Министерство образования и науки Республики Бурятия Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» Бурятское региональное отделение Бурятский государственный университет Институт непрерывного образования НП Центр оценки качества образования Республики Бурятия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Улан-Удэ» НОУ «Школа-интернат № 22» ОАО «РЖД», г. Улан-Удэ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 5-7 ноября 2014 г.) Улан-Удэ 2014 УДК 371.2 (082) ББК 74.026.1я431 У 912 Редакционная коллегия канд. пед. наук канд. пед. наук Научный редактор канд. пед. наук, доцент У 912 Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования: материалы V Всероссийской научно-практической конференци (Улан-Удэ, Республика Бурятия, 5–7 ноября 2014 г.) / науч. ред. <...> Федо вс ка това , я , М . Г . Цыре нова , УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ заместитель директора по учебной, научно-методической работе АОУ СПО РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта», г. Улан-Удэ Развитие исследовательской деятельности студентов в условиях дуального образования Важное место в профессиональном становлении студентов занимает исследовательская деятельность – поисковая мыслительная деятельность, направленная на решение учебно-познавательных задач в контексте будущей профессиональной деятельности. <...> Дуальное образование реализует практико-ориентированный подход в образовании, предполагающий организацию учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью погружения в профессиональную среду, внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию профессионально-значимых качеств <...>
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ_ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_В_СИСТЕМЕ_ОБЩЕГО,_ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО_И_ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ.pdf
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Общероссийское общественное движение творческих педагогов
«Исследователь»
Бурятское региональное отделение
Бурятский государственный университет
Институт непрерывного образования
НП Центр оценки качества образования Республики Бурятия
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Улан-Удэ»
НОУ «Школа-интернат № 22» ОАО «РЖД», г. Улан-Удэ
УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы
V Всероссийской научно-практической конференции
(Улан-Удэ, 5-7 ноября 2014 г.)
Улан-Удэ
2014
Стр.1
УДК 371.2 (082)
ББК 74.026.1я431
У 912
Редакционная коллегия
канд. пед. наук
канд. пед. наук
Научный редактор
канд. пед. наук, доцент
У 912
Учебно-исследовательская деятельность в системе общего,
дополнительного и профессионального образования: материалы
V Всероссийской научно-практической конференци
(Улан-Удэ, Республика Бурятия, 5–7 ноября 2014 г.) / науч. ред.
М.Г. Цыренова. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2014. – 244 с. ISBN 978-5-9793-0690-2
В сборнике представлены материалы V Всероссийской научнопрактической
конференции, посвященной проблемам организации учебноисследовательской
деятельности учителей и учащихся в современном образовании.
Статьи
авторов освещают опыт организации
учебноисследовательской
деятельности учащихся: подходы, направления, формы,
методы работы.
УДК 371.2 (082)
ББК 74.026.1я431
ISBN 978-5-9793-0690-2
Бурятский госуниверситет, 2014
Н
.
И
.
Го
Н
.
ла
А
.
Федо
вс
ка
това
,
я
,
М
.
Г
.
Цыре
нова
,
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-исследовательская деятельность как технология
индивидуально-творческого развития обучающегося
Развитие исследовательской деятельности студентов
в условиях дуального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
О возможностях организации исследовательской
деятельности студентов направления подготовки «Социальная
работа» в рамках сотрудничества с социальными службами . . . 6
Скандал с телеканалом «Дождь»: исследование
публикаций СМИ методом качественного анализа . . . . . . . . . . . . . . 14
Проблемы формирования профессионализма социальных
работников в системе дополнительного образования . . . 20
Формирование исследовательских умений педагога
в системе повышения квалификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Управление внеурочной деятельностью в условиях
внедрения ФГОС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Современные
подходы к составлению содержания дополнительных оздоровительных
занятий физической культурой студентов вузов . . . . . . . . . 37
К проблеме повышения мотивации к урокам
русского языка и чтения у учащихся старших классов коррекционной
школы VIII вида (из опыта работы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
О повышении квалификации
педагогов в условиях сетевого взаимодействия учреждений образования
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Индивидуальный подход при обучении детей
с ранним аутизмом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Ценности фундаментализации образования в контексте
модернизации современного российского образования . . . . 60
Технология построения исследования (социологический
этюд). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Научно-исследовательские методы обучения,
подготовка преподавателей к их использованию . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Личностные и метапредметные результаты
образования при развитии исследовательской деятельности учащихся
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Организация исследовательской деятельности
в системе дополнительного образования (из опыта работы НОУ
«Школа-интернат № 21 ОАО «РЖД»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Технология организации исследовательской
деятельности учащихся в объединениях естественно-научной
направленности (из опыта работы) . . . . . . . . . . . . . . 90
245
Аюшеева Т
.
С
.
Базарова Е
.
Бу
Б
.
латова
Бу
С
.
ту
Н
.
ева З
.
А
.
Ваганова
В
.
Востр
И
.
и
Галимова
кова
Е
.
А
.
А
.
Г
.,
Ку
дрявцев
Дайдаева М
Дон
.
В
д
.
обон Н
.
