Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024
Российская бизнес-газета

Российская бизнес-газета №40 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID291546
АннотацияЕженедельная экономическая и деловая газета. Выходит с марта 1995 года
Российская бизнес-газета .— Москва : Издательство "Российская газета" .— 2014 .— №40 .— 12 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/291546 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПЕРСПЕКТИВЫ Стандарты роста АЛЕКСЕЙ АБРАМОВ О НОВОМ ЗАКОНЕ О СТАНДАРТИЗАЦИИ 09 «РОССИЙСКАЯ БИЗНЕС-ГАЗЕТА» ФОРУМ Все форматы хороши ВЛАСТИ СОЗДАЮТ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАБОТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЫНКЕ РЕКЛАМЫ 03 приложение ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ вместе с выпуском «Российской бизнесгазеты» № 40 Еженедельная экономическая и деловая газета. <...> Вторник 14 октября 2014 № 40 (969) Бизнес и власть — Инновации — Государственно-частное партнерство — Карьера и менеджмент —Новое законодательство — Налоговое обозрение НОВОСТИ ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ 1 — 2 3 РЫНКИ 4 ТЕРРИТОРИЯ 5 ФИНАНСЫ 6 НАЛОГИ И ПРАВО 7 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК 8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ РОССИИ С 27 СЕНТЯБРЯ ПО 3 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА СНИЗИЛИСЬ НА 2,1 МЛРД ДОЛЛАРОВ, ДО 454,7 МЛРД НЕДЕЛЬНАЯ ИНФЛЯЦИЯ В РФ СОХРАНЯЕТСЯ НА УРОВНЕ 0,2% ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ САЛЬДО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ ВЫРОСЛО ЗА 8 МЕСЯЦЕВ 2014 ГОДА НА 9,5%, ДО 150,3 МЛРД ДОЛЛАРОВ ДОХОДЫ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ ОТ ЭКСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ ЗА 8 МЕСЯЦЕВ УВЕЛИЧИЛИСЬ НА 11,4 %, ДО 80,35 МЛРД ДОЛЛАРОВ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ ЗА ЯНВАРЬ—СЕНТЯБРЬ СОКРАТИЛСЯ НА 7% — ДО 678,4 МЛРД ДОЛЛАРОВ ТОРГОВЛЯ ФОКУС НЕДЕЛИ ЦИТАТА НЕДЕЛИ Джин Керр Признаться в ошибке — вторая ошибка. <...> Было принято решение на базе Экспертного совета создать рабочую АНОНСЫ Ставки не под силу Снижается спрос на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса 03 Европротокол таит 04 ФОРУМ ДОХОДЫ КРУПНОГО БИЗНЕСА ВЫРОСЛИ НА 10,5% Полтора триллиона в плюсе Инна Зубарева ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА — ДОСТИЖЕНИЕ КОНСЕНСУСА МЕЖДУ СЕТЕВЫМИ МАГАЗИНАМИ И ИХ ОППОНЕНТАМИ группу, которая займется упорядочением сложившихся отношений. <...> Возглавит группу начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов. <...> Наиболее оптимистичная картина сложилась в сегменте компаний, ориентированных на конечного частного потребителя (банки, страховщики, строители и розничная торговля). <...> ЗА 2013 ГОД АКТИВЫ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ВЫРОСЛИ НА 16% Охота на биткоины Запрет криптовалют отпугнет легальный <...>
Российская_бизнес-газета_№42_2014.pdf
ПЕРСПЕКТИВЫ Стандарты роста АЛЕКСЕЙ АБРАМОВ О НОВОМ ЗАКОНЕ О СТАНДАРТИЗАЦИИ 09 «РОССИЙСКАЯ БИЗНЕС-ГАЗЕТА» ФОРУМ Все форматы хороши ВЛАСТИ СОЗДАЮТ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАБОТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЫНКЕ РЕКЛАМЫ 03 приложение ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ вместе с выпуском «Российской бизнесгазеты» № 40 Еженедельная экономическая и деловая газета. Выходит с марта 1995 года. Вторник 14 октября 2014 № 40 (969) Бизнес и власть — Инновации — Государственно-частное партнерство — Карьера и менеджмент —Новое законодательство — Налоговое обозрение НОВОСТИ ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ 1 — 2 3 РЫНКИ 4 ТЕРРИТОРИЯ 5 ФИНАНСЫ 6 НАЛОГИ И ПРАВО 7 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК 8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ РОССИИ С 27 СЕНТЯБРЯ ПО 3 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА СНИЗИЛИСЬ НА 2,1 МЛРД ДОЛЛАРОВ, ДО 454,7 МЛРД НЕДЕЛЬНАЯ ИНФЛЯЦИЯ В РФ СОХРАНЯЕТСЯ НА УРОВНЕ 0,2% ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ САЛЬДО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ ВЫРОСЛО ЗА 8 МЕСЯЦЕВ 2014 ГОДА НА 9,5%, ДО 150,3 МЛРД ДОЛЛАРОВ ДОХОДЫ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ ОТ ЭКСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ ЗА 8 МЕСЯЦЕВ УВЕЛИЧИЛИСЬ НА 11,4 %, ДО 80,35 МЛРД ДОЛЛАРОВ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ ЗА ЯНВАРЬ—СЕНТЯБРЬ СОКРАТИЛСЯ НА 7% — ДО 678,4 МЛРД ДОЛЛАРОВ ТОРГОВЛЯ ФОКУС НЕДЕЛИ ЦИТАТА НЕДЕЛИ Джин Керр Признаться в ошибке — вторая ошибка. АНДРЕЙ КАШЕВАРОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФАС РОССИИ ДОГОВОР ИЛИ ЗАКОН К нам обратились представители сетевых магазинов с претензией к онлайн-маркетам. Последних они обвиняли в торговле контрафактной продукцией и частенько без уплаты в полном объеме таможенных пошлин. Если у рынка есть претензии к интернетпосредникам и принципам его формирования, необходимо провести диалог. Эту идею предложил «Яндекс», и мы ее поддержали. Для этого мы созвали Экспертный совет по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при ФАС России. На него были приглашены как представители правообладателей, так и представители поисковых систем, а также сетевых магазинов. Было принято решение на базе Экспертного совета создать рабочую АНОНСЫ Ставки не под силу Снижается спрос на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса 03 Европротокол таит 04 ФОРУМ ДОХОДЫ КРУПНОГО БИЗНЕСА ВЫРОСЛИ НА 10,5% Полтора триллиона в плюсе Инна Зубарева ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА — ДОСТИЖЕНИЕ КОНСЕНСУСА МЕЖДУ СЕТЕВЫМИ МАГАЗИНАМИ И ИХ ОППОНЕНТАМИ группу, которая займется упорядочением сложившихся отношений. Основная задача — сформулировать правила, которые устроят интернет-посредников, отраслевые ассоциации и производителей товаров. Регулирование заключается не в том, чтобы что-то создать сверху, а чтобы ситуация на рынке была стабильная. Если стабилизация наступит после диалога, то все отлично. Если стороны продолжат возмущаться, тогда вступает в действие регулятор. Рабочая группа будет сформирована в ближайшие дни, ждем утвержденных кандидатур. Возглавит группу начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов. 17 октября определится формат работы группы. Одновременно мы приступим к решению основной задачи — достижение консенсуса между сетевыми магазинами и их