числе нормативные и методические документы Роспотребнадзора и Госстандарта России. При подготовке представляемого методического издания использован многолетний опыт его составителей в преподавании соответствующего раздела учебных программ для студентов указанной выше специальности.
Кем рекомендованоРИС ТГМУ
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальностям Лечебное дело, Педиатрия.
УДК613.644(075.8)
ББК51.2
Петров, В.А. Гигиеническая оценка виброакустических факторов среды обитания человека / А.Г. Черток; В.А. Петров .— Владивосток : Медицина ДВ, 2014 .— 120 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/293645 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет В.А. Петров, А.Г. Черток ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия Владивосток Медицина ДВ 2014 УДК 613.644 ББК 51.201.1:51.244.31 П305 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Лемешевская Е.П. – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены труда и гигиены питания ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Ухабов В.М. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены и экологии человека ГБОУ ВПО «Пермская медицинская академия им. акад. <...> П305 Гигиеническая оценка виброакустических факторов среды обитания человека: учебное пособие / В.А. Петров, А.Г. Черток. <...> Введение Актуальность темы учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 060101 Лечебное дело, должная обеспечить высокий уровень мотивации к ее усвоению, обусловлена следующими основными формальными и неформальными позициями: 1) изучение гигиенических аспектов виброакустических факторов среды обитания человека предусмотрено рядом компетенций ФГОС 3-го поколения, которыми должен овладеть будущий специалист лечебного профиля; 2) учет профессиональной занятости пациентов, в частности, занятых в так называемых «шумных» профессиях в значительной степени обеспечивают постановку точного диагноза и рациональный подход к проведению лечебных мероприятий; 3) контроль параметров виброакустических факторов является весьма <...>
Гигиеническая_оценка_виброакустических_факторов_среды_обитания_человека.pdf
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет В.А. Петров, А.Г. Черток ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия Владивосток Медицина ДВ 2014
Стр.1
УДК 613.644 ББК 51.201.1:51.244.31 П305 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Лемешевская Е.П. – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены труда и гигиены питания ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Ухабов В.М. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены и экологии человека ГБОУ ВПО «Пермская медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации Петров, В.А. П305 Гигиеническая оценка виброакустических факторов среды обитания человека: учебное пособие / В.А. Петров, А.Г. Черток. – Владивосток : Медицина ДВ, 2014. – 120 с. Учебное пособие представляет дидактический материал для освоения студентами важного блока Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения по специальностям Лечебное дело, Педиатрия с учетом соответствующих компетенций для овладения будущими специалистами. Этот материал раскрывает методические подходы к оценке и контролю уровней шума, вибрации, ультразвука, инфразвука, – факторов, характерных, в частности, для лечебно-профилактических организаций. В качестве базиса в учебном пособии использованы современные информационные ресурсы, в том числе нормативные и методические документы Роспотребнадзора и Госстандарта России. При подготовке представляемого методического издания использован многолетний опыт его составителей в преподавании соответствующего раздела учебных программ для студентов указанной выше специальности. Учебное пособие предназначено для обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальностям Лечебное дело, Педиатрия. УДК 613.644 ББК 51.201.1:51.244.31 © В.А. Петров, А.Г. Черток, 2014 © «Медицина ДВ», 2014
Стр.2
ИЛЦ ЛПО ОК Принятые в учебном пособии аббревиатуры – испытательный лабораторный центр; ООН ПДУ ПК ПЭВМ Р Роспотребнадзор СанПиН СЗЗ СИЗ СН ФБУЗ ФГОС – лечебно-профилактическая организация; – общекультурная компетенция; – Организация объединенных наций; – предельно допустимый уровень; – профессиональная компетенция; – персональная электронно-вычислительная машина; – руководство; – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; – санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; – санитарно-защитные зоны; – средства индивидуальной защиты; – санитарные нормы; – Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения; – Федеральный государственный образовательный стандарт.
