Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Российская бизнес-газета

Российская бизнес-газета №43 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID291549
АннотацияЕженедельная экономическая и деловая газета. Выходит с марта 1995 года
Российская бизнес-газета .— Москва : Издательство "Российская газета" .— 2014 .— №43 .— 12 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/291549 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СВЯЗИ Россия в фокусе КАРЛ СЕВЕЛЬДА О ПЕРСПЕКТИВАХ АВСТРИЙСКОГО БИЗНЕСА В РФ 05 «РОССИЙСКАЯ БИЗНЕС-ГАЗЕТА» ВКЛАДЫ Наличное дело БАНКИ КОНКУРИРУЮТ ЗА ДЕПОЗИТЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 06 приложение ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО вместе с выпуском «Российской бизнесгазеты» № 43 Еженедельная экономическая и деловая газета. <...> Вторник 11 ноября 2014 № 43 (972) Бизнес и власть — Инновации — Государственно-частное партнерство — Карьера и менеджмент —Новое законодательство — Налоговое обозрение НОВОСТИ ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ 1 — 2 3 РЫНКИ 4 ТЕРРИТОРИЯ 5 ФИНАНСЫ 6 НАЛОГИ И ПРАВО 7 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК 8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ РФ С 25 ПО 31 ОКТЯБРЯ СНИЗИЛИСЬ НА 10,5 МЛРД ДОЛЛАРОВ, ДО 428,6 МЛРД ИНФЛЯЦИЯ В РФ В ОКТЯБРЕ ВЫРОСЛА ДО 0,8%, С НАЧАЛА ГОДА СОСТАВИЛА 7,1% РЕАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ КУРС РУБЛЯ ЗА ЯНВАРЬ—ОКТЯБРЬ УПАЛ НА 8,6% ДОБЫЧА НЕФТИ В РФ ЗА 10 МЕСЯЦЕВ 2014 ГОДА УВЕЛИЧИЛАСЬ НА 0,7%, ДО 437,885 МЛН ТОНН ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ РФ В СЕНТЯБРЕ СНИЗИЛИСЬ НА 0,4 ПРОЦ. <...> С УЧЕТОМ СЕЗОННОСТИ ПРИБЫЛЬ 30 КРУПНЕЙШИХ БАНКОВ РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ СНИЗИЛАСЬ НА 3,1%, ДО 578,2 МЛРД РУБЛЕЙ РАЗВИТИЕ ФОКУС НЕДЕЛИ ЦИТАТА НЕДЕЛИ Людвиг Берне Нет ничего более постоянного, чем перемены АНОНСЫ АЛЕКСАНДР ГАЛУШКА, МИНИСТР ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ВЕК АЗИИ В Госдуму внесен законопроект о территориях опережающего развития (ТОР). <...> Президент России, определив подъем Дальнего Востока в качестве национального приоритета, поручил создать сеть ТОРов в регионе, конкурентоспособных по условиям инвестирования и ведения бизнеса с ключевыми деловыми центрами АТР. <...> Нам необходимо конвертировать экономическую мощь стран АТР в подъем Дальнего Востока и тем самым — всей России. <...> ПроСила противодействия Импортозамещение поможет преодолеть стагнацию в экономике 03 Частники нервно курят Рынку табака предложена госмонополия 04 Неспящие в Сети Интернет-зависимые предприятия создают до 10% ВВП страны ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЯ ПОДНЯЛАСЬ В РЕЙТИНГЕ DOING BUSINESS Тридцать шагов вверх Ирина Голова <...>
Российская_бизнес-газета_№45_2014.pdf
СВЯЗИ Россия в фокусе КАРЛ СЕВЕЛЬДА О ПЕРСПЕКТИВАХ АВСТРИЙСКОГО БИЗНЕСА В РФ 05 «РОССИЙСКАЯ БИЗНЕС-ГАЗЕТА» ВКЛАДЫ Наличное дело БАНКИ КОНКУРИРУЮТ ЗА ДЕПОЗИТЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 06 приложение ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО вместе с выпуском «Российской бизнесгазеты» № 43 Еженедельная экономическая и деловая газета. Выходит с марта 1995 года. Вторник 11 ноября 2014 № 43 (972) Бизнес и власть — Инновации — Государственно-частное партнерство — Карьера и менеджмент —Новое законодательство — Налоговое обозрение НОВОСТИ ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ 1 — 2 3 РЫНКИ 4 ТЕРРИТОРИЯ 5 ФИНАНСЫ 6 НАЛОГИ И ПРАВО 7 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК 8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ РФ С 25 ПО 31 ОКТЯБРЯ СНИЗИЛИСЬ НА 10,5 МЛРД ДОЛЛАРОВ, ДО 428,6 МЛРД ИНФЛЯЦИЯ В РФ В ОКТЯБРЕ ВЫРОСЛА ДО 0,8%, С НАЧАЛА ГОДА СОСТАВИЛА 7,1% РЕАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ КУРС РУБЛЯ ЗА ЯНВАРЬ—ОКТЯБРЬ УПАЛ НА 8,6% ДОБЫЧА НЕФТИ В РФ ЗА 10 МЕСЯЦЕВ 2014 ГОДА УВЕЛИЧИЛАСЬ НА 0,7%, ДО 437,885 МЛН ТОНН ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ РФ В СЕНТЯБРЕ СНИЗИЛИСЬ НА 0,4 ПРОЦ. С УЧЕТОМ СЕЗОННОСТИ ПРИБЫЛЬ 30 КРУПНЕЙШИХ БАНКОВ РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ СНИЗИЛАСЬ НА 3,1%, ДО 578,2 МЛРД РУБЛЕЙ РАЗВИТИЕ ФОКУС НЕДЕЛИ ЦИТАТА НЕДЕЛИ Людвиг Берне Нет ничего более постоянного, чем перемены АНОНСЫ АЛЕКСАНДР ГАЛУШКА, МИНИСТР ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ВЕК АЗИИ В Госдуму внесен законопроект о территориях опережающего развития (ТОР). Президент России, определив подъем Дальнего Востока в качестве национального приоритета, поручил создать сеть ТОРов в регионе, конкурентоспособных по условиям инвестирования и ведения бизнеса с ключевыми деловыми центрами АТР. По общему признанию, ХХI век — это век Азии. МВФ недавно официально признал, что экономика Китая вышла на первое место и стала крупнейшей экономикой мира по приоритету покупательной способности. Согласно прогнозу МВФ, уже в следующем году разрыв между китайской и американской экономикой увеличится почти до триллиона долларов. Нам необходимо конвертировать экономическую мощь стран АТР в подъем Дальнего Востока и тем самым — всей России. ПроСила противодействия Импортозамещение поможет преодолеть стагнацию в экономике 03 Частники нервно курят Рынку табака предложена госмонополия 04 Неспящие в Сети Интернет-зависимые предприятия создают до 10% ВВП страны ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЯ ПОДНЯЛАСЬ В РЕЙТИНГЕ DOING BUSINESS Тридцать шагов вверх Ирина Голова НУЖНО КОНВЕРТИРОВАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ МОЩЬ СТРАН АТР В ПОДЪЕМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ТЕМ САМЫМ — ВСЕЙ РОССИИ ект закона о ТОР основан на лучших мировых практиках, и прежде всего наиболее динамично развивающихся стран АТР. Команда минвостокразвития провела подробный полевой аудит территорий совместно с регионами в течение полугода и отсмотрела более 400 предложений по площадкам для размещения ТОР. В результате совместно с субъектами ДФО был составлен перечень из 14 ТОРов, имеющих наибольший потенциал. Среди них — «Белогорск» (Амурская область), «Михайловский» (Приморский край), «Ракитное» (Хабаровский край), «Северный мир» (Якутия) и др. Критерии, которыми мы руководствовались при их отборе, — это инвестпривлекательность этих площадок для размещения новых производств, ориентированных на крупные и динамично развивающиеся азиатские рынки. В результате маркетинговой работы была сформирована база данных из 400 крупных