оппонентами. Целью станет выработка правил, по которым интернет-посредники будут допускать магазины и товары в базу агрегаторов объявлений. Если же договоренности достичь так и не удастся, придется говорить о нормотворчестве — новом законе или постановлении правительства. У нас была похожая ситуация, когда торговые сети в течение определенного периода так и не смогли достичь консенсуса с поставщиками и получили закон о торговле. Кроме того, был выработан Кодекс поведения для автопроизводителей, регулирующих их взаимоотношения с дилерами. В нашем случае речь может идти о законе или постановлении правительства. О С бщий объем доходов участников рейтинга крупнейших компаний России преодолел планку в 1,5 трлн долл. США, динамика их прироста составила 10,5%. Такие данные были приведены на десятом юбилейном форуме крупного бизнеса «Эксперт-400», организованном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Отрасли, которые принято называть базовыми, второй год подряд демонстрируют скромную или даже отрицательную динамику. Компании черной металлургии снизили выручку по итогам 2013 года на 6,2%, по итогам прошлого рейтинга падение составило 2,3%. У представителей цветной металлургии снижение выручки на 0,8%. Нефтяники и газовики за год увеличили реализацию своей продукции на 14,5%. Росту выручки у нефтяных компаний не помешало снижение экспорта на 2,5% и такое же уменьшение среднегодовой мировой цены за баррель. Наиболее оптимистичная картина сложилась в сегменте компаний, ориентированных на конечного частного потребителя (банки, страховщики, строители и розничная торговля). За 2013 год активы банковского сектора выросли на 16%, выручка банков — участников рейтинга выросла на 25,7%. Причиной успеха является увеличение кредитных портфелей в розничном кредитовании (+29%) и в кредитовании малого и среднего бизнеса (+15%). Положительные тренды демонстрируют и страховщики — от скромной прибавки в 1,8% у «Росгосстраха» до 39,4% у «АльфаСтрахования». Рост здесь, как и у банков, достигнут преимущественно за счет розницы — ее доля во взносах пересекла отметку 50% и составила 467 млрд рублей. По прогнозам аналитиков, в число крупнейших компаний России скоро попадут и представители интернет-торговли. За ОПТИМИСТИЧНАЯ КАРТИНА СЛОЖИЛАСЬ В СЕГМЕНТЕ КОМПАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ. ЗА 2013 ГОД АКТИВЫ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ВЫРОСЛИ НА 16% Охота на биткоины Запрет криптовалют отпугнет легальный бизнес 06 Чебурашка возвращается Отечественные персонажи кино и мультиков вытеснят зарубежных героев 08 ЦИФРА НЕДЕЛИ последний год этот сектор рынка продемонстрировал положительную динамику. Один из лидеров отрасли увеличил выручку на 63%, итоговая цифра — 7,8 млрд рублей. По данным PwC, к 2020 году российский рынок ecommerce по объемам займет четвертое место в мире. Инвентаризация ведущих инвестпроектов десятилетия (более 100) позволила определить их общий объем — 14 трлн рублей. 0 3 Восток начинает, страна выигрывает Территории опережающего развития появятся в ДФО Максим Шерейкин, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока ПЕРСПЕКТИВЫ егодня в Москве открывается форум «Открытые инновации», партнером которого в этом году выступает Китай. Наше мероприятие на форуме называется «Использование инновационных инфраструктурных решений для создания территорий опережающего социальноэкономического развития». По этим территориям, или ТОСЭР, мы сегодня не только формулируем правовые рамки, но и ищем потенциальных партнеров среди девелоперских, инжиниринговых компаний, которые бы деньгами и компетенциями подключились к созданию этих территорий. Создавать там инфраструктуру «по старинке» не получится — если построить теплоэлектростанцию, то энергия для инвесторов будет дорогая. Нам нужны инновационные, в первую очередь энергоэффективные решения для того, чтобы затраты инвесторов были конкурентоспособны (стоимость тепла, воды, эксплуатации зданий и т.д.). А для этого нужны партнеры — только государственных денег и компетенций не хватит. Бюджетные инвестиции будут на первом этапе, а следующие этапы мы готовы полностью отдать частНАМ НУЖНЫ ИННОВАЦИОННЫЕ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАТРАТЫ ИНВЕСТОРОВ БЫЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ ным инвесторам, которые будут создавать центры коллективного пользования, здания с инфраструктурой, инжиниринговые центры и т.д. Что касается китайцев, мы испытываем определенный дефицит общения с нашими партнерами из Поднебесной, и процесс общения с ними сложный. Нам важно показать им не только планы по созданию ТОСЭР, но и конкретные этапы реализации этих планов — вот подготовлен закон, вот он внесен в Госдуму, вот выбрано 14 территорий, вот мы начали планировать инфраструктуру и т.д. Тогда степень доверия возрастает. — С какими еще странами министерство намерено сотрудничать? — Из стран АТР нам интересны Южная Корея, Япония, Сингапур, в том числе как некий интерфейс общения с Китаем и Юго-Восточной Азией в целом, они ближе нам по духу, мы лучше друг друга понимаем. Первоначально в нашем списке приоритетных стран были США и Канада, пока мы здесь активность не проявляем, но мне кажется, что этот путь надо начать. Рано или поздно отношения будут нормализованы, а нарабатывать контакты с нуля в тот момент будет неправильно. Смотрели мы и на Европу, насколько им интересен российский Дальний Восток — прежде всего на Германию и скандинавские страны. Есть такая гипотеза, что некоторые не очень крупные европейские компании видят для себя китайский рынок, но опасаются по ряду причин идти туда напрямую — в силу ментальных и языковых разрывов. Поэтому российский Дальний Восток может при определенных условиях стать интересной площадкой для проникновения на китайский рынок. 0 5 ВНИМАНИЮ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ! Специальные тематические выпуски НОЯБРЬ 2014 — ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ — МЕТАЛЛУРГИЯ — СТИЛЬ ЖИЗНИ «ЧАСЫ» Телефоны рекламной службы: 499 257 40 98 / 499 257 37 52 / 495 786 67 87 e-mail: reklama@rg.ru Подробности на сайте: rg.ru Подписные индексы: 32184, 40913, 40924, 10034 40945, 41591, 38279, 19361 ТРИЛЛИОНА долларов составят инвестиции в российскую энергетику в ближайшие 20—25 лет 2,5 ВНОСИМ ЯСНОСТЬ 02 изъян Правила предоставления информации о ДТП открывают лазейку мошенникам ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / ВИКТОР АВДЕЕВ ТАСС ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / АЛЕКСЕЙ ЧИЧКИН