Стр.3
Введение Актуальность темы учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 060101 Лечебное дело, должная обеспечить высокий уровень мотивации к ее усвоению, обусловлена следующими основными формальными и неформальными позициями: 1) изучение гигиенических аспектов виброакустических факторов среды обитания человека предусмотрено рядом компетенций ФГОС 3-го поколения, которыми должен овладеть будущий специалист лечебного профиля; 2) учет профессиональной занятости пациентов, в частности, занятых в так называемых «шумных» профессиях в значительной степени обеспечивают постановку точного диагноза и рациональный подход к проведению лечебных мероприятий; 3) контроль параметров виброакустических факторов является весьма актуальным для ЛПО, так как ряд из них используется для диагностики и лечения заболеваний, а значит, выступает в роли факторов риска нарушения здоровья персонала и пациентов; 4) при большинстве заболеваний соматической и психической сферы виброакустические факторы при их сверхнормативных уровнях являются факторами риска развития патологии; 5) для пациентов уровни виброакустических факторов представляют собой слагаемые щадящего режима, который должен предусматриваться в связи с повышенной чувствительностью больных людей к воздействию обсуждаемых факторов; 6) каждый специалист лечебного профиля – потенциальный участник процесса производственного контроля санитарноэпидемиологического режима в ЛПО, в программу которого обязательно должен входить контроль за виброакустическими факторами больничной среды, исходя из особой их роли в обеспечении щадящего режима для пациентов и потенциальной возможности профессиональных поражений у персонала. Необходимость подготовки учебного пособия продиктована следующими причинами: 1) новые требования к содержанию и задачам подготовки специалистов по указанной выше специальности, предъявляемые соВведение 4
Стр.4
ответствующим ФГОС 3-го поколения, в частности, определяемые компетенциями, которыми должен овладеть будущий врач лечебного профиля; 2) отсутствие в методическом обеспечении подготовки студентов по специальности 060101 Лечебное дело полноценного, кратко представленного дидактического материала, который бы способствовал усвоению проблем, ассоциируемых с виброакустическими факторами среды обитания человека. Ниже приводятся основные компетенции, которыми должен овладеть студент при изучении темы учебного пособия. В приложении к этой теме в каждой компетенции полужирным шрифтом выделена та ее часть, которая ассоциируется с гигиенической оценкой виброакустических факторов. По каждой компетенции дан соответствующий комментарий. 1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1). В связи с распространенностью нарушений и заболеваний, в том числе профессиональных, связанных с виброакустическими факторами среды обитания человека, профилактика этих нарушений и заболеваний представляет собой социально значимую проблему и процесс. Для решения данной проблемы необходимо привлечение знаний основ самых разных научных дисциплин, в частности, тех, которые указаны в обсуждаемой компетенции. 2. Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11). Связь темы учебного пособия с данной компетенцией очевидна, так как, во-первых, виброакустические факторы относятся к важным медико-социальным факторам среды, способствующим развитию заболеваний у взрослого населения и подростков. Во-вторых, врач лечебного профиля с учетом принципа единства лечебных и профилактических мероприятий, должен участвовать в профилактике заболеваний. В-третьих, коль скоро виброакустические факторы как Введение 5
Стр.5
детерминанты нарушения здоровья населения играют существенную роль, профилактика соответствующих поражений и заболеваний должна входить в систему гигиенического образования и воспитания населения (санитарно-просветительной работы). 3. Способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12). Как указывалось выше, нарушения и заболевания, обусловленные воздействием виброакустических факторов, относятся к наиболее распространенным в связи с вездесущим их характером. То есть профилактические мероприятия с прикрепленным населением по предупреждению этих нарушений и заболеваний – важная задача специалиста лечебного профиля. 4. Способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25). Роль наставника среднего и младшего медицинского персонала, в частности, по проблемам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях хорошо известна и регламентируется соответствующими распорядительными документами. Причем средний медицинский персонал весьма часто привлекается для выполнения манипуляций и процедур с использованием тех или иных виброакустических факторов, для обеспечения безопасности которых необходима соответствующая подготовка. 5. Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27). 6 Введение