компаний-производителей, которые экспортируют продукцию в страны АТР в размере 10 трлн долларов США. С более чем 300 из них проведены переговоры по инвестированию в ТОРы. Уже подписано 10 меморандумов о взаимопонимании с иностранными инвесторами об инвестировании в ТОРы. Среди них — Marubeni Corporation, Mitsubishi Corporation, Toyota Tsusho, Sumitomo Corporation, Mitsui & Co, Itochu Corporation и др. Рассчитываем, что именно ТОРы в течение ближайших 10 лет обеспечат приток 600 млрд рублей инвестиций на Дальний Восток и создание более 37 тыс. высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Р оссия поднялась на 30 позиций в рейтинге Всемирного банка об условиях ведения бизнеса в мире — Doing Business 2015, заняв 62-е место. В прошлом году наша страна находилась на 92-м месте рейтинга. Во многом такой прогресс обусловлен новой методикой подсчета показателей. Но и заслуг у России немало, улучшение условий для бизнеса отмечают многие эксперты. В тройку лидеров рейтинга вошли Сингапур, Новая Зеландия и Гонконг. Россия на 62-м месте уверенно обогнала Казахстан (77-е место), который является сильным экономическим конкурентом нашей страны, но уступила Белоруссии (57-е место). Среди стран БРИКС лидирует Южная Африка (на 43-м месте), Китай на 90-м, Бразилия на 120-м, Индия на 142-м. Худшие условия ведения бизнеса, по мнению Всемирного банка, в Центральноафриканской Республике, Ливии и Эритреи — эти страны находятся на нижних строчках рейтинга Doing Business. Изменение методики подсчета, которое обеспечило России быстрое улучшение положения в рейтинге, заключается в том, что раньше страну оценивали исключительно по ее столице. С этого года авторы исследования ввели новый метод для государств, население которых превышает 100 миллионов человек. Это Россия, США, Китай, Бразилия, Япония, Бангладеш, Индонезия, Мексика, Нигерия и Пакистан. Для них рейтинг составляется по показателям двух крупнейших городов. Россия оценивалась по Москве и СанктПетербургу. По многим показателям Санкт-Петербург опережает Москву. Этим и объясняется новое место России в рейтинге. «Была Москва, теперь Москва и СанктПетербург. По ряду показатель Петербурга помог нам очень продвинуться. Он оказался лучше Москвы», — заявил на совещании с членами правительства глава минэкономразвития Алексей Улюкаев. По его словам, если в Москве ВКЛЮЧЕНИЕ САНКТПЕТЕРБУРГА В РЕЙТИНГ ПОЗВОЛИЛО ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ РФ инвестиционный климат оканчивается МКАД или Садовым кольцом, то включение Санкт-Петербурга в рейтинг позволило продемонстрировать инвестиционные возможности регионов РФ. Задачу поднять страну в рейДорога на подиум Российская легкая промышленность нацелена на рост Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ ПЕРСПЕКТИВЫ М одная индустрия в ближайшее время станет драйвером развития легкой промышленности России. В ходе крупнейшей Недели моды Юго-Восточной Азии — Mercedes-Benz China Fashion Week в Пекине было подписано трехлетнее соглашение о стратегическом сотрудничестве между Российской Палатой моды и China Fashion Association, регламентирующее взаимную поддержку дизайнеров и производителей на рынках Китая и России. Соглашение стало одним из первых шагов по продвижению российской продукции на зарубежные рынки. Подробности корреспонденту «РГБ» рассказал в Пекине Виктор Евтухов. — Каково сейчас положение дел в сфере легкой промышленности в России? — Сейчас много внимания уделяется развитию российской легкой промышленности, отрасль становится одной из приоритетных направлений государственной политики. Продукция признана стратегически значимой для госзакупок, в частности, речь идет об обмундировании для Российской ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ ЭТОГО ГОДА ДОСТАТОЧНО ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕМОНСТРИРУЕТ ВЫПУСК ОДЕЖДЫ, ВОЗРОСШИЙ НА 7% армии и флота, а также для других силовых ведомств. Поскольку в нашей стране в советское время существовали многолетние традиции в области швейного и текстильного дела, полагаю, что мы имеем все основания занять определенную нишу между дорогим европейским сегментом и так называемым дешевым азиатским ширпотребом. Один из способов достижения этой цели — локализация иностранных производителей. Наподобие того, как это сделано в автомобильной промышленности. Это, конечно, еще в будущем. Но хороший задел у наших текстильщиков уже есть. Если в целом говорить об отрасли легкой промышленности, то за 2013 год промышленное производство увеличилось практически на 5%. По итогам 9 месяцев этого года достаточно хорошие результаты демонстрирует выпуск одежды, возросший на 7%. Однако в сегментах, работающих на натуральном сырье, наблюдается снижение. Одной из причин является общемировая тенденция постепенного сокращения использования натуральных волокон и увеличение доли синтетических — полиамидных, полиэфирных, полиуретановых. Отдельно хотел бы остановиться на ситуации в кожевенно-обувном секторе. В результате вступления в ВТО и, как следствие, снижения пошлин производство кожи и кожгалантерейных изделий сократилось на 10,5 и на 20% соответственно. Для решения этой проблемы в августе правительством было принято постановление о запрете вывоза кожевенного полуфабриката, так называемого вет-блю, с территории страны. Благодаря принятому решению загрузка российских заводов постепенно увеличивается, тем самым повышая выпуск соответствующей продукции с более высокой добавленной стоимостью. 0 8 тинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса до 20-го места в 2018 году поставил президент России Владимир Путин в указе «О долгосрочной государственной экономической политике». 0 3 04 Общая перспектива Стратегия развития региона должна учитывать планы соседей 05 Ваша корзина пуста Интернет-магазины пытаются вернуть клиентов 08 ЦИФРА НЕДЕЛИ 56 Специальные тематические выпуски ДЕКАБРЬ 2014 — РОЖДЕСТВО — КОМПАНИИ ГОДА — ЭНЕРГЕТИКА МЛРД долларов составит общий объем частных инвестиций в инфраструктурные проекты АТЭС в ближайшие 3—5 лет ВНОСИМ ЯСНОСТЬ 02 ВНИМАНИЮ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ! Телефоны рекламной службы: 499 257 40 98 / 499 257 37 52 / 495 786 67 87 e-mail: reklama@rg.ru Подробности на сайте: rg.ru Подписные индексы: 32184, 40913, 40924, 10034 40945, 41591, 38279, 19361 ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / ИРИНА ГОЛОВА ТАСС ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / АЛЕКСЕЙ ЧИЧКИН
Стр.1
