Христианство
и другие
религии
•
СБОРНИК СТАТЕЙ
Приложение к книге
свящ. Георгия Кочеткова
«ИДИТЕ, НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ»
(катехизис для катехизаторов)
Издание 2-е,
исправленное и дополненное
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКВА 2015
Стр.1
УДК 27:233:24:26:28:29
ББК 86.2
Х 93
Х 93 ХРИСТИАНСТВО И ДРУГИЕ РЕЛИГИИ : Сборник статей.
Приложение к книге свящ. Ге ор гия Кочеткова «“Идите, научите
все наро ды” (катехизис для катехизаторов)». 2-е изд., испр. и
доп. — М. : Свято-Филаретовский право славно-христианский
ин ститут, 2015. — 120 с. : ил.
ISBN 978-5-89100-137-4
Проблема изучения и взаимоотношения разных конфессий и религий
в наше время стала как ни когда острой и актуальной. В данном
сборнике собраны статьи известных ученых христиан, не позволяющих
себе говорить и писать о других ду ховных практиках и верах
с агрессивно-фунда менталистских позиций контрмиссии, т. е. не
за ме чая у других ничего ценного и правильного, что приводит не к
открытому диалогу, а лишь к вражде и безысходной борьбе. О таких в
Евангелии говорится: «Не знаете, какого вы духа». Однако не видеть
противоречивости разных религиозных вер тоже нельзя, нельзя и
свести их без остатка к единому знаменателю, повторяя известный
«тео софский ход». Книга является оригинальным вкладом в решение
этих проблем. Она предназначена для катехизаторов, студентов и преподавателей
духовных учебных заведений и всех, интересующихся
затронутыми в ней вопросами.
ISBN 978-5-89100-137-4
© Свящ. Георгий Кочетков, 1999
© Свято-Филаретовская МВПХШ, 1999
© Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2015
© Оформление. Свято-Филаретовский православно-христианский
институт, 2015
Стр.2
Христианство и другие религии
РЕЛИГИЙ и религиозных, а также мистических сект и
практик было, есть и будет очень много. Это и составляет
некоторую проблему для христианства, исповедующего
единую Истину в едином Боге, а также единство человеческого
рода, созданного по единому образу Божьему, содержащемуся
в каждом человеке. Поэтому не случайны часто
задаваемые в наше время вопросы: «Как же, если Бог один,
может существовать множество религий?» Или: «Неужели
все религии ложны и только христианство (православие)
единственно истинно?» Или: «Неужели все нехристиане
(неправославные) погибнут? А если они ничего не слышали
о Христе и христианстве?» Или наоборот: «Неужели возможно
спасение вне Христа и Его Церкви, ведь сказано:
“Уверовавший и крещенный будет спасен...” (Мк 16:16)?»
Или: «А может быть, разные религии — лишь разные пути к
одному и тому же единому Богу, а различия между ними —
лишь по форме, а не по содержанию, и объясняются только
историческим, культурным и национальным своеобразием
того или иного народа?» Дать главные направления для
христианского ответа на эти вопросы и есть наша задача.
Религии мира могут быть классифицированы с разных
позиций. Одна из важнейших классификаций — их деление
на мировые и немировые. К мировым религиям относятся
все религии, вышедшие далеко за рамки одного
народа, страны, континента. Остальные называются немировыми,
часто просто национальными. К мировым ре5
Стр.5
•
6 Христианство и другие религии
лигиям принято относить три: христианство, ислам (мусульманство)
и буддизм.
Другая общепринятая классификация религий — деление
на монотеистические и языческие.
Монотеистические религии — это религии, которые исповедуют
не просто одно божество, численно одно, как это
могло быть уже в Древнем Египте и Древней Индии, но
одного-единственного Бога — Святого Бога, открывшего
Себя в древности патриарху Аврааму, Бога-Творца, создавшего
небо и землю, т. е. весь видимый и невидимый мир со
всеми его мирами, давшего в нем жизнь животным и дух человеку.
