Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Эстетическое и художественное образование в Бурятии

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц260
ID291669
АннотацияНастоящее издание посвящено исследованию современных проблем эстетического и музыкально-художественного образования в Бурятии. В монографии рассмотрены проблемы эстетического образования с исторических, педагогических, психологических подходов в их органической связи. Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами эстетического образования или причастных к различным видам творческой деятельности.
ISBN978-5-9793-0713-8
УДК373.5.036
ББК74.005.44; 85.31р
Эстетическое и художественное образование в Бурятии / Т.Б. Будаева, О.И. Пазников, С.Б. Самбуева, М.Ц. Гончикова, О.А. Пестерева, З.И. Пазникова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2014 .— 260 с. — ISBN 978-5-9793-0713-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/291669 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014 УДК 37.036(571.54) ББК 74.005.4(2Рос. <...> Ф Поляков, д-р культурологии, доцент; Т М Дарханова, канд. пед. наук, доцент Авторы: Т. Б. Будаева, канд. пед наук, доц. (введение, 1.1), О. И. Пазников, канд. пед. наук, доц. <...> Э 872 Эстетическое и художественное образование в Бурятии: монография / отв. ред. <...> ) ISBN 978-5-9793-0713-8 © Бурятский государственный университет, 2014 ВВЕДЕНИЕ Основной целью правительственной стратегии модернизации образования является достижение нового качества образования - качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития. <...> Таким образом, важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства становится воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. <...> Кроме этого эстетическое воспитание личности глубоко связано с проблемой нравственного здоровья общества, психолого-педагогическими проблемами развития творческих, художественных способностей и духовного становления личности в целом. <...> Важным средством эстетического воспитания является национальная культура, ее эстетический потенциал. <...> Содержание коллективной монографии структурировано в соответствии с идеей о многоаспектности понятия «эстетическое и художественное образование». <...> Во втором параграфе О.И. Пазников исследует проблемы региональной детерминации, которые выступают необходимой предпосылкой системного обоснования концепции начального художественно-эстетического воспитания для общеобразовательных школ республики. <...> Вторая глава посвящена историческому обзору становления музыкального и художественного образования в Республике Бурятия. <...> Авторы рассматривают становление и развитие музыкального и художественного образования <...>
Эстетическое_и_художественное_образование_в_Бурятии_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.254
Стр.255
Стр.256
Стр.257
Стр.258
Стр.259
Стр.260
Эстетическое_и_художественное_образование_в_Бурятии_.pdf
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014
Стр.3
УДК 37.036(571.54) ББК 74.005.4(2Рос.Бур.) Э 872 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Ответственный редактор Т Б Будаева, канд. пед. наук, доцент Рецензенты И А Маланов, д-р пед. наук, профессор; А. Ф Поляков, д-р культурологии, доцент; Т М Дарханова, канд. пед. наук, доцент Авторы: Т. Б. Будаева, канд. пед наук, доц. (введение, 1.1), О. И. Пазников, канд. пед. наук, доц. (1.2), С. Б. Самбуева, канд. ист. наук, доц. ( 2.1), М. Ц. Гончикова, канд. ист. наук, доц. (2.2), О. И. Пазников, канд. пед. наук, доц. (2.3), О. А. Пестерева, канд. пед. наук, доц. (3.1), З. И. Пазникова, канд. пед. наук, доц. (4.1), Н. В. Боркина, канд. пед. наук, доц. (4.2), Н. В. Новикова, канд. пед наук, ст. преп. (4.3), Т. Б. Сандабкина, канд. пед. наук (4.4) Э 872 Эстетическое и художественное образование в Бурятии: монография / отв. ред. Т. Б. Будаева. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2014. - 256 с. ISBN 978-5-9793-0713-8 Настоящее издание посвящено исследованию современных проблем эстетического и музыкально-художественного образования в Бурятии. В монографии рассмотрены проблемы эстетического образования с исторических, педагогических, психологических подходов в их органической связи. Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами эстетического образования или причастных к различным видам творческой деятельности. Aesthetic and art education in Buryatia : monogr. / resp. ed. T. B. Budaeva. - Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2014. - 256 p. ISBN 978-5-9793-0713-8 The publication covers investigation of contemporary problems of aesthetic and musical and art education in Buryatia. Distinctive feature of the monograph is examination of the problems of aesthetic education considering their organically connected historical, pedagogical and psychological aspects. For a wide range of readers interested in aesthetic education problems or concerned in various kinds of creative activities. УДК 37.036(571.54) ББК 74.005.4(2Рос.Бур.) ISBN 978-5-9793-0713-8 © Бурятский государственный университет, 2014