Стр.1
2 НОВОСТИ ПРАВИЛА ИГРЫ ВЛАДИСЛАВ АРТАМОНОВ, АВТОР ПОРТАЛА «СКЛАД ЗАКОНОВ» ТРОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО С егодня вступает в силу «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов», подписанное правительствами стран Таможенного союза. Этот документ является логическим продолжением системы мер, направленных на упорядочивание рынка транспортных средств на территории ТС и упрощение процедуры их регистрации. Согласно российНесмотря на то что все товары, произведенные на таможенной территории ТС или выпущенные для внутреннего потребления, попадают под режим свободного обращения, для транспортных средств был предусмотрен особый порядок. В случае приобретения автомобиля в Белоруссии или Казахстане при его регистрации в России имеются некоторые сложности. Сначала необходимо в российской таможне оформить новый ПТС, получить сертификат соответствия ЕВРО-5 и только потом регистрировать. Отсутствие единого подхода к вопросу утилизационного сбора также создавало определенные трудности. Упомянутое соглашение поДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ И ДРУГИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДУСМОТРЕН ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА скому законодательству, наличие ПТС является обязательным условием для регистрации авто и их допуска к дорожному движению. Автомобили с белорусскими или казахстанскими номерами и ПТС свободно перемещаются по России, однако в случае продажи такого автомобиля требуется замена ПТС. ТРЕНДЫ ПОЗИТИВ Россия за 8 месяцев 2014 года увеличила экспорт калийных удобрений по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 64% — до 6,5 млн тонн, сообщает ФТС. Общая экспортная выручка от продажи калийной продукции выросла на 17% — до 1,677 млрд долларов. Экспорт азотных удобрений вырос на 2% и составил 8,086 млн тонн. НЕГАТИВ Продажи легковых авто и LСV за 9 месяцев 2014 года упали на 13% — до 1,779 млн единиц, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Продажи в сентябре упали на 20,1% — до 197,23 тыс. единиц. До конца года АЕБ ожидает некоторое смягчение негативных тенденций сбыта благодаря государственным мерам поддержки локального производства автомобилей. СТАБИЛЬНО Аналитики ФАО ООН констатируют снижение цен на сельскохозяйственные культуры в 2014/15 маркетинговом году. Мировые продовольственные рынки постепенно стабилизируются, и цены на большинство сельскохозяйственных товаров сейчас гораздо ниже, чем в последние годы. Этому способствуют щедрые мировые урожаи и существенный рост мировых запасов основных сельхозкультур. Нефть с окраины Углеводородные проекты смещаются в труднодоступные районы Алексей Балиев ЭНЕРГЕТИКА 22 октября в Москве открывается второй Национальный нефтегазовый форум. Он организован минэнерго, ТПП РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Союзом нефтегазопромышленников России и Российским газовым обществом. Среди дискуссионных тем форума — подготовка новой редакции Энергетической стратегии России. Документ нуждается в изменениях из-за новых тенденций на российском и мировом рынке углеводородного сырья, в добывающих и перерабатывающих технологиях, с ростом спроса на инвестиции в отечественном ТЭКе. Поэтому требуются новые меры по госрегулированию нефтегазового комплекса страны в направлении на его индустриализацию и освоение труднодоступных месторождений. Это тем более необходимо, поскольку доля топливно-энергетической продукции в стоимости экспорта РФ превышает 70%, но в основном это сырьевые товары. Пути изменения такой структуры российского энергоэкспорта будут представлены на специальной экспозиции «Современные технологии и инновации в нефтегазовом комплексе России и стран СНГ». Кстати, в канун нефтегазового форума ОПЕК в своем октябрьском докладе повысила прогноз добычи нефти в РФ в 2014 году на 10 тыс. баррелей в день — до 10,54 млн баррелей в день. Между тем планы по приросту добычи сырья все в большей мере охватывают труднодоступные регионы. Включая, например, бассейн Охотского моря. «Здесь может быть «скрыт» огромный энергетический потенциал, но его освоение возможно в отдаленном будущем, — пояснил «РГБ» Валерий Язев, первый зампред Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. — Имеются более легкодоступные месторождения на суше, в районах добычи на шельфах Баренцева, Карского морей. А задел по Охотскому бассейну — на десятки лет вперед». зволит обеспечить свободное обращение автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и других видов техники на территории ТС, упорядочить допуск техники к эксплуатации на территории ТС, обеспечить общие подходы к организации регистрации, надзора за соответствием конструкции и технического состояния выпускаемой в обращение техники требованиям техрегламентов и другим обязательным требованиям ТС. Система электронных паспортов государств ТС представляет собой единое информационное поле, обладает единым контролем доступа. Проверка достоверности информации обеспечивается централизованно, что существенно усложняет сбыт угнанных или не прошедших таможенную очистку автомобилей. Единая электронная база данных упорядочит и налоговую сферу. Если раньше можно было «спрятать» мощный автомобиль в регионе с меньшей ставкой, то теперь это уже не имеет смысла. ВНОСИМ ЯСНОСТЬ российская бизнес-газета http://business.rg.ru 14 октября 2014 вторник №40 (969) также на эту тему www.rg.ru/economy Чтобы не зависло За скорость загрузки видео придется платить Юлия Воронина Ф Россия занимает первое место по запасам природного газа и второе — по добыче. Об этом говорится в ежегодном докладе World Oil and Gas Review, подготовленном энергетической компанией Eni. В то же время, на мировом рынке быстро усиливаются позиции США. Этот фактор, а также планы по увеличению экспорта газа из Ирана, Азербайджана и Туркменистана могут привести к снижению мировых цен на газ. Замычат и отелятся Зависимость России от импортного мяса к 2020 году снизится втрое Алексей Чичкин П ПРОДОВОЛЬСТВИЕ равительство утвердило «дорожную карту» по импортозамещению продовольствия. Документ предусматривает снижение зависимости внутреннего рынка от импортных поставок мяса с 21,6 до 7,7%, молока и молочной продукции — с 23,6 до 16,6%, овощей — с 14,6 до 10,1% к 2020 году. Для этого предусмотрен комплекс мер, включающих субсидирование процентных ставок по кредитам для сельхозпроизводителей и цен на приобретение ими сельхозтехники; инвестиции в проекты по повышению плодородия сельскохозяйственных почв и племенного дела; более широкое применение мер таможенно-тарифного регулирования для защиты российского продовольственного рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импорта и т.