Таким образом, это не просто религии единобожия,
а религии Авраамовой и библейской традиции. Их насчитывается
столько же, сколько и мировых — три. Это те же
религии, только вместо буддизма к ним относится иудаизм.
Иудаизм — не мировая, а национальная религия, которую
исповедует большинство евреев, а буддизм — хотя и мировая,
но не монотеистическая, а языческая религия, ибо она
не приобщена к Авраамовой традиции единобожия. Примером
же немировой (национальной) и немонотеистической
(языческой), но также великой религии в наше время может
служить индуизм. Итак, беря за точку отсчета христианство,
начнем разговор с мусульманства.
Что такое мусульманство, или ислам? Это единственная,
кроме христианства, мировая и монотеистическая религия.
Она возникла в первой половине VII в., в 630 г., широко распространена
и до сих пор бурно разрастается.
«Символом веры» мусульманства является формула:
«Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет — Его пророк». В мусульманстве
все гораздо проще, чем в христианстве: верь согласно
«символу веры», совершай пять раз в день молитву,
один раз в год, в месяц рамадан, пост, добровольную очистительную
милостыню и один раз в жизни — паломничество
в Мекку, а если не можешь в Мекку, то в подобные святые
места, например в Иерусалим.
Стр.6
Христианство и другие религии 7
Таким образом, с одной стороны, для ислама характерна
максимальная упрощенность. Слово «ислам» и переводится
просто как «подчинение» (Богу). Ислам проповедует,
начиная с первых дней своего существования, — и это хорошо
видно в Коране, основной вероучительной книге ислама,
— возвращение к вере Авраама, вере, с нашей точки
зрения, хотя и в истинного Бога, но еще несовершенной,
ибо не знающей откровения Моисеева Закона, Давидовой
Надежды и откровения Любви, данного во Христе и через
Христа как Сына Божьего и Сына Человеческого. Для последователей
ислама Бог непостижим и недостижим, Его
нельзя познавать, а поэтому в нашем смысле слова духовной
жизни человека там нет, как нет там и таинств, иерархической
церкви и т. д.
Но с другой стороны, упрощенность ислама ведет к некоторой
противоположности. В исламе жить сложно (только
сложность эта иная, чем в христианстве с его бременем
свободы), ибо Бог говорит только через пророка Магомета,
который преподает своим последователям все законы жизни,
и до мелочей, до мельчайших подробностей регламентирует
все формы жизни человека через толкователей этих
законов. Поэтому в исламе огромную роль играют законы
шариата, т. е. предания, или традиции.
Неудивительно поэтому, что ислам нередко носит откровенный
сектантско-законнический (отсюда происходит и
его фанатизм), эклектический и мифопоэтический характер,
вплоть до расцвеченной сказочности. Это именно вера,
обычно сильная и связанная с верностью, но фанатичная
и слепая, т. е. больная недостатком Любви и опыта Богопознания,
что подрывает и ее пророческое основание. Она
включает в себя многие элементы иудаизма, христианства
и даже дуализма и иного язычества, причем главными остаются
все же христианские черты. Иисус для мусульман (как
и Ной, Авраам, Исаак и Иаков, Моисей и Давид) — один
из величайших Божьих пророков. В одном месте Корана
Он даже прямо называется Христом — Мессией. Но все же
•
Стр.7
•
8 Христианство и другие религии
для них Он меньше Магомета, Он — Христос, но не Сын Божий.
Правда, выражение «Сын Божий» они понимают не
так, как мы, а поэтому и отрицают с ним не совсем то, что
мы утверждаем.
Таким образом, за признание Иисуса Христом мы могли
бы их назвать даже ветвью христианства в широком смысле
слова, или христианской сектой, но только очень большой
и неправославной (еретической), ибо они не знают Христовой
благодати — откровения о Боге как Святой Троице и о
Христе как Богочеловеке, Спасителе мира и каждого верующего
человека.
