В. А. Шнирельман Обзор неоязычества — неизбеж ное странствие между космичес ким гротеском и страшной сказ кой, которая упорно пытается воплотиться в действительность. <...> Е. Л. Мороз ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «CТРАНИЦЫ» Неоязычество на просторах Евразии БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ св. апостола Андрея Москва —————— Приложение к журналу «Cтраницы» Неоязычество на просторах Евразии Сборник выпущен по материалам конференции, проведенной Институтом Этнологии и Антропологии РАН (Москва, июнь 1999) Составитель и редактор: Виктор Шнирельман Корректура: Татьяна Краузова Верстка: Татьяна Савина Оформление: Антон Бизяев Сборник выпущен при поддержке организации «Помощь Церкви в нужде» (Германия) Неоязыческое движение является оригинальным явлением нашего вре мени. <...> Неоязыческие группы, созданные городскими интеллектуалами, уже несколько десятилетий существуют во многих странах Запада. <...> Идет ли речь о чисто религиозном движении или неоязычники ставят перед собой более широкие мировоззренческие вопросы; ограничивается ли неоязычество чисто интел лектуальной деятельностью или претендует на решение злободневных вопро сов современности – социальных, политических или национальных, а если так, то как оно предлагает их решать и какая роль в этом отводится религии? <...> Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя . <...> «Церковь православных староверовинглингов» как пример неоязыческого культа . <...> Неоязыческие группы город ских интеллектуалов уже несколько десятилетий существуют во мно гих странах Запада. <...> Идет ли речь о чисто религиозном движе нии, или неоязычники ставят перед собой более общие мировоззрен ческие вопросы; ограничивается ли неоязычество чисто интеллекту альной деятельностью или претендует на решение злободневных во просов современности – социальных, политических или нацио нальных, а если так, то как оно предлагает их решать и какая роль в этом отводится <...>
Неоязычество_на_просторах_евразии.pdf
Приложение к журналу «Cтраницы»
Неоязычество на просторах Евразии
Сборник выпущен по материалам конференции,
проведенной Институтом Этнологии и Антропологии РАН
(Москва, июнь 1999)
Составитель и редактор: Виктор Шнирельман
Корректура: Татьяна Краузова
Верстка: Татьяна Савина
Оформление: Антон Бизяев
Сборник выпущен при поддержке организации
«Помощь Церкви в нужде» (Германия)
Неоязыческое движение является оригинальным явлением нашего вре
мени. К нему обращаются образованные городские жители, давно утратившие
связи с традиционной крестьянской культурой, которая, казалось бы, являлась
последним оплотом архаических дохристианских верований. Неоязыческие
группы, созданные городскими интеллектуалами, уже несколько десятилетий
существуют во многих странах Запада. Относительно недавно они стали возни
кать в разных регионах России и в других постсоветских государствах, причем
не только в христианской, но и в мусульманской среде. Широкие масштабы,
которые получает это движение, заставляют нас задуматься о том, каковы его
побудительные мотивы и стимулы, чем оно привлекает городских жителей,
почему их не удовлетворяют универсальные подходы, которые им предлагают
христианство и некоторые другие мировые религии. Идет ли речь о чисто
религиозном движении или неоязычники ставят перед собой более широкие
мировоззренческие вопросы; ограничивается ли неоязычество чисто интел
лектуальной деятельностью или претендует на решение злободневных вопро
сов современности – социальных, политических или национальных, а если так,
то как оно предлагает их решать и какая роль в этом отводится религии? Если
неоязычество, как это представляется, можно трактовать в терминах «изобре
тения культуры», то как оно сочетается с современной городской культурой и
социальной средой, что и как именно изобретается и для каких целей? Каковы
взаимоотношения между неоязычеством и мировыми религиями, что именно
оно в них отрицает и что из них заимствует? Все эти и многие другие вопросы
впервые в нашей науке рассматриваются учеными, которые в последние годы
пристально следили за весьма противоречивыми тенденциями развития совре
менных неоязыческих движений. В книге представлены материалы о различ
ных русских неоязыческих движениях, о развитии таких движений у других
народов России, а также на Украине, в Беларуси, в Латвии, Армении, Абхазии и
ряде других регионах.
ISBN 5896470509
© Библейскобогословский институт св. апостола Андрея, 2001
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
В. А. Шнирельман. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
В. А. Шнирельман. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в
поисках себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Е. Л. Мороз. Язычники в СанктПетербурге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
В. Б. Яшин. «Церковь православных староверовинглингов» как
пример неоязыческого культа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
А. В. Гурко. Неоязычество в Беларуси: предпосылки и условия
возникновения, организационные формы,
перспективы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
С. И. Рыжакова. Dievturмba. Религиознонациональная идея и ее
реализация в Латвии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
А. Б. Крылов. Абхазия: традиционная религия в политической и
социальной жизни современного непризнанного
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
В. А. Шнирельман. Назад к язычеству? Триумфальное шествие
неоязычества по просторам Евразии. . . . . . . . . . . . . .130
Резюме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Стр.5