2 НОВОСТИ КОНТРОЛЬ ДМИТРИЙ ФАДЕЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ТПП РФ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗОЛОТАЯ ПОЛОВИНА С егодня Госдума планирует рассмотреть законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК). А уже с 1 января 2015 года он может вступить в силу. Согласно законопроекту, до 2017 года для признания компании контролируемой доля участия российского резидента должна превышать 50%, но затем этот порог уменьшится наполовину (до 25%) либо, если компания принадлежит россиянам наполовину, то достаточно будет и 10% доли участия для признания такой организации контролируемой. Представители ТПП не единожды заявляли, что целесообразно оставить долю владения в размере 50% на весь период применения закона. Это объясняется тем, что владелец доли в 10% не влияет на деятельность компании и не имеет доступа к финансовым документам, которые запрашивают российские налоговые органы. Опасение вызывает и тот факт, что к контролируемым ТРЕНДЫ ПОЗИТИВ Россия увеличила запасы золота в резервах в сентябре на 37,2 метрических тонны (около 1,5 млрд долларов), что является рекордным с 1998 года приростом золотых запасов в РФ, сообщает Bloomberg. При этом запасы золота в российских резервах, которые являются пятыми в мире по объему, в сентябре достигли 1149,8 метрических тонны. НЕГАТИВ Индекс деловой активности (PMI) в сфере услуг РФ в октябре составил 47,4 пункта против 50,5 пункта в сентябре, сообщает HSBC. Индекс PMI в сфере услуг России банка HSBC отслеживает состояние и динамику общей конъюнктуры рынка. Значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже этого уровня — на замедление. СТАБИЛЬНО Добыча угля в России за 10 месяцев 2014 года сохранилась на уровне прошлого года и составила 287,3 млн тонн. Об этом говорится в материалах Центрального диспетчерского управления ТЭК. В октябре добыча угля увеличилась на 5,2% — до 32,5 млн тонн. Клиенты под защитой Деятельность форекс-дилеров станет прозрачнее Евгения Носкова С ИНИЦИАТИВА егодня Госдума рассмотрит во 2-м чтении законопроект, регулирующий дилерскую деятельность на внебиржевом рынке Форекс. Заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков отметил, что документ сфокусирован на решении задач по защите прав и законных интересов участников рынка. В частности, вводится механизм судебной защиты клиентов форекс-дилеров. Также в документ заложены нормы, позволяющие повысить прозрачность деятельности форекс-компаний. В частности, законопроектом устанавливаются требования к учредителям (участникам) форекс-дилера, которыми не могут являться юрлица, зарегистрированные в офшорах, или у которых за нарушения была отозвана лицензия. Предусмотрено в законопроекте и регулирование рекламы рынка Форекс: она должна содержать указание на то, что предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. «Все крупные форекс-компании и, конечно, российские трейдеры с нетерпением ждут принятия этого закона, — отметил генеральный директор EXNESS Олег Охримец. — Регулирование позволит избежать неопределенности и разночтения по многим вопросам во взаимоотношениях клиентов с брокерами. Правовая защищенность всех участников рынка Форекс прежде всего повысит общий уровень доверия и привлечет новых инвесторов в этот сектор международного финансового рынка, что однозначно положительно скажется на развитии отрасли». Закон должен вступить в силу с 1 марта 2015 года (за исключением положений, для которых установлены иные сроки). Организации, осуществляющие деятельность на рынке Форекс, обязаны получить лицензию и вступить в СРО форекс-дилеров до 1 января 2016 года. компаниям будут относиться организации, зарегистрированные в государстве с эффективной ставкой по налогу на прибыль ниже 15%. К примеру, на Кипре, где ставка налога установлена в размере 12,5%. К тому же ФНС будет вести «черный список» стран, которые неохотно обмениваются информацией. Организации, зарегистрированные в них, будут подлежать контролю. Полномочиями по утверждению перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией, целесообразно наделить правительство РФ, что обеспечит более высокий уровень стабильности и определенности налогообложения. Однако в соответствии с законопроектом такие права получит ФНС. Положения п. 5 проектируеДО 2017 ГОДА ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ КОМПАНИИ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ДОЛЯ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОГО РЕЗИДЕНТА ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 50% мой ст. 25.13 НК РФ допускают возможность необоснованно расширительного толкования понятия «контролирующее лицо» со стороны налоговых органов. Так, например, в соответствии с абз. 2 названного пункта осуществление контроля над организацией может определяться исходя из «иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами». Перечень случаев признания лица контролирующим должен быть закрытым. В противном случае теряет смысл введение каких-либо четких критериев для признания лица «контролирующим». При рассмотрении законопроектов законодатели не раз обращали внимание на негативное влияние размытых формулировок на правоприменительную практику. Но из проектов документов такие формулировки до сих пор не исчезли. Штрафы для КИК за неподачу уведомления о владении долей в иностранной компании составят 100 тыс. рублей. В 2015 и 2017 годах их обещают не применять. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ СКОВОРОДИНО РОССИЯ БИЙСК Восточная Сибирь ТАЙШЕТ АНГАРСК Маньчжурский регион УЛАН-БАТОР МОНГОЛИЯ ПЕКИН УРУМЧИ КИТАЙ Запланированные: газопроводы нефтепроводы Основные регионы капиталовложений: российских в КНР специальная экономическая зона трехстороннего предпринимательства Вчера начался официальный визит президента РФ Владимира Путина в КНР в связи с саммитом глав государств стран—участниц АТЭС. На встречах с руководством КНР обсуждаются вопросы дальнейшего развития торговых и инвестиционных связей между Россией и Китаем. В 2013-м накопленный объем китайских прямых инвестиций в РФ превысил $7,6 млрд, прямых инвестиций РФ в Китае — около $1 млрд. К 2025 году общий объем взаимных капвложений в экономике обеих стран намечено довести до $26 млрд. Компании идут в разведку Предприниматели тайно проверят условия кредитования в банках и институтах развития Елена Шмелева АНАЛИЗ П резидент России Владимир Путин встретился с директорами Агентства стратегических инициатив. На встрече