Иванцова, И. С. Селезнёва СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИНТЕЗА ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА. <...> И23 Современные технологии синтеза органических веществ в формировании естественнонаучной картины мира. <...> Кроме того, имеется раздел, касающийся объяснения специфики и единства естественнонаучной и гуманитарной культур как двух взаимосвязанных компонентов единой культуры. <...> Место науки в системе культуры и основные этапы ее развития . <...> Зарождение научного мышления в Древней Греции . <...> Научные революции эпохи Возрождения и Нового времени . <...> Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного познания мира. <...> Отличительные особенности культур естественнонаучного и гуманитарного познания мира . <...> Основные тенденции развития естествознания в схеме . <...> 128 4 ВВЕДЕНИЕ Естествознание – обширная область человеческих знаний о разнообразных природных объектах, их свойствах, строении, происхождении и развитии, а также о природных процессах и законномерностях их протекания. <...> МЕСТО НАУКИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 1.1. <...> Зарождение научного мышления в Древней Греции К началу I тыс. до н. э. уклад жизни изменился в связи с развитием торговли, мореплавания, колонизации. <...> Это лишь формирование протонаучного стиля мышления и зарождение элементов научной деятельности. <...> Решающий толчок развитию естествознания в древние века дала греческая цивилизация. <...> Им представлялось достаточным выдвижение логичных объяснений тех или иных явлений. <...> Наибольшим достижением эпохи Рима явилась великая поэма Тита Лукреция Кара «De rerum natura» («О природе вещей») (рис. <...> Лукреций Кар (99–55 гг. до н. э.) создал произведение, отображающее догадки античных атомистов и материалистов, на удивление созвучные во многом с современными представлениями, хотя многие представления и Лукреция и его современников выглядят очень наивными, например: «Солнце нам видно с Земли в его настоящих размерах, и полагать <...>
Современные_технологии_синтеза_органических_веществ_в__формировании_естественно-научной_картины_мира_ЧАСТЬ_1..pdf
УДК 5(075.8)
ББК 20я73
И23
Рецензенты:
д-р техн. наук проф. В. Г. Бурындин (зав. каф. «Технологии
переработки пластмасс» Уральского государственного
лесотехнического университета;
канд хим. наук Е. В. Щегольков (Институт органического
синтеза УрО РАН)
Научный редактор – канд. хим. наук доц. М. И. Токарева
Иванцова, М. Н.
И23
Современные технологии синтеза органических веществ в формировании
естественнонаучной картины мира. В 2 ч. Ч. 1: учебное
пособие / М. Н. Иванцова, И. С. Селезнёва. – Екатеринбург : Изд-во
Урал. ун-та, 2014. – 130, [2] c.
ISBN 978-5-7996-1112-5 (ч. 1), 978-5-7996-1111-8
В учебном пособии подробно дается характеристика современной
естественнонаучной картины мира, закономерностей развития естествознания и
науки в целом, рассматривается научный метод исследования. Большое
внимание уделяется рассмотрению научного метода познания, причем акцент
сделан на объяснение принципиальных особенностей современной естественнонаучной
картины мира. Кроме того, имеется раздел, касающийся объяснения
специфики и единства естественнонаучной и гуманитарной культур как двух
взаимосвязанных компонентов единой культуры.
Учебное пособие может быть полезно студентам всех форм обучения
направления/специальности 034300 – Физическая культура для самостоятельной
подготовки к практическим занятиям и сдаче экзамена, а также
преподавателям при подготовке к организации и проведению занятий.
Библиогр.: 21 назв. Табл. 1. Рис. 35. Прил. 9.
УДК 5(075.8)
ББК 20я73
ISBN 978-5-7996-1112-5 (ч. 1),
978-5-7996-1111-8
Уральский федеральный
университет, 2014
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................... 5
1. Место науки в системе культуры и основные этапы ее развития ..... 6
1.1. Этапы развития науки ................................................................................ 6
1.1.1. Зарождение научного мышления в Древней Греции .................. 6
1.1.2. Научные достижения эпохи Средневековья ............................... 19
1.1.3. Научные революции эпохи Возрождения и Нового времени .. 20
1.2. Современные представления о науке ................................................... 31
1.3. Место науки в культуре общества ......................................................... 35
1.4. Специфичные черты науки ..................................................................... 39
1.5. Функции науки .......................................................................................... 40
1.6. Критерии научного знания ..................................................................... 41
1.7. Модели развития науки ........................................................................... 45
1.8. Научные революции................................................................................. 48
1.9. Дифференциация и интеграция научного знания .............................. 53
1.10. Классификация наук .............................................................................. 54
1.11. Этос науки ................................................................................................ 55
Вопросы и задания для проверки знаний ................................................... 58
2. Естествознание как комплекс наук о природе ................................... 59
2.1. Предмет и структура естествознания ................................................... 59
2.2. Цели естествознания ................................................................................ 61
2.3. Математизация естествознания ............................................................. 61
2.4. Основные черты современного естествознания и науки в целом .. 62
2.4.1. Глобальный эволюционизм ........................................................... 65
2.4.2. Синергетика – теория самоорганизации ..................................... 66
2.4.3. Общие контуры современной естественнонаучной
картины мира ................................................................................................... 66
Вопросы и задания для проверки знаний ................................................... 68
3. Методология и методы естественнонаучных исследований ........... 69
3.1. Общая характеристика методологии естествознания ....................... 69
3.2. Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного
познания мира................................................................................................... 70
3
Стр.4
3.3. Методы научного познания .................................................................... 71
3.3.1. Эмпирические методы .................................................................... 72
3.3.2. Теоретические методы ................................................................... 73
3.3.3. Всеобщие научные методы ............................................................ 77
3.4. Формы научного познания ..................................................................... 78
3.5. Процесс научного познания ................................................................... 85
Вопросы и задания для проверки знаний ................................................... 87
4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры ................................ 88
4.1. Общие представления о культуре.......................................................... 88
4.2. Отличительные особенности культур естественнонаучного
и гуманитарного познания мира ................................................................... 90
4.3. Единство и взаимосвязь культур ........................................................... 97
4.4. Путь к единой культуре ........................................................................... 98
Вопросы и задания для проверки знаний .................................................101
Основные идеи современного естествознания ................................... 102
Тестовые задания для контроля знаний ............................................... 104
Выходной контроль знаний ................................................................... 109
Библиографический список .................................................................. 110
Основные термины и определения ....................................................... 112
Приложение 1. Классификация наук .................................................... 118
Приложение 2. Естествознание как наука ........................................... 119
Приложение 3. Основные достижения естествознания ..................... 120
Приложение 4. Основные тенденции развития естествознания
в схеме ..................................................................................................... 122
Приложение 5. Перечень тем рефератов ............................................. 123
Приложение 6. Пример оформления титульного листа ..................... 124
Приложение 7. Пример оформления содержания .............................. 125
Приложение 8. Образцы оформления списка литературы
(по ГОСТ 7.1-84)..................................................................................... 126
Приложение 9. Примерный перечень контрольных вопросов
к экзамену ................................................................................................ 128
4
Стр.5