Сознавая ответственность за будущее российского университетского образования
и науки, Университет уверенно реализует свою миссию «передачи культуры»,
определив ее как – образование, наука и творчество для качественной подготовки
и воспитания личности, воплощающей образ российской интеллигенции
на основе высокой духовности и непреходящих традиций отечественной культуры,
способной к творческой, компетентной и ответственной профессиональной
деятельности в сфере культуры и искусства в условиях многополярного и меняющегося
мира.
Коллектив авторов
5
Стр.6
РАЗДЕЛ 1. ОТ ИНСТИТУТА – К УНИВЕРСИТЕТУ
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
Университет в лице поколений
Любое развитие, изменение жизненного мироощущения, являющееся решающим
в истории, становится характерной чертой Поколения. Именно поколение
представляет собой важное культурно-историческое понятие и определяет становление
и рассмотрение фактов истории. Представители поколения приходят
в мир с отличительными культурными, психологическими, политическими, нравственными
чертами, формирующими его лицо и, соответственно, – лицо истории.
Каждое поколение, люди «своего времени» занимают некую жизненную высоту,
с которой и воспринимается конкретное историческое время.
В чем же уникальный, неповторимый облик поколения ХХI века� Каков уровень
нашего времени� Какие жизненные высоты у «нашего поколения»�
Есть надежда, что жизненной высотой и уникальным обликом поколения россиян
ХХI века будет Духовность, и мы станем обществом, стремящимся к расрасцвету
Культуры. Она – источник высших переживаний человека, связанных с понятиями
Любви, Добра, Красоты, которые несут в себе радость и новое видение
мира, которые возвышают человека как личность.
Но где путь, избрав который, наше поколение смогло бы прийти к состоянию,
характеризующемуся как расцвет культуры� Очевидно, что судьбу ХХI века
определит уровень образования и знаний Человека нашего времени. Образование
– есть становление Человека Культуры. Образование сохраняет свою культуротворческую
роль, моральные и ценностные императивы, свое развивающее
значение для Человека, соотносимое с идеалами культуры.
«Культура, основанная на знаниях» – стратегическая система приоритетов
инновационного развития Кемеровского государственного университета культуры
и искусств, отражающая традиционные для России нормы жизни общества,
идеи патриотизма и служения Отечеству, воспитания поколения нравственного,
ответственного, знающего, трудолюбивого, уважающего свою культуру и культуру
других народов.
Стратегическая система приоритетов определяет инновационное развитие,
миссию и соответствующие задачи всех направлений деятельности, осуществляемых
Университетом.
ХХI век вновь поставил вопрос о возможностях человека в радикально меменяющемся
мире. Сегодня общественной реальностью и естественной необходимостью
является потребность в творческих людях, а главной миссией образования
становится проблема воспитания и взращивания творческой личности.
Её решение зависит от духовного поиска, стремления к самосовершенствованию
6
Стр.7
и развитию, сохранения культурно-исторической памяти, созидания, творчества
и креативности личности. Образованию и культуре необходимо взять на себя ответственность
за становление этих жизненных высот человека нашего времени.
Современное поколение Университета – ученые, деятели культуры и искусства,
студенты – принимает вызовы и требования эпохи.
Вера в творческое призвание человека и духовно-нравственные приоритеты
легли в основу Программы инновационного развития Кемеровского государственного
университета культуры и искусств на 2013–2017 годы.
Инновационное развитие Университета, его определяющая роль в сохранении
социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского
общества, обеспечении рынка труда высококвалифицированными кадрами
в сфере культуры и искусства осуществляется на основе следующих стратегических
целей:
• участие в разработке государственной политики и нормативно-правовом
регулировании системы высшего профессионального образования в сфере
культуры и искусства, определении роли культуры как основы общенационального
единства и будущего России, а профессионального образования
в сфере культуры и искусства как системы национальной безопасности;
• участие в процессе гармонизации европейской системы высшего образования,
обеспечение трансграничного трансферта знаний, творческих достижений,
мобильности студентов, академического и административного
персонала вузов-партнеров как основы для развития общеевропейского
пространства высшего образования;
• максимальное использование образовательно-научно-творческого потенциала
имеющихся образовательных структур региона на основе социального
партнерства для инновационного развития высшего образования
в сфере культуры и искусства;
• интегрирование образовательных учреждений и учреждений культуры
и искусства в укрупненные структуры с целью наиболее эффективного использования
научных, творческих и образовательных ресурсов, структурирования
образовательного пространства региона;
• создание условий и возможностей для реализации крупных программ
и проектов образовательного, культурного, социального и творческого
характера, имеющих международный, федеральный, межрегиональный,
региональный и отраслевой уровень, активизация научных исследований,
творческой и инновационной деятельности;
• формирование развитой информационно-образовательной среды и создание
на ее базе электронных образовательных технологий и ресурсов.
Модернизация и динамичное развитие Университета, формирование образовательной
политики нацелены на разработку и реализацию модели университетского
образовательного комплекса (ассоциации) культуры и искусств Сибирского
федерального округа, определяющего его организационное, правовое и экономическое
регулирование.
7
Стр.8
Реализация этой модели позволяет развивать в Университете интегрированную
многоуровневую и преемственную систему образовательной, научной, творческой,
международной и воспитательной деятельности. Она позволяет открывать новые
направления профессионального образования и предпрофессиональной подготовки,
укреплять профессиональный и творческий авторитет Университета в регионе,
привлекать к работе в вузе педагогические кадры международного уровня, а к научным
исследованиям и творческой деятельности – талантливую, креативную и
перспективную молодежь.
