Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659051)
Контекстум

Неоязычество на просторах Евразии (130,00 руб.)

0   0
АвторыШнирельман Виктор
ИздательствоМ.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея
Страниц177
ID293302
АннотацияНеоязыческое движение является оригинальным явлением нашего времени. К нему обращаются образованные городские жители, давно утратившие связи с традиционной крестьянской культурой, которая, казалось бы, являлась последним оплотом архаических дохристианских верований. Неоязыческие группы, созданные городскими нтеллектуалами, уже несколько десятилетии существуют во многих странах Запада. Относительно недавно они стали возникать в разных регионах России и в других постсоветских государствах, причем не только в христианской, но и в мусульманской среде. Широкие масштабы, которые получает это движение, заставляют нас задуматься о том, каковы его побудительные мотивы и стимулы, чем оно привлекает городских жителей, почему их не удовлетворяют универсальные подходы, которые им предлагают христианство и некоторые другие мировые религии. Идет ли речь о чисто религиозном движении или неоязычники ставят перед собой более широкие мировоззренческие вопросы; ограничивается ли неоязычество чисто интеллектуальной деятельностью или претендует на решение злободневных вопросов современности - социальных, политических или национальных, а если так, то как оно предлагает их решать и какая роль в этом отводится религии? Если неоязычество, как это представляется, можно трактовать в терминах «изобретения культуры», то как оно сочетается с современной городской культурой и социальной средой, что и как именно изобретается и для каких целей? Каковы взаимоотношения между неоязычеством и мировыми религиями, что именно оно в них отрицает и что из них заимствует? Все эти и многие другие вопросы впервые в нашей науке рассматриваются учеными, которые в последние годы пристально следили за весьма противоречивыми тенденциями развития современных неоязыческих движений. В книге представлены материалы о различных русских неоязыческих движениях, о развитии таких движении у других народов России, а также на Украине, в Беларуси, в Латвии. Армении, Абхазии и ряде других регионах.
ISBN5-89647-050-9--
УДК299.572
ББК86.39
Неоязычество на просторах Евразии : [сборник] / ред. В. Шнирельман .— Москва : Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2001 .— 177 с. — (Приложение к журналу «Страницы») .— ISBN 5-89647-050-9-- .— URL: https://rucont.ru/efd/293302 (дата обращения: 04.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. А. Шнирельман Обзор неоязычества — неизбеж ное странствие между космичес ким гротеском и страшной сказ кой, которая упорно пытается воплотиться в действительность. <...> Е. Л. Мороз ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «CТРАНИЦЫ» Неоязычество на просторах Евразии БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ св. апостола Андрея Москва —————— Приложение к журналу «Cтраницы» Неоязычество на просторах Евразии Сборник выпущен по материалам конференции, проведенной Институтом Этнологии и Антропологии РАН (Москва, июнь 1999) Составитель и редактор: Виктор Шнирельман Корректура: Татьяна Краузова Верстка: Татьяна Савина Оформление: Антон Бизяев Сборник выпущен при поддержке организации «Помощь Церкви в нужде» (Германия) Неоязыческое движение является оригинальным явлением нашего вре мени. <...> Неоязыческие группы, созданные городскими интеллектуалами, уже несколько десятилетий существуют во многих странах Запада. <...> Идет ли речь о чисто религиозном движении или неоязычники ставят перед собой более широкие мировоззренческие вопросы; ограничивается ли неоязычество чисто интел лектуальной деятельностью или претендует на решение злободневных вопро сов современности – социальных, политических или национальных, а если так, то как оно предлагает их решать и какая роль в этом отводится религии? <...> Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя . <...> «Церковь православных староверовинглингов» как пример неоязыческого культа . <...> Неоязыческие группы город ских интеллектуалов уже несколько десятилетий существуют во мно гих странах Запада. <...> Идет ли речь о чисто религиозном движе нии, или неоязычники ставят перед собой более общие мировоззрен ческие вопросы; ограничивается ли неоязычество чисто интеллекту альной деятельностью или претендует на решение злободневных во просов современности – социальных, политических или нацио нальных, а если так, то как оно предлагает их решать и какая роль в этом отводится <...>
Неоязычество_на_просторах_евразии.pdf
Приложение к журналу «Cтраницы» Неоязычество на просторах Евразии Сборник выпущен по материалам конференции, проведенной Институтом Этнологии и Антропологии РАН (Москва, июнь 1999) Составитель и редактор: Виктор Шнирельман Корректура: Татьяна Краузова Верстка: Татьяна Савина Оформление: Антон Бизяев Сборник выпущен при поддержке организации «Помощь Церкви в нужде» (Германия) Неоязыческое движение является оригинальным явлением нашего вре мени. К нему обращаются образованные городские жители, давно утратившие связи с традиционной крестьянской культурой, которая, казалось бы, являлась последним оплотом архаических дохристианских верований. Неоязыческие группы, созданные городскими интеллектуалами, уже несколько десятилетий существуют во многих странах Запада. Относительно недавно они стали возни кать в разных регионах России и в других постсоветских государствах, причем не только в христианской, но и в мусульманской среде. Широкие масштабы, которые получает это движение, заставляют нас задуматься о том, каковы его побудительные мотивы и стимулы, чем оно привлекает городских жителей, почему их не удовлетворяют универсальные подходы, которые им предлагают христианство и некоторые другие мировые религии. Идет ли речь о чисто религиозном движении или неоязычники ставят перед собой более широкие мировоззренческие вопросы; ограничивается ли неоязычество чисто интел лектуальной деятельностью или претендует на решение злободневных вопро сов современности – социальных, политических или национальных, а если так, то как оно предлагает их решать и какая роль в этом отводится религии? Если неоязычество, как это представляется, можно трактовать в терминах «изобре тения культуры», то как оно сочетается с современной городской культурой и социальной средой, что и как именно изобретается и для каких целей? Каковы взаимоотношения между неоязычеством и мировыми религиями, что именно оно в них отрицает и что из них заимствует? Все эти и многие другие вопросы впервые в нашей науке рассматриваются учеными, которые в последние годы пристально следили за весьма противоречивыми тенденциями развития совре менных неоязыческих движений. В книге представлены материалы о различ ных русских неоязыческих движениях, о развитии таких движений у других народов России, а также на Украине, в Беларуси, в Латвии, Армении, Абхазии и ряде других регионах. ISBN 5896470509 © Библейскобогословский институт св. апостола Андрея, 2001
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ В. А. Шнирельман. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 В. А. Шнирельман. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Е. Л. Мороз. Язычники в СанктПетербурге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 В. Б. Яшин. «Церковь православных староверовинглингов» как пример неоязыческого культа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 А. В. Гурко. Неоязычество в Беларуси: предпосылки и условия возникновения, организационные формы, перспективы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 С. И. Рыжакова. Dievturмba. Религиознонациональная идея и ее реализация в Латвии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 А. Б. Крылов. Абхазия: традиционная религия в политической и социальной жизни современного непризнанного государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 В. А. Шнирельман. Назад к язычеству? Триумфальное шествие неоязычества по просторам Евразии. . . . . . . . . . . . . .130 Резюме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170 Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Стр.5