Б
М
.
Д
.,
Галимов
Г
.
Я
.
., П
е
ст
Евгалдаева
е
р
ева О
.
Н
.
Ёлгина
И
.
Зеленецкая
Л
.
С
.
Т
.
И
.
Карпенко В
.
Н
.
Леонтов
и
ч А
.
В
.
Макарова А
.
В
.
Макарова М
.
А
., Антипова С
.
Г
.
А
.
Стр.245
О мерах поддержки исследовательской деятельности
учащихся, студентов и молодых ученых в Республике Бурятия 93
Проект управления образовательным процессом
на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся
«Талантливые дети» (на материалах НОУ «Школа-интернат № 22
ОАО «РЖД») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Организация исследовательской деятельности в
условиях перехода к новым ФГОС (из опыта работы) . . . . . . . . . . . 101
Исследовательская деятельность как основная
форма работы с одаренными детьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
О реализации исследовательского подхода в
обучении младших школьников решению задач . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Информационное обеспечение краеведческой
исследовательской работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Из опыта организации исследовательских
экспедиций школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Организация исследовательской деятельности
студентов в ГБПОУ «Авиационный техникум» . . . . . . . . . . . 128
Психологическое сопровождение исследовательской
деятельности учащихся в контексте поликультурного
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Исследовательская деятельность и экологическое
воспитание в учреждении дополнительного образования
детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Педагогический мониторинг как средство
управления качеством образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Организация учебно-исследовательской деятельности
в предметных областях
Смысловая цепочка зависимостей как ключ для
организации исследования на уроке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Летняя полевая практика как форма научноисследовательской
деятельности учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Организация учебно-исследовательской
деятельности в школе через работу элективных курсов . . . . . . . . . . 155
Проектно-исследовательская деятельность на
уроке и во внеурочное время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Технологические основания конструирования
исследовательского урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Организация исследовательской работы учащихся
на элективных курсах по физике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Исследовательская работа учащихся в полевых
условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Исследовательская деятельность на уроках
английского языка (из опыта работы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
246
Нолев Е
.
Пе
В
.
тров И
.
П
.
Пе
трова
Романова Н
Н
.
А
.
.
Г
.
Рыбдылова
Д
.
Д
.,
Самбялова З
.
Н
.
Санжиева Д
ко
Со
.
С
льни
., Га
о
Ткаченко Н
Тру
к
рма
е
ва С
.
ва С
.
Г
.
.
В
х
.
ина Л
.
В
Ши
.
пило
в
а Е
.
И
.
Алагу
Асалхан
Бу
е
ва
О
.
Л
.
Д
.
ова
рма
Гармаева Н
кина Ю
.
Л
.
М
.
Ю
.
.
Ю
.
Голавская Н
Дамбу
.
И
.
Дырженова Е
е
ва А
.
Б
.
.
З
.
Жамбалов
а И
.
В
.
Стр.246
Проектная и исследовательская деятельность на
уроках биологии и химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Формирование общенаучных компетентностей
учащихся на уроках обществознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Организация исследовательской деятельности
студентов на занятиях по истории в условиях внедрения
ФГОС (из опыта работы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Исследовательская деятельность учащихся на
уроках литературы (из опыта работы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Через исследовательскую деятельность школьника
к его творческому развитию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Из опыта организации исследовательской работы
слушателей магистерских программ РГГУ по изучению истории
Холокоста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Организация исследовательской деятельности
учащихся по химии в формате Летней предметной школы (из
опыта работы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Развитие познавательного инте210
реса
школьников посредством использования интерактивных методов
в процессе обучения математике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Роль проектной деятельности в изучении родного
края . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Исследование проблем образования в системе
НИРС ИФМК Бурятского госуниверситета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Методика
организации
проектноисследовательской
деятельности учащихся на уроках технологии
(из опыта работы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Летняя полевая практика как форма научноисследовательской
деятельности учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
247
Зонова С
.
А
.
Иван ш
ла
ов В
.
Ка
В
.
нико
ва В
.
Козлов
В
.
Маркова Л
.
а Т
.
Е
.
Д
.
Можаева
Л
.
А
.
Пантел
еева И
.
Ю
.
Рыбдылова нова
Цыре
Д
.
Д
.,
Эп
ова
М
.
Юн
-
А
.
А
.
Г
.
Хай С
.
А
.
Степа
н
ова
Л
.
И
.
Асалхан
ова
Л
.
М
.
Стр.247
Научное издание
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы
V Всероссийской научно-практической конференции
В авторской редакции
Компьютерная верстка Л.П. Бабкиновой
Св-во о государственной аккредитации №1289
от 23 декабря 2011 г.
Подписано в печать 30.10.14. Формат 70 х 100 1/16.
Усл. печ. л. 14,1. Уч.-изд.л. 10,5. Тираж 100. Заказ 245.
Цена договорная.
Издательство Бурятского госуниверситета, 670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина, 24 а
е-mail: riobsu@gmail.com
Отпечатано в типографии Бурятского госуниверситета,
670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 3а
Стр.248