Хотя какие-то фрагменты масштабного философского труда, которым Валерий Шарин занимался на протяжении последних лет своей так рано оборвавшейся жизни, были известны его ближайшему окружению – они читались и обсуждались. <...> А значит, и сам Валерий Шарин останется со своим читателем. <...> Валерий ШАРИН МЕТАФИЗИК В ЗЕРКАЛЕ СМЕРТИ И БЕЗУМИЯ Екатеринбург Издательство Уральского университета 2014 УДК 1 (092) ББК ЮЗ(0)6 Ш259 Научный редактор доктор философских наук, профессор УрФУ Д.В. <...> Одна из основных философских проблем – это поиск ответа на триединый и вечный вопрос о субстанциональности бытия, субстанциональности мыслящего индивида, а также о том, в каких отношениях они находятся между собой, границах, совпадениях и различиях. <...> Через некоторое время, Фридрих Ницше – этот своеобразный пасынок просвещения – отчеканил «Бог умер». <...> Стало понятным, что бесконечность не существует как феномен за пределами чистого мышления, это феномен без ноумена. <...> Важнейшие среди них религия и наука, философия и метафизика, искусство. <...> Отсюда мышление– и часть реальности, и целое противостоящее ей. <...> Или индивидуальное мышление часть бытия или бытие содержится в мышлении? <...> Философия как метафизика закончилась на немецком идеализме. <...> Не ясно, понимал ли сам Гегель внеразумность или сверхразумность оснований бытия? <...> В любом случае, в его философии рациональное мышление существовало как самая первая и простая способность разума, а высшая его способность – спекулятивное мышление самого философа – завершала своего рода авантюру на счет возможности человеческого мышления. <...> Георг Вильгельм Фридрих Гегель, будучи знатоком истории философии, знал и метод, позволявший их преодолеть, что породило ошибочное представление о нем, как, – по большей части – о диалектике. <...> «Антипод» Гегеля Ницше, первым услышал оглушительные раскаты от провала гуманистического Большого Проекта Просвещения и поставил под вопрос сам фундамент культуры, обнажив <...>
Метафизика_в_зеркале_смерти_и_безумия.pdf
УДК 1 (092)
ББК ЮЗ(0)6
Ш259
Научный редактор доктор философских наук,
профессор УрФУ Д.В. Пивоваров
Ш259 Шарин Валерий. Метафизик в зеркале безумия и смерти: философия
Гегеля и Ницше как формы духовного опыта. / В.И. Шарин.
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 368 с.
ISBN 978-5-7996-1123-1
В монографии Валерия Ивановича Шарина (1948–2013) человек рассматривается
как средоточие страдающего бытия, предельным измерением которого автор считает
безумие и смерть.
Оттого история западноевропейской философии трактуется в книге сквозь призму
противоборства рационализма, особо ярко проявившегося у Эмпедокла и Гегеля,
и, с другой стороны, и иррационализма, у Гераклита и Ницше. По Гегелю, в человеческом
бытии торжествует понятие, а идеал подлинного homo sapiens – мудрец. У Ницше,
наоборот, верх в итоге берет воля, и его идеал – сверхчеловек. Данное диалектическое
противоречие в тексте представлено вечным противостоянием Аполлона и Диониса.
Обсуждаются также другие темы: аристократизм как императив, война и игра,
сингулярности в качестве коллапса культуры т. д.
Издание адресовано всем тем, кому интересны проблемы философии.
УДК 1 (092)
ББК ЮЗ(0)6
ISBN 978-5-7996-1123-1
© Шарин В.И., текст, 2014
© Филоненко Д.Ю., оформление, 2014
Стр.5
Оглавление
Жизнь, философия и мировоззрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Есть ли человек трагическое средоточие бытия? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Распадение изначального синкретизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Аполлон и Дионис: единое и многое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Становление Гераклита и сфера Парменида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Гегелевский мудрец, или Торжество понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Ницше – идеал сверхчеловека: торжество воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Мера бытия: смерть и безумие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Аристократизм как императив подлинности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Сингулярность как коллапс культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Отмена субстанциональности: война и игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
После сингулярности: метачеловек в метареальности . . . . . . . . . . . . . 253
284
Стр.285