п. Кроме того, запланировано создание госуБУДУТ СОЗДАНЫ СЕЛЕКЦИОННО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ПЛЕМЕННОЕ ПОГОЛОВЬЕ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА дарственной автоматизированной информационной системы для своевременного получения достоверной, исчерпывающей информации по всем сегментам производства, экспорта-импорта и потребления как сельхозсырья, так и готового продовольствия. «Дорожная карта», наряду с госпрограммой развития АПК, предусматривает также пополнение отечественного селекционно-генетического фонда путем создания семеноводческих и аквакультурных центров. Причем наиболее важными секторами господдержки в этой сфере обозначены, по словам министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, возделывание семенного картофеля, увеличение тепличных площадей и объемов производства овощей, выращиваемых в защищенном грунте, развитие рыборазведения. Намечается также создание региональных и межрегиональных оптовораспределительных центров, где будут осуществляться первичная обработка, фасовка и хранение продукции. По данным министра, эти проекты уже реализуются, например в Астраханской области, республиках Татарстан, Мордовия. В числе приоритетных направлений господдержки и молочное животноводство. Здесь будут созданы селекционно-генетические центры, чтобы увеличить племенное поголовье крупного рогатого скота примерно в полтора раза — до 50% от всего поголовья в этом секторе животноводства. Кстати, в индустриальных странах обеспечиваПРИМЕРНО В ПОЛТОРА РАЗА — ДО 50% ОТ ВСЕГО ПОГОЛОВЬЯ ется более высокий уровень воспроизводства национального племенного поголовья, т.к. в них упомянутый показатель не ниже 60%. К этой «планке» приближается, в частности, Китай. Эти и другие направления импортозамещающей политики на продовольственном рынке связаны с тем, чтобы его насыщение российской продукцией произошло до введения в действие основных «пошлинных» условий вступления России в ВТО. Согласно этим условиям, к началу — середине 2020-х годов средний уровень импортных пошлин на сельхозпродукцию понизится с 15 до 10—12%, в том числе на продукты из рыбы — с 15 до 12— 13%; на молочные изделия — с 25 до 20%. «Задачи по импортозамещению в мясном секторе, обозначенные в «дорожной карте», могут быть реализованы раньше, чем к 2020 году. До этого времени вполне можно достичь 8-процентной доли импорта на мясном рынке, — считает Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России. — Это касается прежде всего замещения ввоза свинины и особенно продуктов птицеводства, которые имеют растущий спрос на внутреннем рынке. Россия уже сегодня производит 90% необходимого внутреннему рынку мяса курицы, индейки, утки. Для полного отказа от импорта этой продукции достаточно нарастить ее производство еще на 500 тысяч тонн, для чего понадобится не больше трех лет. А для замещения говядины нужно 9—10 лет. Важную роль в реализации «дорожной карты» играет и макроэкономическая ситуация в стране, впрямую влияющая на платежеспособный спрос потребителей и на товарную структуру потребительского спроса». Александр Шелабодов, эксперт аналитического агентства «Фрут-ньюс» (РФ), считает, что в России есть все основные условия для обеспечения максимального уровня импортозамещения фруктов и овощей, и «дорожная карта» поможет решить эту задачу. «Для этого во внутриотраслевом разрезе, кроме развития семеноводства, требуется развитие также перерабатывающих мощностей и современных хранилищ, расположенных рядом с овощеводческими и садоводческими хозяйствами, — говорит он. — Среди экономических мер стимулирования овощного и фруктового секторов импортозамещения можно выделить, в первую очередь, доступность кредитов для производителей, которые должны отвечать реалиям спроса и затратам аграриев. В целом этому сектору АПК нужен более высокий уровень прямой и косвенной господдержки: она в индустриальных и многих развивающихся странах многократно выше, чем в РФ». Асфальтобетон — один из самых востребованных иннопродуктов. Ангелина ЖуковаГОСЗАКУПКИ О О бъем инновационной продукции в столичной системе закупок к 2018 году должен увеличиться до 15%. Об этом заявил Геннадий Дегтев, руководитель департамента по конкурентной политике на встрече с представителями инновационных предприятий в ТПП РФ. По его словам, столичными клиентами закупается около 200 наименований инновационных товаров. «Сегодня клиенты при формировании плана-графика заказов на год должны отводить на инновационные товары и технологии не менее 5%, то есть около 30 млрд рублей в год. А через 4 года инновационные предприятия смогут рассчитывать еще на 60 млрд рублей из столичного бюджета», — отметил Дегтев. — На портале поставщиков запущен пилотный проект, благодаря которому инновационные предприятия смогут заявить о своей продукции». Опрошенные «РГБ» эксперты выделяют самые привлекательные инновационные блоки для столичных клиентов: медицина, информационные технологии, энергосбережение и жизнеобеспечение. Самые популярные инновационные продукты, по словам Дегтева, — плитки из резиновой крошки, асфальтобетоны, строительное стекло, дренажные полотна, огнезащитные покрытия. По словам ответственного секретаря комиссии Госдумы по СИС, гендиректора ЭТП ГПБ Андрея Черногорова, повышение доли инновационной продукции в столичных закупках может стать следствием политики импортозамещения: «Необходимость сокращения издержек ведет к переориентации на более инновационные решения, а в текущих условиях их поставщиками станут отечественные компании». Успеть за неделю Лучших журналистов ждет награда Ольга ВоскресенскаяКОНКУРС стается ровно неделя до окончания подачи заявок на III Всероссийский конкурс журналистов «Предпринимательство в России: истории, успехи, проблемы». Главная задача конкурса — создать благоприятную медиасреду для предпринимательства, популяризировать истории успеха представителей бизнеса. В конкурсе принимают участие как журналисты федеральных и