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Основной целью правительственной стратегии модернизации образования является достижение нового качества образования - качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития. Необходимость изменений в образовании вытекает из того, что изменения общественной жизни предъявляют новые требования к личности, такие как ответственность и инициативность, сформированность ценностей и основных социально значимых компетенций; адаптивность к динамично меняющимся условиям. В настоящее время вектор развития образования должен быть изменен от трансляции готовых обобщенных знаний к личностным ценностям, от проверки памяти к способности мыслить, от авторитарного стиля преподавания к сотрудничеству между участниками образовательного процесса. Таким образом, важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства становится воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В связи с этим процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п. Не столь важно, какую профессиональную карьеру выберет себе будущий гражданин общества, гораздо важнее, чтобы каждый выпускник школы был психически и физически здоровым, культурным и реализовавшим себя человеком. Поэтому одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является принцип культуросообразности, призванный обеспечить формирование духовного мира человека. Только искусство может помочь человеку научиться видеть и чувствовать вечно присутствующую в мире истину, гармонию и красоту. Искусство всегда было 3
Стр.5
полем борьбы разных представлений о том, что прекрасно, что безобразно. И его функция в том и состоит, чтобы ввести человека в это проблемное поле и помочь построить личный критерий не на базе случайных представлений среды его общения, а на более богатом, сложном фундаменте познания человеческой культуры, на сознательном выборе того, что для него близко и подлинно. Функции эстетического воспитания в самом широком контексте реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Кроме этого эстетическое воспитание личности глубоко связано с проблемой нравственного здоровья общества, психолого-педагогическими проблемами развития творческих, художественных способностей и духовного становления личности в целом. Важным средством эстетического воспитания является национальная культура, ее эстетический потенциал. В монографии представлены авторские материалы, связанные с исследованиями культуры бурятского народа. Содержание коллективной монографии структурировано в соответствии с идеей о многоаспектности понятия «эстетическое и художественное образование». В первой главе монографии представлены теоретические разработки и материалы практической реализации новых подходов и путей повышения эффективности современного художественноэстетического воспитания учащихся в условиях Республики Бурятия. В первом параграфе Т.Б. Будаевой рассмотрены возможности музыкального искусства бурятского народа как основы формирования эстетической культуры личности и практическая реализация в программе «Минии хYгжэм». Во втором параграфе О.И. Пазников исследует проблемы региональной детерминации, которые выступают необходимой предпосылкой системного обоснования концепции начального художественно-эстетического воспитания для общеобразовательных школ республики. Вторая глава посвящена историческому обзору становления музыкального и художественного образования в Республике Бурятия. Авторы рассматривают становление и развитие музыкального и художественного образования в условиях Бурятии в историческом контексте конкретных общественно-исторических формаций, бытующих в республике в разные хронологические периоды с присущей им спецификой социальных и культурных процессов. 4
Стр.6
В третьем параграфе рассмотрены вопросы социальной адаптации школьников средствами искусства. В исследовательском материале О.А. Пестеревой доказана необходимость поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей средствами искусства в новых социальных условиях, в том числе в условиях образовательного пространства школы. Четвертая глава раскрывает фундаментальное значение понятия «творчество» в эстетическом воспитании в следующих аспектах: «творческая активность ребенка в условиях преемственности ДОУ и начальной школы» З.И. Пазникова, «становление опыта творческой деятельности у младших школьников на интегрированных музыкально-театральных занятиях» Н.В. Боркина, «внеурочная музыкальная деятельность как основа художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста» Н.В. Новикова. Заключает главу исследование Т. Б. Сандабкиной, раскрывающее проблему формирования нравственных представлений младших школьников в процессе музыкального образования. Авторы надеются, что представленные материалы будут полезны и интересны не только студентам педагогических вузов и колледжей, но и практикующим учителям музыки и изобразительного искусства, преподавателям эстетических дисциплин в их практической работе в общеобразовательных и художественных школах, педагогам дополнительного образования. Т.Б. Будаева канд. пед. наук, доц. кафедры МПГД БГУ 5