Стр.6
Гигиеническая оценка виброакустических факторов, профилактика их вредного воздействия основана на применении перечисленных в компетенции нормативных документов. Подчеркнута важность использования терминологии, единиц измерения факторов, классификаций. Данные стороны обсуждаемой компетенции в полной мере учтены при подготовке настоящего учебного пособия. Необходимо отметить, что гигиеническая оценка виброакустических факторов среды обитания построена на сопоставлении фактических уровней их параметров с нормативными требованиями, что нашло воплощение в содержании основных разделов представляемого методического документа. Следует указать также, что для гигиенической оценки виброакустических факторов система Государственного санитарноэпидемиологического нормирования Российской Федерации содержит полноценные, проверенные временем нормативные правовые акты. Эти акты датируются в основном 90-ми годами прошлого столетия, являются «долгожителями» среди других нормативных правовых актов, что объясняется, в частности, доступным характером представления гигиенических регламентов (основные нормативные акты можно передавать студентам в электронном варианте). При изложении материалов основных разделов учебного пособия использовался принцип так называемой «гигиенической триады». Согласно этому принципу гигиеническая оценка какого-либо фактора среды обитания человека должна предусматривать 3 этапа: 1-й этап: знакомство с природой и основными характеристиками изучаемого фактора, определяющими особенности воздействия его на организм человека; 2-й этап: изучение характера и особенностей воздействия изучаемого фактора на организм человека; 3-й этап: профилактика вредного действия изучаемого фактора. Демонстрируемый принцип обеспечивает рациональный, логически построенный алгоритм при гигиенической оценке любого фактора среды обитания человека. То есть, он носит универсальный характер. В приложении к теме учебного пособия на первом этапе важно усвоить основные физические характеристики виброакустических факторов, например, частоту колебаний, их разновидности по классификации, основные источники и др. Именно эти характеристики определяют особенности вредного воздействия данных факторов. Не менее важен и 2-й этап, так как изучение симптомокомплекса, характеризующего последствия вредного воздействия какого-либо виВведение 7
Стр.7
броакустического фактора диктует направления первичной, вторичной и третичной профилактики. Следует отметить, что данный этап «гигиенической триады» студенты осваивают при изучении клинических дисциплин, в частности, профессиональных болезней. Однако по учебному плану профессиональные болезни изучаются студентами значительно позже. В то же время полное исключение 2-го этапа из демонстрируемого алгоритма привело бы к его бессмысленности. Поэтому обсуждаемый этап представлен в разделах учебного пособия по основным позициям, схематично, с учетом дальнейшего углубленного освоения его сущности на клинических кафедрах. Без 3-го этапа «гигиенической триады» теряют смысл два первых, так как профилактика вредного воздействия какого-либо виброакустического фактора – основная, конечная задача его гигиенической оценки. При подготовке учебного пособия авторы стремились к тому, чтобы информацию, имеющуюся по гигиеническим проблемам виброакустических факторов, представить как можно более кратко, без детализирования, так как многолетний опыт показывает, что перегрузка дидактического материала информацией, как правило, приводит к снижению уровня усвоения этого материала студентами. К сожалению, многие учебники, учебные пособия, практикумы перенасыщены второстепенной информацией, в том числе цифровой. Учитывался также тот факт, что понятийный аппарат или базис является основой основ изучения любого раздела гигиенической науки и практики. Речь идет, прежде всего, о терминологии, знание которой представляет собой основу для усвоения дидактического материала. Гигиенические аспекты виброакустических факторов в данном плане – не исключение. Многие элементы терминологии студенты осваивают в общеобразовательной школе, при изучении физики в вузе. Однако, как свидетельствует опыт, студенты в полной мере используют замечательное свойство памяти – забывать то, что некоторое время не востребовано. В связи с указанным, в приложении 1 приводится словарь понятий и терминов, с изучения которого необходимо начинать работу по освоению важного раздела учебной дисциплины, представляемого настоящим учебным пособием. В заключение данного раздела необходимо указать, что представляемое учебное пособие лишь дополняет дидактический арсенал подготовки студентов, но ни в коем случае не подменяет его. То есть основными информационными источниками для освоения темы являются те, которые представлены в рубрике «Рекомендуемая литература». 8 Введение