региональных печатных изданий, так и представители интернет-СМИ, информационных агентств, также радио- и телекомпаний и даже блогеры. Организатором конкурса уже в третий раз выступает Агентство стратегических инициатив (АСИ). В жюри — заместитель руководителя департамента пресс-службы и информации правительства РФ Светлана Гликман, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, советник министра по делам Крыма Юлия Чканикова и другие известные представители медиасообщества. В конкурсе шесть номинаций. Пожалуй, наиболее сложная — «карикатура о предпринимательстве». «Впервые в этом году мы ввели новую номинацию — лучший материал о предпринимательстве в Крымском федеральном округе, — рассказал «РГБ» директор по внешним и внутренним коммуникациям АСИ Игорь Карачин. По его словам, в этом году в оргкомитет уже подано заявок более чем из 50 регионов. Призовой фонд конкурса — внушительный. По каждой из номинаций он составляет 180 тысяч рублей, включая налоги. Так, за первое место победитель получает 100 тысяч рублей, за второе — 30 тысяч рублей, третье организаторы оценили в 50 тысяч рублей. Итоги Всероссийского конкурса журналистов будут подведены 17 ноября. ИНИЦИАТИВА едеральная антимонопольная служба направила в правительство РФ предложение внести изменения в Закон «О связи», согласно которым за пользование видеосервисами и другими ресурсами, требующими высокой пропускной способности канала связи, могут быть установлены отдельные тарифы. Спецтарифы предлагается ввести для доступа к трафикоемким ресурсам, таким как Youtube, которые предоставляют возможность просмотра видео. При этом оператор обязуется гарантировать заплатившим абонентам бесперебойный доступ к этим сервисам. Как отметили эксперты, инициатива ФАС вполне оправданна, так как трафик таких сервисов ежегодно растет, увеличивается и нагрузка на мощности провайдеров. Каждый месяц YouTube посещают более миллиарда уникальных пользователей. Пользователи YouTube каждый месяц просматривают более 6 млрд часов видео, то есть на кажМосква поддержит высокие технологии Объем инновационной продукции утроится дого жителя Земли приходится почти час видео. «Провайдеры и операторы связи теряют прибыли из-за дешевых услуг того же Skype», — отметила руководитель направления SMM и управления репутацией Kokoc.com Екатерина Плакунова. Правда, для конечных потребителей станет платной скорость Интернета. А счет, скорее всего, будет выставляться по сегментам трафика, в зависимости от того, какие сервисы или сайты они использовали. «Вероятно, что провайдеры будут уведомлять своих клиентов о том, какая наценка ждет их за пользование тем или иным ресурсом. Некоторые крупные российские операторы уже установили системы DPI, которые анализируют интернет-трафик и позволяют предоставлять абонентам допуск к части сайтов, блокируя или замедляя доступ к другим», — добавила Плакунова. ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / АЛЕКСЕЙ ЧИЧКИН ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / ЮЛИЯ ВОРОНИНА
Стр.2
также на эту тему www.rg.ru/economy российская бизнес-газета http://business.rg.ru 14 октября 2014 вторник №40 (969) САЛЬДО РАСТЕТ РОССИЯ СОКРАЩАЕТ ИМПОРТ ТОВАРОВ Алексей БалиевБАЛАНС П оложительное сальдо внешней торговли РФ выросло за 8 месяцев 2014 г. на 9,5% — до $150,3 млрд. Главная причина — сокращение импорта (см. диаграмму на стр. 1). Причем стоимостный объем торговли страны уменьшился почти на 2%. Это связано и с сокращением импорта, и со снижением доходов от поставок основных товаров российского экспорта — нефти и газа. Основу экспортных поставок РФ по-прежнему составляют топливно-энергетические товары — свыше 75% в стоимости экспорта. Но растущая волатильность мирового рынка энергоресурсов способствует сокращению нефте- и газоэкспортных доходов страны. Так, средняя экспортная цена российского газа за 8 месяцев 2014 г. снизилась на 4,6% в сравнении с тем же периодом 2013-го — до $329,4 за 1 тыс. кубометров. Схожая динамика в нефтяном экспорте. Доходы РФ в этом секторе понизились почти на 3% — до $109,8 млрд. Сократился внешний спрос на российскую нефть — почти на 6 млн тонн в сравнении с январем—августом 2013-го. Все форматы хороши Власти создают условия для работы малого бизнеса на рынке рекламы Юлия Воронина ФОРУМ Р РЕЗКО СОКРАТИЛСЯ ВВОЗ ИЗ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ МЯСА — БОЛЕЕ ЧЕМ НА ТРЕТЬ Произошли серьезные изменения в структуре сельхозимпорта. Хотя его доля в импорте не изменилась — около 13%, резко сократился ввоз из дальнего зарубежья мяса — более чем на треть; сыров и творога — примерно на 14%. Что связано с растущим их производством в РФ и с увеличением ввоза этой продукции из СНГ. Так, поставки из СНГ мяса увеличились на 17%, молока и сливок — почти на столько же, сливочного масла — на треть, а ячменя — в 1,7 раза. Почти 70% в приросте этого экспорта приходится на Белоруссию. Однако возрос импорт в РФ «дальнезарубежных» сливочного масла (в основном из Новой Зеландии и Финляндии), а также кукурузы, кондитерских изделий и какао-полуфабрикатов. Сентябрьская динамика продемонстрировала рост импорта оборудования и некоторых видов продовольствия. Импорт из дальнего зарубежья вырос в сравнении с августом 2014 г. более чем на 3%, при этом ввоз оборудования возрос на 2,6%, товаров химпрома — на 7,4%, сахара — на 12%, а рыбы и рыбных изделий — более чем на четверть. Зато ввоз «молочки» упал почти на 40%, мяса — на 8,6%, фуража — на столько же. «Для большей предсказуемости динамики внешней торговли страны нужно прежде всего изменить структуру экспорта, — пояснил «РГБ» вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. — Основная поддержка требуется его несырьевому сектору. В частности, это внедрение механизма по возмещению части затрат, связанной с поддержкой производства и экспорта высокотехнологичных товаров». БАРОМЕТР ЯСНО Объем сомнительных финансовых операций заметно снизился. В январе—сентябре 2014 года он составил 7,7 млрд долларов по сравнению с 23,2 млрд долларов годом ранее. Об этом говорится в материалах Банка России. Объем сомнительных операций в третьем квартале 2014 года составил 2,1 млрд долларов. ПАСМУРНО ФАС России отмечает наличие сговоров в сфере строительства. Глава управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев сообщил, что речь идет о строительстве любых объектов, начиная с дорог и заканчивая жилищем. По его словам, наличие конкуренции на рынке очень важно, так как это всегда приводит к снижению цены и повышению качества. 