Стр.7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека, свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. В связи с этим елью современной школы должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования. Вся история человечества показывает, что искусство является одним из основных катализаторов социального становления личности. В силу огромного эмоционального воздействия искусство способно порождать в человеке потребность в проявлении духовности, возвышенных чувств, интеллекта, творческих задатков. В современном мире музыкальное и изобразительное искусство рассматриваются как часть общей мировой культуры, выступают как элементы общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время являются основными средствами эстетического образования. В монографии представлены исследования в области теории, истории, психологии и методики эстетического и художественного воспитания в Республике Бурятия, раскрыта роль бурятского музыкального искусства как основного инструмента формирования высоконравственной личности. В результате исследования сущности, путей влияния и развивающего потенциала региональных факторов, а также определения способов интегрирования их функционала в структуру художественно-эстетического воспитания показана принципиальная возможность реализации взаимосвязи занятий изобразительным искусством с окружающей действительностью, в следствии чего обеспечивается гармонизация процесса художественно-творческого развития учащихся с детерминирующими его условиями региональной среды. Анализ историографического материала показал, что общее, дополнительное и профессиональное образование в области музыкального и изобразительного искусства в условиях Бурятии, пройдя долгий и сложный путь исторического развития, достигло несомненных успехов, представляя устойчивую многоуровневую худо252
Стр.254
жественно-образовательную систему, основанную на принципах непрерывности и преемственности. Исследования в области музыкальной психологии раскрывают особенности социальной адаптации младших школьников. В работе раскрыты психолого-педагогические аспекты успешности процесса развития художественно-творческого потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, эстетическое и художественное образование детей должно опираться на культурный опыт и традиции своего народа, что позволит глубоко воспринимать, осваивать и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности. 253
Стр.255
СОДЕРЖАНИЕ Введение .......................................................................................................... 3 Глава 1. Педагогический потенциал искусства Бурятии в системе музыкально-художественного воспитания 1.1. Музыкальное искусство бурятского народа как основа формирования эстетической культуры личности ........................................ 6 1.2. Детерминационные особенности художественно-эстетического воспитания в условиях Республики Бурятия ........................................... 32 Глава 2. История становления системы музыкального образования Республики Бурятия...................................................................... 2.1. Становление системы музыкального образования в Республике Бурятия .................................................................................................... 60 2.2. История развития профессионального музыкального образования в Бурятии (1946-1991 гг.) .................................................................. 78 2.3. Художественное образование Бурятии в ретроспективе исторического развития ....................................................................................... 101 Глава 3. Психологические основы музыкальнохудожественного образования 3.1. Социальная адаптация младших школьников средствами искусства ............................................................................................................ 130 Глава 4. Музыкально-творческая деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе 4.1. Теоретические и методические основы формирования творческой активности ребенка в условиях преемственности ДОУ и начальной школы ................................................................................................ 158 4.2. Педагогическое обеспечение становления опыта творческой деятельности у младших школьников на интегрированных музыкально-театральных занятиях...................................................................... 198 4.3. Управление внеурочной музыкальной деятельностью - основа художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста .......................................................................................................... 218 4.4. Теоретические основы проблемы формирования нравственных представлений младших школьников в процессе музыкального образования .................................................................................................... 234 Заключение................................................................................................ 252 254
Стр.256
Научное издание ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ Редактор Д. Н. Гармаева Компьютерная верстка Л. П. Бабкиновой Св-во о государственной аккредитации №1289 от 23 декабря 2011 г. Подписано в печать 22.12.14. Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 14,9. Уч.-изд. л. 13,2. Тираж 500. Заказ 201. Цена свободная. Дата выхода в свет 30.12.14. Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина, 24 а. E-mail: riobsu@gmail.com Отпечатано в типографии Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 3а
Стр.257
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Стр.258
Стр.259
ISBN 978-5-9793-0713-8 9 785979 3071 381
Стр.260

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