обсуждались результаты трехлетней работы АСИ, а также новые инициативы, направленные на улучшение инвестиционного климата, продвижение новых российских компаний-производителей, подготовка кадров для промышленности и перспективных отраслей экономики. Во встрече также принял участие помощник президента РФ Андрей Белоусов. «Мне очень приятно об этом говорить, потому что организация, которую мы с вами создали, оказалась не мертворожденным ребенком, а живым, активным, растущим и развивающимся. Это здорово, повторяю, потому что есть результат. Вы работаете активно с бизнес-сообществом и с государством по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса — это вполне осязаемое движение вперед по этому направлению», — сказал Владимир Путин. За три года работы агентства в разных ваАНАЛИЗ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ МЕТОДОМ «КОНТРОЛЬНЫХ ЗАКУПОК», КОГДА САМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В ВИДЕ «ТАЙНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ» ОБРАЩАЮТСЯ В БАНКИ И ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ риантах была оказана поддержка лидерам 2000 бизнес-проектов, для реализации которых привлечено более 40 млрд рублей, что позволило создать в стране более 4 тысяч рабочих мест. «Ключевой результат — несколько тысяч предпринимателей, которые сейчас в регионах активно занимаются улучшением инвестклимата. То есть все, кому не все равно, в эту работу включились», — подчеркнул глава АСИ Андрей Никитин. Президент поддержал новые инициативы бизнеса. Так, впервые в новейшей истории России предпринимательское сообщество проведет анализ реальных условий, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, обращаясь за получением кредитных средств в банковские структуры и институты развития с государственным участием. Анализ будет проводиться методом «контрольных закупок», когда сами предприниматели в виде «тайных покупателей» обращаются в банки и институты развития. «Доступ к финансовым ресурсам, включая заемное финансирование и гарантийные механизмы, является крайне важным вопросом для российских предпринимателей, — отметил «РГБ» Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» и председатель всероссийского предпринимательского объединения Клуб лидеров. — Результаты «контрольных закупок» по этому ключевому для развития бизнеса направлению войдут в доклад, который Клуб лидеров направит президенту». В ходе регулярных проверок эффективности принимаемых мер по сокращению количества и стоимости административных процедур в различных отраслях экономики — таможенное администрирование, регистрация предприятий и собственности, строительство, доступность энергетической инфраструктуры, — которые идут с начала года по поручению президента, предприниматели неоднократно поднимали вопрос о проблемах кредитования, связанных с недостатком долгосрочных ресурсов, жесткими требованиями по обеспечению, а также длительностью имеющихся процедур. Немаловажен и тот факт, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2015 Российская Федерация по показателю «кредитование» ухудшила свои позиции на 6 пунктов по отношению к прошлому году. «Вопрос проектного финансирования, как часть денежно-кредитной политики государства, всеми и всегда признается важнейшим фактором комфортности бизнес-климата. И тут, честно говоря, у нас, предпринимателей, не всегда была возможность разобраться в ситуации, — говорит Дмитрий Волков, генеральный директор СУ-33. — С одной стороны, руководство страны, представители министерств экономического блока в различных публичных форматах, на форумах и конференциях презентуют множество интересных для бизнеса финансовых продуктов. Под эти цели вроде бы резервируются средства и передаются различным институтам развития. Бизнес формирует проекты, получает их одобрение. Но вот при попытке получить реальное финансирование временами начинаются проблемы. Вряд ли я покривлю душой, если скажу, что в предпринимательской среде сложилось впечатление, что эти процессы сложны, непрозрачны, временно и ресурсно затратны и рассматривать их как рабочий механизм вряд ли стоит. Поэтому решение провести так называемые «контрольные закупки» в таких банках, детально разобраться, где же механизм дает сбой, более чем приветствуется. Опыт НПИ, РПИ и их мониторинга показывает, что когда начинается деловой разговор между теми, кто выдает что-либо, и теми, кто получает, результат резко улучшается. Решение совершенно четко вызывает оптимизм. Важно убедиться, какие дополнительные возможности даст нам практическая реализация». Елена Березина ОПРОС В ладимир Путин подписал поправки в законодательство, отменяющие так называемое «зарплатное рабство». Работники получили право выбора банка, в который будет переводиться их заработок. Согласно опросу Superjob, 29% россиян, имеющих постоянную работу, уверяют, что готовы к смене банкаэмитента их зарплатной карты. Каковы причины такого непостоянства, «РГБ» рассказал Артем Касабов, начальник Управления партнерских продаж Московского кредитного банка: «Предполагаю, что ряд крупных китайских в РФ ДАЦИН СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ ПХЕНЬЯН Алексей Балиев ТЭК ХАРБИН 18 ноября в Москве состоится Международная форум-выставка оборудования и инновационных решений нефте- и газодобывающей отрасли «Разведка, добыча, переработка-2014». Это авторитетная площадка не только для демонстрации отечественных и зарубежных научно-технологических новшеств в сфере нефтегазового комплекса (НГК), но и для обсуждения наиболее эффективных направлений инновационного развития НГК России и других стран. К настоящему времени доля импортного оборудования в НГК РФ, по имеющимся оценкам, превышает 35%, причем в ряде его подотраслей этот показатель достигает 60% и более. Увеличение доли российского оборудования в отечественном НГК потребует крупных инвестиций, а как показывает практика, их окупаемость не столь быстрая, как в сфере экспорта углеводородов. Эти вопросы тоже будут среди основных тем дискуссий на упомянутом форуме. Банк по соседству Работники смогут выбирать, где получать зарплату Хабаровский край российская бизнес-газета http://business.rg.ru 11 ноября 2014 вторник №43 (972) также на эту тему www.rg.ru/economy Недра ждут инноваций Рост добычи нефти зависит от технологической базы в отрасли По многим прогнозам, наиболее высокий спрос на инновационное оборудование в ближайшие годы будет предъявляться со стороны нефте- и газодобывающего сектора страны. Поскольку высокий уровень износа основных «добывающих» фондов — одна из основных причин стагнации нефтедобычи в РФ и замедленных темпов освоения новых месторождений. Впрочем, на динамику добычи растущее влияние оказывает и волатильность мирового рынка энергосырья. Так или иначе, согласно недавнему прогнозу Минэнерго России, «в 2014-м добыча в стране составит в 525,3 млн тонн нефти, — уточнил «РГБ» министр энергетики РФ Александр Новак. — Стабилизация добычи на уровне 525 млн тонн ожидается в 2015—2016 гг., а с 2017-го возможно ее увеличение». 