МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Кафедра теории и методики физической культуры и спорта С. В. ЛЕПЕШКИНА ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 5-6 ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ Учебное пособие для студентов вузов физической культуры, обучающихся по специальностям: 032101 «Физическая культура и спорт», 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья(адаптивная физическая культура)» Малаховка 2010 УДК 796 ББК 75 Л 481 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент М. В. Кузьменко, кандидат педагогических наук О. В. Покрина Лепешкина, С.В. Физическое воспитание 5-6 летних детей с логопедическими нарушениями: учебное пособие / С.В. Лепешкина. <...> Анализ методов обучения и организации занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста . <...> Сравнительная характеристика детей логопедических и типовых групп. <...> Методические особенности применения физических упражнений в занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения . <...> 78 3 ВВЕДЕНИЕ В системе физического воспитания населения особое место уделяется работе с детьми дошкольного возраста. <...> В условиях возрастания объема и интенсивности учебнопознавательной (интеллектуальной) и психоэмоциональной нагрузки гармоничное развитие организма дошкольников невозможно без физического воспитания, так как, являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, представлениями, понятиями. <...> Физическое воспитание дошкольников Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место в общей системе дошкольного образования и осуществляется в соответствии с научно разработанной и апробированной практикой системой, которая включает в себя гигиенические и педагогические мероприятия, направленные на укрепление физического и духовного здоровья ребенка. <...> Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье <...>
Физическое_воспитание_5-6_летних_детей_с_логопедическими_нарушениями.pdf
УДК 796
ББК 75
Л 481
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент М. В. Кузьменко,
кандидат педагогических наук О. В. Покрина
Лепешкина, С.В. Физическое воспитание 5-6 летних детей с логопедическими
нарушениями: учебное пособие / С.В. Лепешкина. - Малаховка:
МГАФК, 2010. - 88 с.
В настоящем пособии раскрыты особенности физического
воспитания детей 5-6 лет с логопедическими нарушениями. Сделан анализ
программ физического воспитания для дошкольных образовательных
учреждениях, определены количественные показатели физического развития,
физической подготовленности детей, установлены показатели тревожности
и мотивации к занятиям физической культурой подрастающего
поколения, определена нагрузка на занятии физической культурой, приведены
данные социологического исследования.
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов,
слушателей ФПК, преподавателей вузов физкультурного профиля, а также
для научных работников.
Одобрено УМК, утверждено Ученым Советом МГАФК в качестве
учебного пособия
© Московская государственная академия физической культуры, 2010
© С.В. Лепешкина, 2010
Стр.2
Содержание
Введение .................................................................................................... 4
Глава I. Физическое воспитание дошкольников ................................... 5
1.2. Анализ программ физического воспитания для дошкольных
образовательных учреждениях................................................................ 6
I.3 Морфофункциональная характеристика детей 5 – 6 лет................. 12
I.4 Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической
классификации .......................................................................................... 14
I.5. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников,
имеющих речевые нарушения................................................................. 15
I.6. Коррекционно-педагогическая деятельность в дошкольных
образовательных учреждениях................................................................ 18
I.7. Анализ методов обучения и организации занятий по физической
культуре с детьми дошкольного возраста .............................................. 22
I.8. Характеристика дополнительных средств педагогического
воздействия................................................................................................ 26
Глава II. Сравнительная характеристика детей логопедических
и типовых групп........................................................................................ 30
2.1.Физическое развитие .......................................................................... 30
2.2. Физическая подготовленность ......................................................... 32
2.3. Двигательная деятельность............................................................... 34
2.4. Тревожность и мотивация к занятиям физической культурой ..... 41
2.5. Нагрузка на занятии физической культурой................................... 44
2.6. Анализ социологического исследования......................................... 51
2.6. Анализ педагогических наблюдении............................................... 53
Глава Ш. Программа физического воспитания детей
с логопедическими нарушениями........................................................... 55
3.1. Содержание программных частей ................................................... 56
Глава IV. Методические особенности применения физических
упражнений в занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения ............. 59
4.1. Общие положения ............................................................................. 59
4.2. Формирование двигательных представлений................................. 61
4.3. Тактика применения экспериментальных методик физического
воспитания детей с логопедическими нарушениями..................................... 64
4.4. Физическая подготовленность ......................................................... 68
4.5. Двигательная деятельность............................................................... 69
4.6. Тревожность и мотивация к занятиям физической культурой ..... 76
4.7. Нагрузка на занятии физической культурой................................... 77
Литература ................................................................................................ 78
3
Стр.3