В исламе есть несколько направлений с довольно натянутыми
отношениями, даже враждой между ними. Главные
из них — сунниты и шииты. Кроме того, существует
мистический, как бы монашеско-аскетический орден суфиев
и есть различные богословско-философские школы.
Однако все мусульмане чувствуют себя членами единой
общины (ýммы).
Третьей мировой религией является буддизм. Он возник
в VI–V вв. до н. э. в Индии. Будда (т. е. Просветленный) Шакьямуни
показал путь ухода человека от тотальных страданий
в этом падшем мире. В буддизме до сих пор самой сильной
является его отрицающая сторона, его апофатическая
правда о мире сем и жизни в нем.
Буддизм на вершине своего учения отрицает грубое идолопоклонство
и кастовое неравенство людей, но с другой
стороны, это — утонченный пантеизм, в нем нет откровения
и познания трансцендентного личного Бога. Тем более
нет в нем откровения благодати Христовой.
Буддийский «бог» разлит в природе как ее духовная первооснова,
как духовный абсолют и свет. Он не имеет личного
имени. Человек, уходя из этого мира и тем самым от
страдания, должен достичь простого соединения, слияния
с этим божеством по принципу «ты одно с тем», что означает,
в частности, преодоление дуализма субъекта и объекта
Стр.8
Христианство и другие религии 9
(правда, увы, безличное и безличностное). Здесь необходим
отказ человека от всех желаний, их преодоление.
Но растворяясь таким образом в божественном абсолюте,
человек не только обретает абсолютный покой и уходит
от всех страданий в свет нирваны, но и теряет всего себя.
Он действительно уходит от своей индивидуальности, самости
и своеволия, но не обретает и своей духовной личности.
Для буддизма (как и для родственного ему индуизма, о
котором мы будем говорить ниже) характерна развитая мифология,
трансцендентальная мистика и соответствующая
ей богатая аскетическая практика очищения души и тела
своими, часто сокрытыми и укорененными в космосе силами.
В нем также имеется несколько течений (главные —
махаяна, в том числе ламаизм и дзен, и хинаяна). До ХХ в.
с христианством буддизм почти не сталкивался.
Как мы уже говорили, буддизм — языческая, немонотеистическая
религия. А языческие религии не знают пути
«сверху вниз», они знают только путь «снизу вверх», т. е.
путь трансцендентального познания божественного в отрыве
от пути трансцендентного Откровения Бога.
Не зная же Откровения и единого истинного святого личного
Бога — Творца всего мира и нашего Небесного Отца,
они имеют только то, что так или иначе можно познать лишь
изнутри падшего человека и мира, в том числе из актуализируемого
естественными, своими силами образа Божьего
в человеке, из общественных и природных связей и соответствующего
опыта.
Поэтому и в таком язычестве может быть много ценного
и правильного, отчасти даже истинного. Вот почему, хотя
языческие боги суть не боги (см. 4 Цар 19:18; Иер 2:11,
16:20; 1 Кор 8:5 и Гал 4:8), совсем ложных религий в мире
нет (ср. Пс 81:1, 96:7, 134:5, 135:2; Рим 1:20), а язычники,
если живут по совести, хотя лично и не знают Бога во
Христе, все же имеют надежду на спасение (см. Рим 2:6–
29, особенно 14–15) — Духом Святым, Который «дышит,
где хочет» (Ин 3:8).
•
Стр.9
•
10 Христианство и другие религии
Буддизм, например, есть весьма тонкое и благородное,
в лучшем смысле этого слова, язычество. Но много дало
и дает человечеству и иное язычество Востока — Египта,
Вавилона, Персии, Индии, Китая, как и Древней Греции,
Рима и т. д. Такое язычество глубоко и серьезно и требует
соответственного отношения с нашей стороны. Но работа
по узнаванию и отделению частей правды и истины в язычестве
от неправды и неистины в нем же (см. Быт 6:1–6)
только началась. Здесь еще нет общей картины и должной
последовательности.