29% россиян готовы поменять банк-эмитент их зарплатных карт. работодателей, договариваясь о необходимых им корпоративных продуктах, соглашались на зарплатный проект в виде дополнительной услуги. При этом в дальнейшем банки не задумывались о сервисной составляющей для их конечных клиентов — держателей зарплатных карт. Карта с неинтересной тарифной составляющей, отсутствие привилегий и льгот по другим продуктам, очереди в отделениях банка, длительное ожидание ответа оператора колл-центра — все это может вызвать естественную негативную реакцию на банк». Сами банки массовой миграции зарплатных клиентов не ожидают и риска перетока клиентов в банки с госучастием не видят. Ведь по многим параметрам, включая сервис, коммерческие банки уже вполне могут соперничать с государственными. Бизнес на смартфоне Компании внедряют мобильные решения Юлия Воронина ФОРУМ Ф естиваль мобильных решений и III практическая Конференция TOP Mobile 2014 открывается 13 ноября в СанктПетербурге. Одна из главных задач форума — консолидация знаний и опыта ведущих предприятий Северо-Западного региона. Руководители и специалисты IT-подразделений, поставщики оборудования и сервисов поделятся актуальной информацией о развитии рынка корпоративной мобильности, расскажут о возможностях внедрения концепции мобильного предприятия. «Активная интеграция мобильных технологий как в частную жизнь, так и в бизнес-процессы уже никого не удивляет. Всех интересует, как сделать эти инструменты максимально эффективными для оптимизации деятельности любого профессионала. На конференции у нас будет возможность не только узнать об инновациях в области мобильных разработок, но и пообщаться с теми, кто уже успешно внедряет их в свой бизнес», — отметил президент Санкт-Петербургского клуба ITдиректоров SPb CIO Club Максим Белоусов. Современный тренд всеобщей мобилизации заставляет корпорации преобразовывать бизнес и ИТ-инфраструктуру, внедряя новые технологии и решения. «Мобильные устройства все больше встраиваются в современную бизнес-среду и помогают совершенствовать многие бизнес-процессы компаний. Важнейшим критерием успеха здесь является не только предоставление мобильного доступа к корпоративным ресурсам, но и создание адаптивной системы обеспечения мобильной безопасности. Сегодня точечных инструментов администрирования мобильных устройств уже недостаточно, необходимо комплексное решение, способное противостоять широкому спектру внутренних и внешних угроз», — считает старший аналитик IDC Сергей Яковлев. ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / АЛЕКСЕЙ ЧИЧКИН ТАСС ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / АЛЕКСЕЙ ЧИЧКИН
Стр.2
также на эту тему www.rg.ru/economy российская бизнес-газета http://business.rg.ru 11 ноября 2014 вторник №43 (972) НОРМЫ ЖИЗНИ БИЗНЕС СЛЕДИТ ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Ирина Голова ФОРУМ З автра в Москве открывается Всероссийский форум по корпоративному законодательству. Его участники планируют в формате «круглых столов» и тематических дискуссий обсудить около 30 актуальных тем по изменению корпоративного законодательства. Вопросам защиты бизнеса посвящено сразу несколько дискуссий. Эксперты обсудят риски полицейских проверок и причины внимания правоохранительных органов к компаниям, рейдерские захваты и защиту интересов собственника бизнеса от действий наемного управленца, налоговые и имущественные риски компании. Эффективное управление в корпорации также выведено организаторами форума в одну из основных тем для обсуждения. Спикеры познакомят участников с методами взаимодействия основных и дочерных обществ, настройкой системы внутреннего контроля в холдинге, с принципом «двух ключей» и новыми нормами ответственности руководителей корпораций. Сила противодействия Импортозамещение поможет преодолеть стагнацию в экономике ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ ПРОГНОЗ Четвертое: обеспечить мощный технологический рывок промышленности. Проблема усугубляется тем, что из-за санкций мы больше не можем закупать на Западе новейшее технологическое оборудование для ведущих отраслей экономики в требуемых объемах и номенклатурных позициях. Конечно, не все каналы еще перекрыты и надо пользоваться услугами экспортеров, зарегистрированных в странах Таможенного союза. Многие товары и технологии можно приобрести у стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям, прежде всего у наших партнеров по БРИКС. Но главное — надо мобилизовать усилия собственных ученых и промышленников на результативное интеллектуальное творчество, создать «зеленую улицу» внедрению прогрессивных разработок в производство. Повышенное внимание здесь надо уделить нефтегазовой отрасли; она критически важна для наполняемости бюджета и находится под особым «санкционным прицелом». Пятое: укрепить кадровый потенциал Александр Рыбаков, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ МНЕНИЕ ЭКСПЕРТЫ ОБСУДЯТ РИСКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ ПРОВЕРОК И ПРИЧИНЫ ВНИМАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К КОМПАНИЯМ, РЕЙДЕРСКИЕ ЗАХВАТЫ И ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ СОБСТВЕННИКА БИЗНЕСА ОТ ДЕЙСТВИЙ НАЕМНОГО УПРАВЛЕНЦА Участники не обойдут стороной тему внесения изменений в Гражданский кодекс РФ. За последние два года редакция ГК претерпела как минимум пять изменений. А закон «Об акционерных обществах» решили переписать в третий раз. «Этот год, пожалуй, был одним из самых насыщенных для российского корпоративного права, — говорит один из спикеров форума Татьяна Бойко, адвокат АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». — В ГК было внесено много системообразующих изменений — появилось новое деление на публичные и непубличные общества с разным подходом к их регулированию, существенно обновились нормы о реорганизации и ликвидации, усовершенствовался институт акционерных соглашений, появилась возможность иметь в компании двух и более директоров с разным набором полномочий. Именно эти ключевые новеллы и будут в фокусе обсуждений на форуме. Российское право с каждым годом становится лучше, появляются новые институты и конструкции, которые позволяют ему повысить свою конкурентоспособность. Очень скоро российские участники оборота смогут отказаться от иностранного права, так как проще и дешевле будет решать все вопросы в российской юрисдикции». БАРОМЕТР ЯСНО Правительство намерено снизить штрафы для компаний, занимающихся экспортом. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев: «Мы хотим снизить размер штрафов за несоблюдение порядка оформления документов по валютным операциям, за нарушение правил оформления паспортов сделок, условий хранения, а также целый ряд других нарушений». ПАСМУРНО Новый закон о ФКС ухудшил доступ малого бизнеса к госзакупкам, заявил глава ФАС России Игорь Артемьев. По его словам, по факту малый бизнес получил в общем объеме госзакупок не более 5% вместо необходимых 15%. А у госкомпаний появилась возможность в одностороннем порядке расторгать контракты, «ничего никому не объясняя, с проведением мнимой экспертизы». П роблема импортозамещения, о которой сейчас так много говорят, отнюдь не нова. В последние годы она нашла отражение в семи указах президента РФ и как минимум в 200 федеральных законах, регулирующих вопросы национальной безопасности. Так что введенные против России санкции — явление вторичное, а первично дошедшее до предела стремление транснациональных, прежде всего американских, корпораций к захвату новых рынков с использованием недобросовестной конкуренции. Таким образом, импортозамещение для нас — это противодействие попыткам вернуть российскую экономику в каменный век. И еще реальный шанс для страны справиться со стагнацией промышленности и выйти на приемлемые темпы роста ВВП (до 5% и выше). У нас, чтобы устоять, просто нет другого выхода. Это небыстрый и крупнозатратный путь. Но другого выхода у России нет. На наш взгляд, для этого нужна прочная плановая основа. Поручение президента РФ кабинету министров разработать и утвердить планы содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве на 2014—2015 годы — это только первый шаг. За ним должна последовать разработка общефедерального, региональных и отраслевых пятилетних планов импортозамещения на 2016—2020 годы. Нужно отказаться от подходов, использовавшихся при разработке «Стратегии 2020», «Стратегии 2030», стратегий субъектов Федерации, городов и отдельных отраслей. Они не прошли проверку жизнью, во многом из-за них правительственные программы стали восприниматься как кампанейщина, за которую никто не несет никакой ответственности. Тут самое время вспомнить о так называемом японском «экономическом чуде». Миллиардеры и чиновники Японии утверждают: «чудо» стало возможным потому, что послевоенная Япония практически полностью скопировала советскую планово-экономическую систему, не разрушив при этом институт частной собственности. До сих пор страна составляет пятилетние планы развития экономики, которые очень долго имели преимущественно директивный характер, а элементы индикативности вводились постепенно. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ДЛЯ НАС — ЭТО ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПОПЫТКАМ ВЕРНУТЬ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ В КАМЕННЫЙ ВЕК И ЕЩЕ РЕАЛЬНЫЙ ШАНС ДЛЯ СТРАНЫ СПРАВИТЬСЯ СО СТАГНАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Еще последовательнее использует планирование с элементами директивности Китай. Все пятилетние планы там исполняются. Мало кто сомневается, что будет исполнена и стратегия развития Китая до 2050 года. Второе: кардинально пересмотреть кредитно-денежную, финансовую политику. Наша нынешняя модель ущербна. Вот факт: в кризисные 2008—2009 гг. Китай и Россия вложили в национальные банковские системы примерно по 600 млрд долл., но результаты были диаметрально противоположные. В Китае нет дефицита длинных и дешевых денег, возросли инвестиции. У нас же так и не случилось заметного оживления инвестиционной активности, а с позапрошлого года она стала затухать. Сегодня фокус дискуссий по финансовой Александр Рыбаков: Экономике нужна прочная плановая основа. проблематике смещается в сторону так называемого бюджетного правила. ТПП РФ солидарна с мнением экспертов, считающих, что модернизация бюджетного правила способна дать существенный макроэкономический эффект, запустить инвестиционные процессы и обеспечить поддержку несырьевого производства и экспорта. Предпочтительным представляется вариант Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Его суть: дополнительные нефтегазовые доходы могут перечисляться в суверенные фонды только в случае, если прогнозные темпы роста ВВП в соответствующий год превышают минимальный целевой уровень. Если прогнозные темпы роста ниже, то дополнительные нефтегазовые доходы могут быть использованы на капитализацию ВЭБ и ЭКСАР, а также на софинансирование инвестиционных проектов, расширение государственных инвестиций. Однако эти ресурсы не должны использоваться на финансирование текущих расходов федерального бюджета. Третье: перенастройка налоговой системы. Чиновники фискального сектора заблуждаются, считая, что наш налоговый климат благоприятен для бизнеса и налоговую нагрузку можно даже поднять. В действительности она значительно выше, чем в развитых странах. Это заблуждение — итог абстрактного подхода к расчету показателя нагрузки, игнорирования капитальной перестройки, проведенной в развитых странах. Суть перестройки в том, что тяжесть налогообложения оценивается не по доле изъятия налогов из дохода, а по объему оставшихся средств у налогоплательщика. В итоге там налогообложение стало более рациональным, а налоговая политика из средства наполнения бюджета превратилась еще и в инструмент экономического развития. сферы НИОКР. По оценке Национального научного фонда США, доля высокотехнологичных производств и «знаниеемких» услуг в ВВП развитых государств достигает 40%. В России — около 20. В структуре бюджета на ближайшие 3 года минфин планирует сокращение расходов на развитие науки и инноваций. Этого допустить нельзя. Не менее острой является проблема дефицита высококвалифицированных рабочих и работников среднего звена. Значительную часть средств надо вкладывать в человеческий капитал, чтобы обеспечить качество и эффективность производства. Поэтому ТПП РФ полностью поддерживает