Н.В. Тамарская доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования «БГАРФ» ФГБОУ ВПО «КГТУ» nvtam09@rambler.ru Г.А. Лисичкина соискатель ученой степени кандидата наук г. Калининград nvtam09@rambler.ru Управленческая культура участников образовательного процесса как фактор демократизации школьной жизни Рассмотрен один из аспектов демократизации школьной жизни – управленческий аспект. <...> Представлены фрагменты исследования влияния владения управленческой культурой участниками образовательного процесса на демократизацию школьной жизни Ключевые слова: управленческая культура; демократизация школьной жизни, демократический характер; взаимодействие участников образовательного процесса; факторы демократизации школьной жизни Проблема демократизации школьной жизни по-прежнему является одной из наиболее актуальных проблем педагогической теории и школьной практики. <...> Исследование указанной проблемы осуществляется на разных уровнях образования и различных аспектах. <...> Наиболее активно демократизация школьной жизни изучается в аспекте формирования демократической культуры участников образовательного процесса (Л.В. Байбородова, В.В.Белкина, С.М. Платонова, М.Ю. Рожков). <...> Демократизация школьной жизни как процесс характеризуется целым рядом признаков, важнейшим из которых является особый, демократический характер взаимодействия участников образовательного процесса. <...> Демократическое взаимодействие может быть обеспечено, если участники образовательного процесса обладают сформированной управленческой культурой. <...> Управленческая культура личности (Н.В. Тамарская) как интегративное динамичное качество характеризует готовность личности к осуществлению управления на различных уровнях: самоуправление (управление собой), управление классом (группой) и соуправление (участие в управлении образовательной организацией). <...> Таким образом, владение управленческой <...>