На рубеже ХХ–ХХI веков Университет стал престижным образовательным
и научным центром, с которым активно сотрудничают ведущие российские и зарубежные
научные учреждения и фонды, высшие учебные заведения. Среди них:
Международная академия информатизации, Международная академия наук высшей
школы, Российская академия образования, Международная федерация библиотечных
ассоциаций и учреждений (IFLA), Российский комитет Программы
ЮНЕСКО «Информация для всех», Российский гуманитарный научный фонд,
Фонд «Русский мир» и др. Университет имеет более десяти соглашений о сотрудничестве
с зарубежными вузами-партнерами из Беларуси, Казахстана, Украины,
Таджикистана, Болгарии, Китая, Монголии, Польши и др.
В Университете успешно работают два научно-исследовательских института:
НИИ прикладной культурологии (НИИ ПК) и НИИ информационных технологий
социальной сферы (НИИ ИТ СС), осуществляющие интеграцию научного
потенциала ученых Университета в рамках современных комплексных междисциплинарных
проблем. Действуют два диссертационных совета: диссертационный
совет по присуждению ученой степени доктора и кандидата наук и объединенный
диссертационный совет (с Алтайской государственной академией культуры
и искусств) по присуждению ученой степени доктора и кандидата наук. В аспирантуре
Университета ведется подготовка научно-педагогических кадров по пяти
отраслям наук и семи научным специальностям.
Как один из лучших вузов культуры и искусства Российской Федерации, Университет
стал лауреатом конкурса «Лучшие вузы Сибири – 2012», учредителем
которого является АНО НИИ «СТАТЭКСПЕРТ» (г. Москва).
В Университете сосредоточен достойный интеллектуальный потенциал, придающий
мощную и ритмичную динамику научной жизни. Мы гордимся учеными
нашего вуза, среди которых: П. И. Балабанов, Н. И. Гендина, А. А. Гук, Н. А. Заруба,
Т. Н. Ивлева, Н. И. Колкова, Т. А. Котлярова, Е. Л. Кудрина, А. М. Кулемзин,
В. И. Марков, А. И. Мартынов, Г. Н. Миненко, Л. В. Мирошниченко, И. С. Пилко,
В. Д. Пономарев, Н. Л. Прокопова, Л. И. Рудич, О. В. Синельникова, М. Е. Сорокин,
Н. Д. Ултургашева, И. Г. Умнова, А. В. Шунков, А. И. Юдина и многие,
многие другие. Есть в Университете и свое «поколение надежд» – это молодые
ученые, аспиранты и соискатели.
С основания вуза в 1969 году прошло 45 лет. Семидесятые годы ХХ века и
начало ХХI столетия – это две разные эпохи, с разными ритмами жизни. Еще
двадцать лет назад никто и не предполагал, что понадобятся специалисты по менеджменту
в социальной сфере или по информационным системам в социальнокультурной
сфере, по управлению малым бизнесом или по социально-культурным
8
Стр.9
технологиям в шоу-бизнесе, индустрии досуга. Сегодня преподаватели Университета
успешно и высокопрофессионально дают такое образование.
Резкое различие прошлого и настоящего – характерный признак нашего времени.
Каждое поколение живет в двух измерениях: в одном оно получает пережитое
предшествующими поколениями – идеи, ценности, оценки, достижения
и т. д.; в другом – отдается собственному мироощущению, творческому поиску
в бурном потоке жизни. Духовные основы каждого поколения зависят от комплиментарной
установки на эти составные части ритма времени. Сегодня, воспринимая
новые возможности ХХI века, современное поколение Университета обращаобращает
свой взор и в прошлое, чтобы не оказаться в одиночестве, чтобы не потерять
традиции, установки и знания, накопленные веками.
Широкое развитие в 60–70-е годы ХХ века в нашей стране направлений
и форм культурно-просветительной работы, проведение всесоюзных фестивалей
и смотров самодеятельного творчества, формирование комплексов современных
учреждений культуры, развитие жанров самодеятельного художественного
творчества, клубного движения по интересам, создание новых форм
художественно-массовой работы потребовало высокопрофессиональных кадров
культурно-просветительной работы, повышения их квалификации для руководства
художественно-творческими коллективами. Особенно актуальным это требование
времени стало для индустриально развитого Западно-Сибирского региона.
В 1969 году Министерство культуры РФ, следуя взятому курсу на подготовку
высококвалифицированных специалистов для сферы культуры в регионах,
принимает решение об открытии в Кузбассе Кемеровского государственного института
культуры. Основной целью его работы стало обеспечение широкой сети
культпросветучреждений Западной Сибири квалифицированными специалистами
в области организации социально-культурной деятельности, художественномассовой
работы, библиотечного дела, управления и экономики культурнопросветительной
работы.
ПРИКАЗ
Министра культуры РСФСР
Москва
№ 506 14 июля 1969 г.
Об организации
Кемеровского государственного института культуры
Совет Министров СССР Постановлением от 4 июля 1969 года № 507 принял
предложение Совета Министров РСФСР, согласованное с Госпланом СССР, Министерством
высшего и среднего специального образования СССР, Министерством
культуры СССР и Министерством финансов СССР, об организации в 1969 году
Кемеровского государственного института культуры Министерства культуры
РСФСР.
9
Стр.10