намерение правительства создать в этом году Агентство развития профессиональных обществ и рабочих кадров. Шестое: развивать партнерство со странами, способными помочь России инвестициями и технологиями. Прежде всего это, конечно, Китай. Пекин готов к крупным инвестициям в России, этому способствует и решение Москвы снять гриф секретности с некоторых военных технологий, допустить китайские компании в крупные инфраструктурные проекты. Но и сотрудничество с другими странами Юго-Восточной Азии позволит в ближайшей, а тем более в среднесрочной перспективе свести к минимуму негативное влияние санкций. Более того, это шанс для наших высокотехнологичных компаний реально встроиться в наукоемкие цепочки и выйти на новые рынки. То есть сделать то, что у нас так и не получилось в Европе. Седьмое: тонко и умело сочетать административные рычаги и рыночное саморегулирование. Лакмусовой бумажкой оценки дееспособности государства является его способность влиять на ценообразование. У нас преобладает тенденция неуклонного роста цен и издержек производства. Причина — ничем не оправданная свобода монопольного и спекулятивного установления цен и тарифов. В итоге обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли, которые как раз и должны обеспечить импортозамещение, стали низкорентабельными или вовсе убыточными. Восьмое: развивать сельское хозяйство. Сейчас в России это убыточный бизнес. Есть европейский и американский опыт: фермеры дотируются исключительно на федеральном уровне, сельхозкредиты выдаются на 20 лет под 2—4% годовых, закупочные цены устанавливаются государством, и в итоге их фермеры — богатые люди, а качество мяса и овощей высокое. Есть белорусский опыт, когда на госуровне устанавливают справедливые закупочные цены, а дотации делаются так, чтобы крестьяне не потеряли экономический интерес к своему бизнесу. Государство обеспечивает фермеров дорогами, школами, строит агрогородки, чтобы закрепить людей на селе, но главное — обеспечивает полный сбыт продукции по справедливой, выгодной для фермеров цене. Тридцать шагов вверх 0 1 В 2010 году Россия располагалась на 124-м месте рейтинга, в 2011 году — на 120-м, в 2012-м — на 112-м, в 2013-м — на 92-м и в 2014-м поднялась на 62-ю позицию. Успех России в рейтинге Doing Business 2015 спорный, многие задаются вопросом, чего в нем больше — результата смены методики или реального труда по улучшению климата. «Можно по-разному рассматривать, что это — результат изменения методики или реальные результаты работы правительства, предпринимательского сообщества, результаты изменения предпринимательского климата. Я все-таки думаю, что это не только методика, это все-таки прямой результат нашей с вами работы», — заявил премьерминистр РФ Дмитрий Медведев на форуме «ОПОРЫ России». Позицию России в рейтинге глава правительства РФ назвал результатом неплохим, но недостаточным. Фактическое улучшение условий ведения бизнеса в России (без учета новой методики) эксперты Всемирного банка оценивают в 2 пункта. Ряд показателей за год существенно подрос. «Регистрация предприятий» улучшилась на 24 пункта. Показатель «Получение разрешений на строительство» подрос на 16 пунктов. «Сократилось количество документов, сейчас это строго ограниченный список, которые нужно сдавать для получения разрешения на строительство», — отмечает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Однако мы до сих пор находимся не «на передовой» по выдаче этих разрешений, занимая 156-е место. Ближе всего к идеалу мы по «Регистрации собственности» — на 12-м месте, за год Россия улучшила этот показатель на 5 пунктов. Борис Титов заявил, что сегодня идет серьезное изменение условий ведения бизнеса в России. Прежде всего он отметил хороший результат дебюрократизации многих процессов. «В России сейчас действует 11 «дорожных карт» АСИ, каждая из которых — прямой путь к тому, чтобы количество бюрократии снижалось», — сообщил бизнес-омбудсмен. По мнению Алексея Улюкаева, у России есть некоторые резервы для дальнейшего улучшения своих позиций в рейтинге. Этому будет способствовать сокращение числа процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, электронный документооборот в области налогообложения и таможенного контроля. Ряд показателей России в рейтинге ухудшился. «Выдача кредитов» стала сложнее, снижение этого показателя составило 6 РЯД ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИИ В РЕЙТИНГЕ ВСЕМИРНОГО БАНКА УХУДШИЛСЯ пунктов. По 3 пункта потеряли такие показатели, как «Защита миноритарных инвесторов» и «Разрешение неплатежеспособности». «Подключение к электросетям» потеряло два пункта, «Уплата налогов» и «Защита инвесторов» по одному пункту. Новый метод оценки — не единственное новшество рейтинга этого года. «Совокупный рейтинг теперь основывается на показателе так называемой удаленности от «передового рубежа», — рассказывает Сергей Мытенков, член Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России. — Этот параметр показывает, насколько правовой режим, регулирующий деятельность местных предприятий той или иной страны, приближен к лучшим практикам в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Чем выше балл, полученный по показателю удаленности от «передового рубежа», тем благоприятнее предпринимательская среда и прочнее правовые институты в стране». Удаленность каждой страны от «передового рубежа» измеряется по шкале от 0 до 100%, где 0 — это наихудший результат, а 100 — «передовой рубеж». Показатель России составляет 66,66%, рост за минувший год — 1,62%. С точки зрения «передового рубежа» у России в негативной динамике находится только один показатель — «разрешение неплатежеспособности». «Получение кредитов», «Защита миноритарных инвесторов» и «Обеспечение инвестиционных контрактов» не демонстрируют изменений. А все остальные показатели уверенно движутся навстречу лучшим мировым практикам. Наибольший рост показывают те же показатели, что и в основном рейтинге: «Получение разрешений на строительство» (+ 9,1%), «Регистрация собственности» (+ 3,28%), «Регистрация предприятий» (+ 3%), но уже в другой последовательности. ЕВГЕНИЙ ШУЛЯТЬЕВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОТЧЕТНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ГОСЗАКАЗ ПОПАЛ ПОД СОКРАЩЕНИЕ С егодня в России госзакупки — это тренд. При существующих негативных тенденциях в национальной экономике, таких как стагфляция и замедление роста товарооборота, бизнес все внимательнее присматривается к практически