Особое значение в наше время среди языческих религий,
кроме буддизма, имеет индуизм, великая индийская
национальная философская вера, возникшая задолго до
буддизма. В рамках пантеизма он мудро учит о мировом и
человеческом духе, т. е. бра хмане и а тмане, призванном к
полному трансцендентальному единству. Но в индуизме,
как и во всяком язычестве, сильно развит магизм. И для
него характерно безличностное, а к тому же еще и кастовое
отношение к человеку, выражающееся, в частности, в
учении о переселении душ. В Индии он имеет множество
школ, сект и направлений, не сводимых друг к другу. Он
впитал в себя даже буддизм. К нам индуизм часто проникает
через йогу и оккультные секты, теософию, антропософию,
кришнаитов, рерихианцев, учения многочисленных гуру*.
Такой же не мировой, а национальной, но не языческой,
а монотеистической религией является иудаизм. Заметим,
что никогда не должно путать понятия «иудей» (точнее,
«иудаист») и «еврей». Иудей, или иудаист, — это человек,
* См. : Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.
Интересна и его статья о так называемом «Тибетском евангелии»,
доказывающая теософское происхождение последнего:
Современные размышления по поводу одной старинной подделки
// Народы Азии и Африки. 1990. № 4, а также в: Православная
община. 1992. № 2. С. 80–85.
Стр.10
Христианство и другие религии 11
который исповедует определенную религию — иудаизм, а
еврей — это человек определенной национальности. Еврей
может исповедовать любую религию или не исповедовать
никакой, что в наше время еще нередко и бывает, а иудаистом
в принципе может стать человек любой национальности
и культуры.
Иудаизм не есть религия времен Ветхого завета или земной
жизни Господа Иисуса Христа, как часто думают. Хотя
в иудаизме и сохраняется многое от той веры, в том числе
ожидание Мессии, однако иудаизм уже немыслим без возникших
позже учений Талмуда, каббалы, хасидизма и т. д.
Иудаизм часто играл и играет роль средства сохранения
национального единства, особенно в еврейской диа споре,
он и сейчас стоит на закваске книжников и фарисеев, выбирая
скорее Бара ббу вместо истинного Маши аха — Иешу а.
Храма и соответствующего культа в иудаизме с 70 г. н. э.
до сих пор нет. Его заменяют многочисленные, разбросанные
по всему миру синагоги и дома верующих. Заменяют,
конечно, лишь в той мере, в которой они вообще могут заменить
богослужения Иерусалимского храма.
Для иудаизма тоже характерны разные течения — от
ортодоксального до весьма модернистского. Его отношение
к христианству в целом скорее настороженное, и даже враждебное,
что особенно хорошо видно в узко-ортодоксальных
кругах и районах современного Израиля, в котором христианину,
особенно еврею-христианину, жить очень трудно,
почти невозможно.
Очень большую роль в иудаизме играет Талмуд — комментарии
и комментарии на комментарии к Библии. Среди
его правил есть и весьма хорошие, и весьма сомнительные.
Например, иудею не позволено подходить к христианину
ближе, чем на три метра (несмотря на это, среди евреев во
все века нашей эры были истинные христиане, в наше же
время их стало еще больше, чем раньше).
Но, к сожалению, подчас иудаизм становится уже даже
не национальной, а прямо националистической силой, бо•
Стр.11
•
12 Христианство и другие религии
лее охраняющей свой народ по плоти, чем Божью Истину,
и тем самым ввергающей его во все новые беды и страдания
в мире. В этом символ развития (и деградации) иудаизма до
сего дня. «Сбой», который произошел во времена Иисуса
Христа, когда время посещения Господом Иерусалима не
было узнано («во славу Божью и Израиля»!) бывшим тогда
богоизбранным народом, все дальше уводит этот народ от
Бога, от истинного откровения во Христе, т. е. от того откровения,
которое они отвергли.