0 1 оссийский рекламный рынок станет более открытым для представителей малого бизнеса. Об этом сообщил на Всемирном рекламном саммите заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. «Мы считаем обоснованным присутствие на рынке рекламы представителей малого бизнеса, поэтому продолжим вырабатывать понятные и прозрачные правила, по которым на рынке смогут быть представлены все форматы — как крупный, так и малый бизнес, — заверил Андрей Кашеваров. — Федеральная антимонопольная служба будет последовательно отстаивать интересы представителей малого бизнеса и включать их в аукционы, проводимые органами власти. Есть один критерий: если в ходе торгов то, что было предложено, продано, значит, обратного хода нет. Хотел бы обратить внимание на то, что те аукционы, которые проводятся на территории России, имеют отличия. И Москва в этом отношении — не исключение. Правительство Москвы стремится развивать современные форматы, привлекать крупных игроков и формировать новый облик города». Российский рекламный рынок становится одним из самых быстрорастущих в мире. За последние тринадцать лет рекламные расходы на душу населения в России выросли в 15 раз. «Сегодня очень важна рентабельность рекламной индустрии. Нужно помнить, что рынок формируется не только за счет крупных игроков, но и за счет малых компаний, которые также участвуют в рекламном процессе, — отметил генеральный директор Международной рекламной ассоциации Майкл Ли. — И перед рекламной индустрией сегодня стоит много задач, которые нужно решить. Огромное влияние на развитие отрасли оказывает развитие технологий, повсеместное распространение мобильных гаджетов. Цифровая реклама сегодня занимает серьезную долю рынка». Наибольший рост в российском сегменте интернет-рекламы показала контекстная реклама. Объемы ее продаж увеличились за год НАИБОЛЬШИЙ РОСТ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ ПОКАЗАЛА КОНТЕКСТНАЯ РЕКЛАМА. ОБЪЕМЫ ЕЕ ПРОДАЖ УВЕЛИЧИЛИСЬ ЗА ГОД БОЛЕЕ ЧЕМ НА 34% более чем на 34% и составили 51,6 млрд рублей. Продажи медийной рекламы (объявлений, отображающихся на сайтах СМИ и информационных ресурсах с высокой посещаемостью) выросли на 12%. Всего за год рекламодатели потратили на медийную рекламу 20,1 млрд рублей. «Наиболее важным критерием при создании цифровой рекламы становится ее содержание. Мы должны создавать контент, интересный читателям и пользователям, — добавил Майк Ли. — Важной становится проблема мошенничества в цифровой среде. Поэтому при развитии рекламной модели в интернете рекламодатели должны строить взаимодействие с клиентами максимально прозрачно». По мнению экспертов, наиболее перспективными рекламными рынками сейчас являются рынки Китая, Вьетнама, Южной Кореи. В странах центральной и восточной Европы рост рекламных рынков замедляется. Самый большой потенциал для роста аналитики видят в странах Африки, где стремительно развивается использование новых технологий. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), за прошлый год российский рекламный рынок вырос на 4% и составил 328 млрд рублей. «На Россию приходится примерно 2% от мировых рекламных расходов. И по объему мы обгоняем рынки Италии, Испании, Швейцарии, — рассказал президент АКАР Алексей Ковылов. — В топ-20 крупнейших мировых рекламных компаний входит 4 российских. Около 70% всех рекламных бюджетов России идет через 5 крупнейших мировых рекламных холдингов. Причина этого в том, что российский рекламный рынок формировался под воздействием иностранных компаний. Но сейчас эти компании уже представлены у нас российскими юридическими лицами и приносят около 1% ВВП России. В текущем году российский рынок вырастет еще на 1,2% и составит 331,7 млрд рублей». Одним из общемировых трендов стало сокращение доли рекламы в печатных СМИ. Если в 2000 году ее доля составляла 47%, то сейчас всего 28%. Наиболее стремительный рост показала интернет-реклама — этот сегмент за 13 лет, по данным ZenithOptimedia, вырос с 2% до 21% в общем объеме рекламного рынка. По данным АКАР, объем размещения рекламы в печатных СМИ в России сократился на 10% — до 16,9 млрд рублей. Наибольшая динамика роста приходится на сегмент интернета, где объем рынка увеличился на 20% — до 38 млрд рублей. По мнению Майкла Ли, традиционные медиа, а именно газеты и журналы, в ближайшие годы будут присутствовать на рекламном рынке, но им придется адаптироваться под цифровую среду. «А тем, кто не готов меняться и развиваться в новой реальности, придется уйти с рынка», — заявил он. Объем российского рынка рекламы на телевидении вырос за год на 4% — до 78,9 млрд рублей, на радио — на 6% — до 7,8 млрд рублей. Сегмент наружной рекламы не изменился, объем размещения остался на уровне 21 млрд рублей. По словам руководителя департамента СМИ и рекламы города Москвы Владимира Черникова, в Москве произошло сокращение рекламных конструкций и площадей, но не сокращение объема рекламного рынка. Общая площадь информационных полей сократилась с 2 млн кв. м до 263 тыс. кв. м. Только в центральной части города количество рекламных конструкций сокращено на 60%, а в пределах Третьего транспортного кольца полностью исключены щиты сверхбольшого формата. «На рекламном рынке наведен порядок. И сейчас рынок готов к переходу на саморегулирование. Мы считаем, что мы как регулятор должны оказывать самое минимальное воздействие на бизнес. Мы обозначили правила, по которым должен развиваться рынок, предоставляем нашим партнерам соответствующие условия для проведения аукционов на рекламные площади. Мы не устанавливаем цены, они формируются самим рынком. Это говорит о том, что рынок наружной рекламы жив и будет продолжать развиваться, — отметил Владимир Черников в беседе с «РГБ». — Мы готовы делегировать участникам рынка максимум возможностей, оставив у себя только функцию контроля. Рынок сам себя должен поддерживать. Раньше оказывались меры поддержки, но из-за этого возникали проблемы преференций. Сейчас мы категорически против этого. Именно поэтому наш рынок развивается цивилизовано. И мы имеем полное понимание со стороны тех, кто с нами работает. Сейчас формируются условия для стабильного существования всех участников рынка, в том числе и малого бизнеса». Полтора триллиона в плюсе Свыше 70% основных инвесторов — государственные компании и бюджеты