неиссякаемому государственному бюджету. И это неудивительно, ведь почти 25% ВВП страны распределяется путем размещения госзаказа органами власти и госкорпорациями. Эта цифра значительно превышает показатели других стран. А в условиях кризиса государство остается одним из наиболее надежных контрагентов. В связи с этим наблюдается вполне логичная закономерность: чем больше проблем в экономике, тем больше компаний принимают участие в торгах на право оказания услуг, выполнения работ или поставку товаров для государственных нужд. На 1 ноября 2014 года госорганы и корпорации уже заключили более 2,8 млн контрактов на общую сумму около 16 трлн руб. До ноября эти показатели держались на уровне 2013 года, исключение составляет только первый квартал, когда общая стоимость размещенных госзаказов составила 278 млрд руб. против 521 млрд в первом квартале 2013 года. Думаю, определяющим в итоговых показателях года станет четвертый квартал. Пока в этом периоде наблюдается значительное снижение показателей в сравнении с 2013 годом. Так, в октябре этого года размещено 160,5 тыс. госзаказов на сумму 384,2 млрд руб., а в октябре 2013 года — 155 тыс. заказов на 563,5 млрд. В будущем госбюджет будет секвестрироваться. В новом законе о госзакупках (44-ФЗ) предусмотрена интересная норма: возможность сокращения цены госконтракта в случае уменьшения минфином бюджетных лимитов. Согласно представленной методике, заказчик вправе уменьшить цену контракта, но при этом обязан соблюсти показатели, заложенные в госпрограмме, и учесть суммы затрат, которые будет необходимо выплатить поставщику. Думаю, эта мера может начать активно применяться уже в четвертом квартале 2014 года, причем и для двухтрехлетних контрактов, заключенных в 2014 году. Сокращение госбюджета так3 есть расходы на обеспечение исполнения контракта: обычно нужно получить банковскую гарантию или, что еще дороже, внести обеспечение реальными деньгами, ну и, конечно же, главная издержка — коррупционная составляющая. Практически все эти издержки уже заложены в цену товара или услуги, соответственно, их стоимость при госконтракте становится выше, чем при обычной коммерческой сделке. В свою очередь завышенные цены на закупаемые государством товары провоцируют инфляцию. Если говорить о перспективах развития госзаказа как технологической системы, то тут первоочередная задача — сокращение издержек, не связанных напрямую с исполнением госзаказа, для участников тендеров. Для того чтобы сократить изВ УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ГОСУДАРСТВО ОСТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ НАДЕЖНЫХ КОНТРАГЕНТОВ. В СВЯЗИ С ЭТИМ НАБЛЮДАЕТСЯ ВПОЛНЕ ЛОГИЧНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ В ЭКОНОМИКЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ КОМПАНИЙ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ТОРГАХ НА ПРАВО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ИЛИ ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД держки, все способы проведения торгов (сейчас их 10 видов) постепенно будут переводиться в электронные формы. Прямое взаимодействие заказчика и поставщика до заключения контракта будет минимизироваться и со временем полностью перейдет на электронные площадки. Документы, заявки, протоколы по всем процедурам будут храниться на электронных площадках в течение 10 лет. Ну и, конечно, будет усиливаться контроль за госзаказчиками со стороны проверяющих органов, например, в соответствии с 44-ФЗ с 1 января 2015 года заказчик должен будет обосновывать целесообразность каждой закупки, ссылаясь на федеральные программы, поручения президента, решения правительства и тому подобное. А с 1 января 2016 года станет невозможно разместить процедуру, отсутствующую в плане-графике размещений, которые будут вноситься в электронные таблицы на официальном сайте госзакупок в начале года. С 1 марта 2014 года действует реестр банковских гарантий. Теперь при выдаче банками участникам тендеров гарантий банки самостоятельно заносят данные участников в реестр на официальном сайте госзакупок (zakupki. gov.ru). Заказчик может легко зайти в реестр, ввести ИНН компании и проверить, действительно ли исполнителю выдавалась та или иная гарантия. До введения реестра компании часто предоставляли поддельные банковские гарантии, а для верификации каждой из них заказчику приходилось готовить и направлять отдельный запрос в банк, который несколько дней рассматривал запрос и только затем давал официальный ответ, а иногда не давал его вообще. А ведь у некоторых заказчиков проходит до 50 торгов в день. Иногда просто нет времени, чтобы подготовить и отправить запрос, в этих случаях гарантии принимаются без проверки. В минэкономразвития приняли грамотное с технической и экономической точки зрения решение: переложить транзакционные и временные издержки на тех участников рынка, которые напрямую заинтересованы в порядочном функционировании рынка банковских гарантий — на банки. Думаю, что подобные институты оперативной верификации документов и информации будут внедряться в ближайшем будущем очень масштабно. Однако систему госзакупок и же входит и в планы ЦБ РФ по снижению инфляции: логично, чем меньше денег в обороте, тем проще контролировать инфляцию. Немаловажный и известный факт — в госзакупках весьма высокая добавочная стоимость. Во многом это связно с издержками при взаимодействии с самой системой госзаказа. Типичные издержки участников тендера, не связанные напрямую с исполнением госзаказа, — это прежде всего необходимость вносить обеспечение для участия в тендере, необходимость содержать специалиста или штат специалистов, которые в состоянии правильно подготовить сложный комплект документов для участия в тендере. К тому же бюджетное планирование невозможно резко изменить, так как существует определенный лаг: нужно время на реализацию мер, связанных с реакцией госзаказчиков и минфина на текущую экономическую ситуацию. Многие заказы просто невозможно отменить, есть начатые проекты, на которые уже потрачены деньги, и их нужно завершать. Минфин объявил о сокращении бюджета в 2014—2016 годах на 5%, думаю, реальное сокращение госзаказа в эти годы составит 15% (без учета защищенных статей, таких как пенсии, стипендии и т.п.). Для нынешней экономической ситуации это вполне естественный процесс и реализуемые планы. ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / ИРИНА ГОЛОВА ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / ИРИНА ФУРСОВА
Стр.3