Учебный материал представлен в форме учебных модулей, раскрывающих современные взгляды ученых и специалистов на основы спортивной тренировки юных спортсменов, особенности отбора и ранней ориентации в детско-юношеском спорте, технологию планирования, комплексный контроль и учет в подготовке юных спортсменов, а также воспитание и обучение юных спортсменов. <...> Учебное пособие адресовано студентам факультета физической культуры по направлению подготовки 034300.62 Физическая культура, профиль «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки по направлению «Физическая культура и спорт», а также детским тренерам по различным видам спорта. <...> Особенности отбора и ранней ориентации в детско-юношеском спорте. <...> Проблемы отбора и ранней ориентации в зарубежной научно-методической литературе . <...> Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура . <...> Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле . <...> Комплексный контроль и учет в подготовке юных спортсменов . <...> Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями . <...> Любой уровень развития спортивной одаренности позволяет достигнуть успеха в спорте. <...> Однако олимпийские медали могут завоевать только спортсмены, имеющие высокие показатели как общей, так и специальной спортивной одаренности. <...> Учебно–тренировочный процесс требует знаний в области технологии тренировочных нагрузок, соответствующих возрасту, владения методами и формами организации занятий, умений оценивать состояние юного спортсмена и вносить 5 коррективы в содержание педагогических воздействий. <...> Особое место в спортивной подготовке занимает соревновательная деятельность, которая, по существу, является проверкой «на прочность» не только юного спортсмена как личности, но и его тренера, воспитателя. <...> Соревновательная деятельность требует серьезной подготовки, как физической, так и психологической <...>
Современные_аспекты_теории_и_методики_детско-юношеского_спорта.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра теории и методики физической культуры и спорта
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДЕТСКОЮНОШЕСКОГО
СПОРТА
(Учебное пособие)
Шуя 2014
Стр.1
2
УДК 796.034-053.6
ББК 75.116.544
З – 26
Рецензенты:
А.А. Красников, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры
ТМФК ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»;
А.А. Антонов, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической
культуры, лечебной физической культуры и врачебного контроля ГОУ ВПО «Ивановская
государственная медицинская академия Минздрава России»
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Шуйского филиала ФГОУ ВПО «Ивановский государственный
университет»
Замогильнов, А.И.
З -26 Современные аспекты теории и методики детско-юношеского спорта: Учебное
пособие / А.И. Замогильнов – Шуя: ФГОУ ВПО «ИвГУ» Шуйский филиал, 2014. - 143 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и методические аспекты
организации детско-юношеского спорта в России.
Учебный материал представлен в форме учебных модулей, раскрывающих
современные взгляды ученых и специалистов на основы спортивной тренировки юных
спортсменов, особенности отбора и ранней ориентации в детско-юношеском спорте,
технологию планирования, комплексный контроль и учет в подготовке юных
спортсменов, а также воспитание и обучение юных спортсменов. В учебном пособии
также представлен материал в форме теоретических и практических заданий для контроля
за освоением данного курса.
Учебное пособие адресовано студентам факультета физической культуры по
направлению подготовки 034300.62 Физическая культура, профиль «Спортивная
тренировка в избранном виде спорта», слушателям курсов повышения квалификации и
переподготовки по направлению «Физическая культура и спорт», а также детским
тренерам по различным видам спорта.
© Замогильнов А.И.
© ШФ «ИвГУ», 2014
Стр.2
3
Содержание
Введение ..................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Основы спортивной тренировки .............................................................................. 5
1.1. Цели, задачи, средства и методы спортивной тренировки ........................................ 5
1.2. Принципы спортивной тренировки ............................................................................ 11
1.3. Основные стороны спортивной тренировки .............................................................. 19
1.4. Тренировочные и соревновательные нагрузки .......................................................... 27
Раздел 2. Особенности отбора и ранней ориентации в детско-юношеском спорте.......... 32
2.1. Методические аспекты отбора и ориентации юных спортсменов .......................... 32
2.2. Проблемы отбора и ранней ориентации в зарубежной научно-методической
литературе ............................................................................................................................ 40
2.3. Медико-биологические аспекты отбора и ориентации юных спортсменов ........... 44
Раздел 3. Основы построения процесса спортивной подготовки ....................................... 51
3.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура ......................... 51
3.2. Построение многолетней тренировки юных спортсменов ....................................... 57
3.2.1. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах) .................................. 57
3.2.2. Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах) .................................. 60
3.2.3. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах) .............................. 62
Раздел 4. Технология планирования в детско-юношеском спорте ..................................... 67
4.1. Общие положения технологии планирования в спорте............................................ 67
4.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах ............................... 75
4.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле ..... 76
4.4. Оперативное планирование ......................................................................................... 79
Раздел 5. Комплексный контроль и учет в подготовке юных спортсменов ..................... 79
5.1. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями .................... 82
5.2. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена .......................................... 83
5.3. Контроль за факторами внешней среды ..................................................................... 85
5.4. Учет в процессе спортивной тренировки юных спортсменов ................................. 85
Раздел 6. Воспитание и обучение юного спортсмена .......................................................... 89
6.1. Методы и формы воспитания личности юных спортсменов ................................... 90
6.2. Обучение в системе спортивной подготовки ............................................................ 96
6.2.1. Закономерности, правила и принципы обучения ............................................... 96
6.2.2. Средства и методы обучения в процессе спортивной подготовки ................ 102
6.2.3. Дифференцированный подход в обучении юных спортсменов ..................... 104
6.3. Физическая подготовка и ее возрастная направленность ...................................... 107
6.4. Чередование нагрузки и отдыха ................................................................................ 110
Раздел 7. Фонд оценочных средств для проверки качества освоения курса ................... 111
7.1. Теоретико-методические задание к учебному модулю 1. ...................................... 111
7.2. Теоретико-методические задания к учебному модулю 2. ...................................... 116
7.3. Теоретико-методические задания к учебному модулю 3 ....................................... 121
7.4. Теоретико-методические задания к учебному модулю 4 ....................................... 124
7.5. Теоретико-методические задания к учебному модулю 5 ....................................... 129
7.6. Теоретико-методические задания к учебному модулю 6 ....................................... 132
Заключение ............................................................................................................................. 139
Рекомендуемая литература ................................................................................................... 141
Приложение............................................................................................................................ 143
Стр.3