разных уровней. Реализация этих мегапроектов позволит создать около 3,7 млн высокопроизводительных рабочих мест. Подавляющее большинство крупнейших инвестиционных проектов — это модернизация или строительство новой инфраструктуры (около 9,3 трлн рублей). На долю обрабатывающего сектора приходится 2,8 трлн рублей. В ключевой дискуссии форума приняли участие представители разных отраслей промышленности, финансового сектора, а также заместитель министра транспорта России Валерий Окулов. В своем выступлении замминистра коснулся темы влияния санкций на российскую гражданскую авиацию. «Начиная с маленькой Сессны и заканчивая Boeing-747, на всех этих самолетах есть импортные комплектующие, агрегаты и т. д. Авиационная промышленность, как и авиаперевозки —это глобальные отрасли. Вопрос международной кооперации здесь является свершившимся фактом, — говорит Валерий Окулов. — Можем ли мы обеспечить полное импортозамещение в авиации? С технической точки зрения — можем. Даст ли это эффект? Нет. Чтобы поставить отечественный агрегат на Airbus или Boeing, нужно получить согласие разработчика самолета и лизингодателя. А последний согласия не даст. У нас все самолеты в лизинге. Когда лизинг заканчивается, самолет нужно выставить на ремаркетинг, то есть поставить следующему лизингополучателю. Сдавать самолет нужно со всеми аутентичными деталями. Агрегаты, которые произведены в России, установить на самолеты в лизинге нельзя». По словам заместителя министра, здесь нет простого решения и обеспечить полное импортозамещение в авиации можно только в том случае, если наша страна будет производить полностью российские гражданские самолеты. «И мы их делаем, свои самолеты. Военные. И будем продолжать делать. А в гражданском авиапроме существует по факту жизни сильнейшее разделение специализации. Нет американских самолетов. «Боинг» на 30% собирают в Сиэтле. Все остальное собирается со всего мира. И нам не нужно посыпать голову пеплом, что на «Сухой Суперджет» большое количество компонентов зарубежного производства. Мы сделали конкурентоспособную машину, используя самые передовые компоненты, агрегаты, и она не уступает своим конкурентам. Все равно стремиться к снижению доли импорта мы будем. В МС-21 уже меньше импортных комплектующих», — говорит Окулов. Михаил Скороход, президент «Евроцемент груп», рассказал о достижениях цементной отрасли. По его словам, за последние пять лет цементной отраслью России произведено дополнительных мощностей более чем на 25 млн тонн цемента. Доля новых технологий увеличена с 15 до 37%. В отрасль инвестировано более чем 300 млрд рублей без участия государства. Впрочем, более 60% цемента по-прежнему выпускается старым ресурсозатратным «мокрым» способом. «Не бывает чудес. Невозможно перевести на новую индустриальную платформу отрасль за очень короткий промежуток времени. Но какие у нас перспективы? Сегодня отрасль демонстрирует очень хорошие возможности предоставления нашей продукции для строительного комплекса. Профицит мощностей — более чем 40 млн тонн. Загрузка предприятий — более 60%. Мы предполагаем, что к 2018 году по сухому способу будут работать 70% всех производственных мощностей отрасли», — говорит Михаил Скороход. Эксперт также отметил, что Россия сегодня демонстрирует самый низкий уровень безработицы в мире — около 5%. По информации из Минэкономразвития России, загрузка предприятий составляет более 65%: «В России проблема не в спросе на продукцию, а в предложении. Мы не можем обеспечить тот спрос, который есть внутри страны». Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО КРУПНЕЙШИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ — ЭТО МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (ОКОЛО 9,3 ТРЛН РУБЛЕЙ) подчеркнул, что сегодня цементная отрасль — одна из самых конкурентных. Именно рынок диктует ситуацию в цементной индустрии и цены находятся на одном из самых низких значений за всю историю ее развития. Марат Атнашев, вице-президент ЕВРАЗа по крупным проектам, руководитель Дивизиона «Руда» обозначил ситуацию в металлургии. По его мнению, отрасль, с одной стороны, очень глобальная, а с другой — локальна. Дело в том, что конкуренция среди металлургов в мире высока, но в то же время у каждого предприятия свой специфический региональный рынок. «С точки зрения инвестиций в модернизацию у нас нет задачи заниматься изобретениями. 30—50% эффективности можно получить, используя готовые технологии. Причем не только западные, но и восточные. Все современные установки и заводы находятся в Юго-Восточной Азии. Сверхновыми технологиями нельзя похвастаться, но мы внедряем последнюю мировую технологию со своими усовершенствованиями. Это тоже ноу-хау. Та же домна в Нижнем Тагиле — самая эффективная в мире. Новый рельсобалочный цех на ЗСМК — это, безусловно, лучшее в мире из того, что можно построить. Наша задача заимствовать, но очень эффективно», — рассказал Марат Атнашев. По словам Андрея Гайдамака, вице-президента по отношениям с инвесторами компании «ЛУКОЙЛ», модернизация нефтеперерабатывающих заводов дает большой мультипликативный эффект, который «тащит» за собой и строительную отрасль, и машиностроение, создает большое количество высокопроизводительных рабочих мест: «Мы сокращаем людей в менее производительных отраслях, но у нас растет количество высокопроизводительных рабочих мест. Например, наиболее производительный зарубежный завод, на котором я когда либо был, имел среднесписочный состав персонала 173 человека. Для сравнения: аналогичный завод на заре советской эры давал рабочие места семи-восьми тысячам человек. Основная часть специалистов использовалась в операторском процессе». По словам Гайдамака, компания постоянно занимается вводом мегапроектов. Они эффективны с точки зрения налогов, создания рабочих мест и роста экономики. Эффект, который достигается по производительности труда в сфере «нефтянки», один из самых высоких в стране. ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ Ставки не под силу Снижается спрос на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса Евгения Носкова АНАЛИЗ Б изнесу становится сложнее обслуживать свои кредиты. По данным ЦБ (аналитический материал «Изменения условий банковского кредитования во II квартале 2014 года» опубликован в «Вестнике Банка России» № 86), во втором квартале объем пролонгированных кредитов крупным нефинансовым организациям был на 27% больше, чем в первом квартале. А объем пролонгированных кредитов малому и среднему бизнесу увеличился по сравнению с первым кварталом на 60%. При этом спрос на новые кредиты со стороны крупных заемщиков растет, а со стороны МСБ, наоборот, снижается (минус 8% во втором квартале). Причем если в первом квартале спрос со стороны МСБ снижался преимущественно в краткосрочном сегменте кредитного рынка, то во втором квартале динамика была отрицательной и по долгосрочным заимствованиям (также минус 8%). «Индивидуальные предприниматели и представители малого бизнеса стали более осторожно и взвешенно подходить к вопросу заимствований, — подтверждает заместитель председателя правления ОТП Банка Илья Чижевский. — Это связано как с неопределенностью относительно перспектив развития своего бизнеса в текущей экономической ситуации, так и с повышением банками ставок кредитования и ужесточением требований к заемщикам». Снижение «качественного спроса» предприятий МСБ на кредиты фиксируют и в МСП Банке. Как рассказала руководитель Аналитического центра банка Наталья Литянская, раз в полгода проводится опрос финансовых посредников (банков, лизинговых компаний, факторинговых компаний и микрофинансовых организаций), результаты которого сводятся в исследовании «Индекс «Финансовый перекресток». По итогам первого полугодия 2014 года наблюдается усиление негативных тенденций прошлого года, говорит Литянская,— ужесточение условий кредитования МСБ и снижение качества спроса. И если в 2013 году влияние этих факторов на рынок сглаживалось за счет роста спроса на кредитные продукты со стороны МСБ, то в I полугодии этого года наблюдалось снижение спроса. Согласно оценкам участников исследования, объем заявок на кредитные продукты незначительно снизился — в среднем на 4% по сравнению со II полугодием 2013 года. «Обусловливается это, в первую очередь, общей сложной ситуацией в экономике, непростой геополитической обстановкой, снижением деловой активности предприятий и их готовности к инвестициям, — сказала эксперт. — Финансовое положение предприятий ухудшается, им сложнее рассчитываться по кредитам, предприятия могут испытывать неуверенность в спросе на свою продукцию. На этом фоне доступность ресурсов для них снижается — и из-за рисков, и из-за дороговизны ресурсов в целом». Об ухудшении финансового положения предприятий в сегменте среднего бизнеса на недавно прошедшем форуме «Россия зовет!» говорил и заместитель президента — председателя правления ВТБ Михаил Осеевский. По его словам, у трети компаний по итогам второго квартала произошло снижение выручки по сравнению со вторым кварталом 2013 года. Он обратил внимание, что есть отдельные отрасли, в частности, автодилеры, которые переживают непростые времена из-за падения рынка, и с ними банк «обсуждает возможности снижения кредитной нагрузки». Как отмечается в обзоре ЦБ, ряд банков повысили требования к финансовому положению заемщиков, обеспечению по кредиту и сузили спектр доступных для МСБ кредитных продуктов. Отдельные банки ограничили кредитование высокорисковых заемщиков из числа предприятий МСБ. В отраслевом разрезе больше всего ужесточение требований затронуло интернет-торговлю, производство и продажу автомобилей, сегмент грузо- и пассажироперевозок. Однако, несмотря на это, не все банки фиксируют снижение спроса на кредиты со стороны МСБ. «Мы не ощутили снижения спроса на кредитные продукты со стороны своих клиентов, а это как раз компании среднего и малого бизнеса, — рассказал заместитель председателя правления Банка Расчетов и Сбережений Сергей Шамин. — Да, ставки по причине повышения стоимости фондирования банки были вынуждены повысить, но это пока не драматический рост — на 1,5—2%. В отношении требований к заемщикам в общем-то банки и так уже закрутили все гайки из-за 3 СПРОС НА НОВЫЕ КРЕДИТЫ СО СТОРОНЫ КРУПНЫХ ЗАЕМЩИКОВ РАСТЕТ, А СО СТОРОНЫ МСБ, НАОБОРОТ, СНИЖАЕТСЯ (МИНУС 8% ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ) повышения требований регулятора к созданию резервов на возможные потери по ссудам». Как предположил эксперт, возможно, участвовавшие в опросе ЦБ крупнейшие банки просто начали терять своих клиентов из сектора МСБ, которые переходят в некрупные банки, ведь конкуренция на рынке корпоративного банкинга усилилась — по причине падения рентабельности в розничном секторе многие игроки усилили направление по работе с МСБ. По словам директора департамента корпоративного бизнеса Росгосстрах Банка Наталии Блиновой, спрос на кредиты со стороны МСБ незначительно снизился, так как предприниматели очень осторожно берут сегодня в долг, однако все еще высок. Другой вопрос, что снизились темпы кредитования со стороны банковского сообщества в связи с общей макроэкономической ситуацией, отмечает эксперт: повышение уровня инфляции, низкий прирост ВВП, ослабление рубля, ухудшение политической ситуации, санкционные меры привели, в свою очередь, к ужесточению требований к заемщикам, обращающимся за кредитом. «Если ранее предприниматели брали кредит на расширение бизнеса, то сейчас среди основных целей кредитования — рефинансирование старых долговых обязательств и пополнение оборотных средств», — отмечает Блинова. В четвертом квартале банки, согласно опросу ЦБ, ожидают роста спроса на новые кредиты со стороны крупных компаний и снижения спроса со стороны МСБ. Расчет на повышение спроса крупных компаний объясняется тем, что доступность фондирования компаний на долговых рынках, особенно внешних, продолжит уменьшаться. В целом, как считают участники рынка, доля потенциальных корпоративных заемщиков до конца года уменьшится, однако объем кредитов, которые им потребуются, возрастет. 23% банков признались, что планируют ужесточать условия кредитования для МСБ, поэтому ожидают сокращения спроса. «В ближайшее время ставки по кредитам для сектора МСБ продолжат расти, а требования к заемщикам будут становиться все жестче, — считает Наталия Блинова. — Представители этого сегмента — в группе заемщиков с высоким уровнем риска, прежде всего из-за часто непрозрачной, «серой» отчетности, отсутствия залогового обеспечения и высокого уровня просрочки». ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / ИННА ЗУБАРЕВА ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / ЮЛИЯ ВОРОНИНА ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / ЮЛИЯ ВОРОНИНА ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / ЕВГЕНИЯ НОСКОВА
Стр.3