Впрочем, и сейчас среди иудеев разных толков можно
найти искреннее и праведное следование за Богом и Его законом,
и даже открытость к Богу во Христе и Его Церкви.
Говоря о существующих ныне религиях, мы должны
различать, говорим ли мы вообще и книжно о той или
иной религии, либо об этой же религии в ее современном
и реальном состоянии. Сейчас для нас более важно
именно современное состояние религий, а не вообще образ
той или иной из них. Почему? Для христиан очень
важно сохранять христианство по его духу и смыслу
одним и тем же, так как «Христос всегда один и тот
же». Это тождество не зависит от различий в развитии
форм христианской жизни, в том числе форм культа.
Этот принцип не зависит и от тех недостатков и искажений,
которые есть в христианской жизни. Поэтому
мы определенно можем сказать, что и сейчас по своему
духу Церковь Христова (православная, во всяком случае)
та же, что и в апостольскую пору. В нехристианских
же религиях обычно бывает наоборот, ибо в них часто
до сего дня существуют очень консервативные древние
внешние формы, а дух и смысл их менялся и меняется.
Так изменчивы и все крупные и значительные религии:
мусульманство, иудаизм, буддизм, индуизм. Поэтому,
чтобы человеку познать их, ему в принципе будет недостаточно
знать только их книжные источники и историю
(а для познания христианства может быть доста
Стр.12
Христианство и другие религии 13
точно знания только о том, как покаяться, обратиться
к Богу во Христе и принять в Церкви дар и благодать
Святого Духа).
Говоря о существующих религиях, также надо всегда
помнить, что христианство — не только и не столько религия,
ибо в нем — вся полнота жизни и духовной связи людей
с Богом, друг с другом и с миром. Все остальные учения и
духовно-аскетические практики есть религии, ибо все они
всегда частичны, хотя также претендуют на всю жизнь человека,
на весь дух, всю правду и всю истину.
И еще нужно помнить, говоря с нехристианами или о
них, что нельзя реагировать только на их слова, термины
и самоназвания, делая из них мертвые ярлыки, требующие
однозначного к себе отношения. Важно знать, что стоит за
этими словами. Очень часто одно и то же слово (или иная
форма) несет в себе разный дух и смысл, которые нужно
еще выявить.
Кроме того, надо учитывать, что внутри одного и того же
определенного течения или одной и той же религии могут
существовать не только различные типы духовности, но и
целые различные направления. Например, в мусульманстве
— это те же сунниты и шииты, а в иудаизме — тот же
ортодоксальный и неортодоксальный иудаизм. Есть там
теперь даже движение так называемых мессианских евреев,
которые признают Святую Троицу, Иисуса как Христа
и святое Крещение, хотя внешне и не выделяются из традиционного
иудейства.
К слову говоря, это довольно развитое течение в Америке,
а теперь и не только в Америке. Есть оно и в Москве. Такие
«мессианские евреи» скорее похожи на древних иудеохристиан,
хотя вопрос о мере их православия и не прост.
«Обновленный иудаизм... отказался от множества элементов
религиозного закона, приблизил строй службы в синагоге
(которая стала называться “храмом”) к строю службы
в протестантских церквах и отказался от основных догм иудейской
ортодоксии: веры в Мессию, который восстановит
•
Стр.13
•
14 Христианство и другие религии
Израильское царство... Эти догматы стали толковаться...
в духе расплывчатого либерального прогрессизма (эпоха
Мессии — это создаваемое в результате усилий всего человечества
справедливое общество и т. п.)» (Религия в политической
жизни США : 70-е — нач. 80-х годов. М., Наука,
С. 171).
И еще важно помнить, что к нашему времени все религиозные
направления и религии испытали то или иное влияние
христианства, а потому уже выработали свое отношение
к нему, а следовательно, выработали и свои защитные
от него механизмы как формы самосохранения, которые
часто существуют скрыто, завуалированно.
