Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Богданов А. А.: Биографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID2930
АннотацияОб авторе (Богданов Александр Александрович).
Кому рекомендованоОб авторе
Богданов А. А.: Биографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 2000 .— 6 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/2930 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оригинал здесь - http://www.hrono.info/biograf/bogdanov.html БОГДАНОВ Александр Александрович (Малиновский) (10[22]. <...> Как мыслитель Богданов довольно рано проявил склонность к конструированию всеохватывающей философской системы, дающей целостную картину мира. <...> Рассматривать мир явлений как социальную практику - значит, по Богданову, видеть в нем поле коллективного труда, где сталкиваются человеческая активность и стихийное сопротивление вещей. <...> Эту обобщенную схему действительности Богданов характеризует как всеорганизационную точку зрения. <...> Ее корни лежат в коллективном труде, а задача состоит в том, чтобы, организуя человеческую деятельность, побеждать стихийное начало мира и в дальнейшем сформировать весь мир в интересах человечества. <...> Всеорганизационная точка зрения, по Богданову, это не просто чисто интеллектуальная позиция. <...> Рабочий класс представляется в этой связи наиболее совершенным субъектом организующей деятельности и прообразом человечества как некоего глобального трудового коллектива. <...> Исходя из "организационной точки зрения" Богданов разрабатывает философское учение эмпириомонизм, которое представляет собой теорию и одновременно философскую критику опыта, понимаемого как некая первичная и, в сущности, единственная реальность, с которой имеет дело человек. <...> В этом процессе идея принципиальной однородности физического и психического опыта выражает собой коллективизм как основополагающий принцип миропонимания пролетариата и противостоит индивидуалистическому социальному опыту буржуазии, центром которого является личное "я". <...> При переходе от всеобщих принципов организации (выражающих структурность мироздания) к упорядочивающей, "организующей" активности человека в философии Богданова возникает проблема культуры. <...> В ходе своей идейной эволюции Богданов идет от эмпириомонизма как философии, выражающей специфически "организационную <...>
Богданов_А._А._Биографическая_справка.pdf
Оригинал здесь - http://www.hrono.info/biograf/bogdanov.html БОГДАНОВ Александр Александрович (Малиновский) (10[22].08.1873-7.04.1928), философ. Родился в г. Соколка Гродненской губ. Окончил медицинский факультет Харьковского университета. За участие в революционном движении был сослан в Вологду, где познакомился с Н. А. Бердяевым и рядом др. известных деятелей. В 1903 примкнул к большевикам (в 1909 изгнан из партии по настоянию Ленина). Как мыслитель Богданов довольно рано проявил склонность к конструированию всеохватывающей философской системы, дающей целостную картину мира. Рассматривать мир явлений как социальную практику - значит, по Богданову, видеть в нем поле коллективного труда, где сталкиваются человеческая активность и стихийное сопротивление вещей. "Активность" и "сопротивление" - основные понятия богдановской "онтологии практики". Все формы, которые принимает действительность, суть не что иное, как различные сочетания активностей и сопротивлений. В постоянном обновлении этих форм удерживаются те, в которых активности и сопротивления даны в наиболее устойчивом, гармоническом сочетании. Эту обобщенную схему действительности Богданов характеризует как всеорганизационную точку зрения. Ее корни лежат в коллективном труде, а задача состоит в том, чтобы, организуя человеческую деятельность, побеждать стихийное начало мира и в дальнейшем сформировать весь мир в интересах человечества. Всеорганизационная точка зрения, по Богданову, это не просто чисто интеллектуальная позиция. Она носит классовый характер. Она совершенно чужда буржуазному индивидуализму, но естественна для класса, который своим трудом организует вещный мир и самого себя. Рабочий класс представляется в этой связи наиболее совершенным субъектом организующей деятельности и прообразом человечества как некоего глобального трудового коллектива. Вот почему ему необходимо выработать и сознательно применять собственную систему организующих природу и общественную жизнь методов, составляющих в совокупности совершенно особую пролетарскую культуру. Исходя из "организационной точки зрения" Богданов разрабатывает философское учение - эмпириомонизм, которое представляет собой теорию и одновременно философскую критику опыта, понимаемого как некая первичная и, в сущности, единственная реальность, с которой имеет дело человек. Богданов рассматривает процесс познания как смену идеологических форм. В этом процессе идея принципиальной однородности физического и психического опыта выражает собой коллективизм как основополагающий принцип миропонимания пролетариата и противостоит индивидуалистическому социальному опыту буржуазии, центром которого является личное "я". При переходе от всеобщих принципов организации (выражающих структурность мироздания) к упорядочивающей, "организующей" активности человека в философии Богданова возникает проблема культуры. Культура для него - это способы организации труда, общения, познания и жизни, вырабатываемые крупными социальными коллективами (классами, социальными группами) в качестве общественно принятых. В ходе своей идейной эволюции Богданов идет от эмпириомонизма как философии, выражающей специфически "организационную" точку зрения, к созданию "всеобщей организационной науки" - тектологии. По уровню и широте своих обобщений ("весь мир опыта" (см.: Богданов А. А. Всеобщая организационная наука [тектология]. Ч. 1. СПб., 1913 тектология сопоставима с философией, но носит в отличие от последней эмпирический, опытный характер, допуская экспериментальные методы исследования. В сущности, это своего рода "постфилософия", берущая на себя многие ее функции, но на качественно новом уровне. Тектология - единственная наука, которая должна не только вырабатывать свои методы, но также исследовать и объяснять их. Поэтому она представляет собой завершение всего цикла наук. "Всеобщая организационная наука", по Богданову, призвана не только углубить наши знания о действительности, но стать фактором перестройки всей познавательной деятельности (преодоление прогрессирующей научной специализации на основе выдвинутых тектологией общих понятий), а также - что еще важнее - общественных отношений (переход к "интегральному" социальному устройству, в котором момент неорганизованности, проявляющийся в классовой борьбе, кризисах и безработице, будет снят на основе "строго научной планомерности", опирающейся на обобщенное понимание "организациолнных задач"). В этом плане теоретические построения Богданова, которые он считал "идеологией современного технического прогресса", предстают как одна из крайних ступеней в развитии европейского рационализма с его идеей создания "разумного общества" по некоторому хорошо продуманному плану. В сугубо теоретическом плане тектология может рассматриваться как предвосхищение кибернетики, общей теории систем, а отчасти и синергетики. Однако в специфически идеологическом контексте "организационное" мышление Богданова стало одним из источников современного
Стр.1