Стр.8
Глава I. Шум как фактор среды обитания человека Материалы данного раздела освещаются, главным образом, в приложении к производственному шуму. Данное обстоятельство обусловлено наибольшей актуальностью этого шума. Определения понятий в области данного фактора среды обитания приведены в приложении 1. Из представленной в этом приложении терминологии следует, что шум – это нежелательное явление, складывающееся из отдельных звуков, состоящее из звуков, отражающих субъективное восприятие звуковых колебаний. При дифференциации понятий «шум» и «звук» часто возникают вопросы. Например, студенты нередко задают такой вопрос: «Если у меня неприятные ощущения от некоторых музыкальных форм, то эту музыку называть звуком или шумом?». Или другой вопрос: «Если для меня речь коллеги – нежелательное явление, то он издает звуки или шумит?». Интересные вопросы, свидетельствующие о стремлении студентов проникнуть в суть явлений окружающей действительности. В приведенных вопросах заложен глубокий смысл. Во-первых, выделение обсуждаемых понятий имеет субъективный характер. Для одного какая-либо музыкальная форма – «ласкающая» ухо музыка, для другого – интенсивный нежелательный раздражитель. Вовторых, несмотря на то, что речь коллеги субъективно может быть неприятна, то он все-таки издает звуки, то есть говорит, а как мы воспринимаем его речь, это относится к субъективным характеристикам человека. Когда речь идет о значении обсуждаемого акустического фактора, то нередко забывают о том, что звуки, издаваемые человеком, эволюционно оформленные как речь, – играют огромную роль в самых различных сферах деятельности человека. Кроме того, речь человека в значительной степени характеризует его как объекта социума. Замечателен в этом смысле афоризм великого Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». При этом выдающийся мыслитель древности отнюдь не был слепым. В связи с обсуждаемой стороной акустических колебаний, оформленной в виде человеческой речи, каждый человек Глава I. Шум как фактор среды обитания человека 9
Стр.9
должен стремиться к тому, чтобы он, общаясь, все-таки говорил, а не «шумел», то есть в полной мере владел культурой речи. В большой степени это качество должно присутствовать у практикующего врача с учетом деонтологического смысла характера общения с пациентами и коллегами. Еще один интересный вопрос: «Коль скоро шум – вредный фактор, то нужно ли стремиться к тому, чтобы полностью устранить шум, свести его уровень к нулевой отметке?». В данном случае необходимо напомнить, что в физиологии есть понятие «сенсорная депривация» (определение понятия в приложении 1), обозначающее резкое снижение или полное устранение числа и уровня внешних сенсорных раздражителей, к которым относится и акустический раздражитель. Самые простые устройства для депривации, такие, как повязка на глаза или заглушки для ушей, уменьшают или устраняют воздействие на зрение и слух, в то время, как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат. Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, йоге, медитации, психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также для пыток и наказаний. Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии и асоциальному поведению. При этом наблюдается развитие признаков депрессии. То есть определенный уровень какого-либо раздражителя может быть не только безвредным, но и обеспечивающим оптимальный физиологический, в том числе, психический статус человека. К определенным уровням раздражителей человек адаптировался в процессе эволюции, и они стали необходимым условием его жизнедеятельности (нормальный шумовой фон составляет 30 дБ). Таким образом, сведение уровней шума до нулевой отметки – это и утопия, и создание дополнительного вредного фактора среды обитания человека. Недаром в ходу выражение: «Гробовая тишина», которая действительно может привести к серьезным расстройствам психического статуса человека, вплоть до суицида. Следующий вопрос: «Можно ли привыкнуть к воздействию повышенных уровней шума, то есть, адаптироваться к нему?». В принци10 Глава I
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