Д. с. вающую руководящую идею творчества В. И. Сурикова, как то особенно остро чувствуешь расстояние, отделяющее нас от" него. <...> Тридцать лет со времени смерти художника (1916 г.), шестьдесят со времени написания „Боярыни Морозовой" (1887 г.) — и большая идея об истории стала сама историей. автор статьи, думается, напрасно не оговаривает этого) есть характерное восприятие второй половины XIX века. <...> Теряющая последние творческие связи с поздним самодержавием, интеллигенция этого времени ищет сближения с народом, от которого упорно, наперекор очевидности, не хочет признать себя отчужг денной. <...> Для нас сегодня суриковское мировосприятие (и Основная тема творчества Сурикова — „борьба национального быта, психологин и самосознания русского народа, т. е. его самобьггной культуры, с идущим сверху, организующим, принудительным государственным началом", воспринятая им, как „трагедия исторической жизни русского народа с тех пор, как над великой народной стихией воздвиглось государство российское" (стр 2), — это основная тема второй половины XIX века. бенно после работ академика Платонова и его школы, давно не совпадает с пониманием Сурикова и его времени. <...> Это новое понимание легко могло бы послужить темой отдельной статьи'и, несомненно, привлекло бы к себе интерес читающей публики, тем более, что в силу искусственного застоя российской мысли за последние десятилетия, жщьы еще в умах многих, хоть скорее в форме навязанного предразсудка, чем продуманного убеждения, давно изжившие себя воззрения. <...> Восприятие Суриковым русского религиозного созНаше сегодняшнее понимание русской истории, осонания также, по меньшей мере, спорно. <...> Нет сомнения, что русское боговосприятае есть православное бого„В. и. <...> Православие же есть, прежде всего, вера в существование Бога живаго. <...> Который есть абсолютная Правда, а основанный на этой вере дух Православия, при всей его терпимости и сгшрении, может быть правильно понят только как дух <...>