Особенно они развиты в тех религиях, которые много соприкасались
в своей истории с христианством, например в
иудействе и мусульманстве. Но сейчас они почти сложились
и в индуизме, и в буддизме, чему очень помогли различные
теософские учения, в том числе у нас и рерихианство
(агни-йога). Они облачили старый индийский языческий
дух в одежды, внешне более или менее приемлемые для людей
христианской культуры. То же самое можно сказать об
антропософии (штейнерианстве), в которой христианских
элементов больше, чем в теософии, но которая тоже есть нехристианское
течение.
Все эти скрытые механизмы не надо ни недооценивать,
ни переоценивать; в то же время ни забывать о них, ни
слишком бояться их нельзя. Правда, надо помнить и то, что
кроме них в мире существуют и другие — открытые «враги
нашего благовестия», пусть пока и не очень многочисленные
(это выражение апостола Павла, который так говорил
об иудеях, не принявших веру во Христа, хотя и близких
ему по крови, за которых он был готов отдать очень многое,
даже быть отлученным от Христа, но которые и для него все
же оставались врагами Евангелия Христова).
Таким образом, в мире, обществе и человеке «дьявол с
Богом борется», и очень часто это — жестокая битва. Конечно,
в итоге, в ней Бог во Христе победит Духом уст Сво
Стр.14
Христианство и другие религии 15
их, но только если христиане не забудут о евангельском
отношении к врагам.
Итак, если говорить в целом, то чем же являются для нас
разные религии? Об этом, на мой взгляд, прекрасно сказал
священник Сергий Желудков в своей книге «Почему и я —
христианин». Вот его слова: «Разные религии суть как бы
различные системы связи религиозных людей с божественным
и между собой».
Вот прекрасная формула, если только ее правильно понять,
если не путать божественное с Богом, ибо не всякое
божество есть Бог. Божественное может включать в себя и
трансцендентное, и трансцендентальное. Здесь может подразумеваться
и неотмирный Бог, и всевозможные божества
в мире сем. Поэтому сюда, действительно, можно включить
все религии мира, а если понимать христианство и как религию,
то и христианство.
Далее о. Сергий пишет: «И даже внутри религии, например
индуизма или нашего христианства, есть разные ступени
и типы, степени религиозности. Все это разнообразие
показывает великую зависимость восприятия божественного
от человека, одновременно от его ограниченности и
от его свободы. И другие религии истинны в том, что у них
есть общего с христианством».
Это очень хорошие слова, если их не понимать эгоистически,
не понимать узко. Поистине во всех религиях есть
какая-то часть правды и даже истины, которая иногда превосходит
и само их учение, их доктрину, и даже данную религию
в целом, но которая ей почему-то свойственна и которая
всегда хороша.
И эта же часть, правда, подчас лишь потенциально, но, к
сожалению, не актуально, содержится и в полном христианстве,
в том или другом пласте его Писания и Предания.
Очень часто именно благодаря тому, что мы можем увидеть
истинного и хорошего в других (это относится и к другим
христианским конфессиям), мы актуализируем в большей
•
Стр.15
•
16 Христианство и другие религии
мере свою собственную потенцию. Поэтому никогда не следует
бояться встречи с другими, не такими, как мы, людьми,
причем по-настоящему открытой и любовной встречи.
Здесь не надо входить в какие-то крайности, но живые,
открытые отношения, свидетельствующие о нашей христианской
любви, у нас могут быть со всеми людьми, независимо
от принципов их веры и жизни. Только тогда везде
найдется что-то хорошее и для нас полезное.
Если же мы еще покажем это хорошее самим этим людям
(то, что действительно у них хорошо) и если еще тактично
и с любовью им покажем то, чего у них нет, чего им
недостает (а при особо благоприятных обстоятельствах —
и то, что у них нехорошо), то всякий искренний, честный
и благодарный человек нас очень хорошо поймет и за нами
к Богу пойдет. А мы не будем ни фанатиками, т. е. носителями
веры без любви к ближнему, ни предателями своего
истинного Бога и своей истинной Веры (что, к сожалению,
очень часто в наше время бывает, поскольку нас постоянно
«заносит» то в одну, то в другую сторону).
Итак, надо не спорить с инаковерующими, не просто переубеждать
их, а благодатно свидетельствовать им и действовать
по «принципу дополнительности», т. е. восполнять
для каждого человека его положительный опыт своим
положительным опытом. И он всегда поймет и примет нас.
Вот это — самое главное, именно в этом смысле слова о. Сергия
Желудкова замечательны.
И в заключение — самый трудный и важный вопрос:
как отграничить в христианстве, а тем более в других религиях,
истинное от ложного? Каков здесь критерий доброго
и истинного?
Ясно, что таким критерием в данном случае не может
быть наука, ведь все религии духовны и поэтому ненаучны
(точнее, инонаучны). Здесь необходим духовный опыт
распознавания истины, добра и красоты по духу и плодам
(вспомним нашу беседу IV о предании и преданиях «Свя
Стр.16
Христианство и другие религии 17
щенное писание и Священное предание Церкви, ее писания
и предания» в книге: Кочетков Георгий, свящ. «Идите,
научите все народы» : Катехизис для катехизаторов. М.,
1999. С. 107–143).
Дары оценки плодов и различения духов — это благодатные
дары, которые особенно ценны в наше время в Церкви.
Это не субъективные, но в то же время и не объективные
вещи, а поэтому надо еще выработать особый язык для
духовного общения с любым открытым и честным человеком,
с чего бы он ни начинал и какой бы путь он прежде ни
про шел.
Здесь есть еще одна большая проблема: это глубокое различие
культурных и духовных традиций разных людей. Но
всякий человек выше культуры, которая всегда должна быть
производной от него. Человек, даже очень традиционный,
призван к царственной свободе в духе и во всей своей жизни,
в том числе к свободе от культурной, национальной,
исторической и прочей инерции. Такому-то человеку и открывается
путь к Богу и Его Истине, которая жива, ибо она
есть воскресший Христос.
Профессор священник Георгий Кочетков,
магистр богословия
•
Стр.17
Содержание
5 Христианство и другие религии
Свящ. Георгий Кочетков
19 Иудаизм
С. Аверинцев
41 Ислам или мусульманство
Свящ. Георгий Кочетков
57 Буддизм
Б. Фаликов
67 Индуизм
Б. Фаликов
77 Конфуцианство и даосизм
А. Юркевич
97 Новые религиозные движения
христианского и нехристианского
происхождения
Б. Фаликов
117 Список иллюстраций
Стр.119
ХРИСТИАНСТВО И ДРУГИЕ РЕЛИГИИ
Сборник статей. Приложение к книге
свящ. Георгия Кочеткова «“Идите, научите все народы”
(катехизис для катехизаторов)»
Издание 2-е, исправленное и дополненное
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ
ИНСТИТУТ
Издание подготовили
ответственный за выпуск, редактор Кирилл Мозгов
оформление обложки, макет и верстка Анна Данилевич
На 1-й стр. обложки — «Беседа Варлаама и Иоасафа».
Икона (северная мастерская, сер. XVII в.)
На 4-й стр. обложки — «Поклонение волхвов».
Мозаика церкви Сант Аполлинаре Нуово (Равенна, VI в.)
Подписано в печать 23.12.2014. Формат 60х90/16.
Бумага офсетная. Гарнитура SchoolBook.
Объём 7,5 печ. л. Тираж 3000.
Отпечатано в типографии
издательско-полиграфической фирмы «Реноме»
192007, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 40
Тел./факс: (812) 766 0566, http://www.renomespb.ru
•
Издания Свято-Филаретовского
православно-христианского института
вы можете приобрести в интернет-магазине
www.predanie.org
Стр.120