БОБЫРЫКИН, Петр Дмитриевич [15(27).VIII.1836, Нижний Новгород -- 12.VIII.1921, Лугано.
Швейцария] -- прозаик, драматург, публицист, критик и историк литературы, театральный деятель,
мемуарист, переводчик. Родившись в обеспеченной помещичьей семье, Б. получил разностороннее
образование -- сначала на юридическом факультете Казанского университета, затем в Дерпте, где
готовился к карьере ученого-химика и медика, и, наконец, в Петербурге; где успешно выдержал
кандидатские экзамены по "разряду административных наук" (1861). Свободно владея основными
европейскими языками, объездив весь Старый Свет, располагая обширными познаниями в философии,
естествознании, политических дисциплинах, в изобразительном и театральном искусстве, Б. слыл одним
из культурнейших людей своей эпохи, умелым рассказчиком и интересным собеседником, хранителем
традиций дворянской просвещенности либерально-западнической ориентации.
Занятия литературой Б. начал еще в студенческие годы: в 1860 г. он напечатал комедию
"Однодворец", в 1862--1864 гг.-- объемистый и во многом автобиографический, посвященный жизни
студенчества роман "В путь-дорогу!". С конца 1861 г. выступает как фельетонист в "Библиотеке для
чтения" (псевдоним -- Петр Нескажусь), а в 1863 г. становится редактором-издателем этого журнала,
который в 1865 г., не завоевав читательских симпатий и скомпрометировав себя публикацией
"антинигилистического" романа Н. С. Лескова "Некуда", терпит финансовый крах и закрывается. В 1865-1871
гг. Б. путешествует за границей, встречается с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, П. Л. Лавровым,М.
А. Бакуниным, в качестве корреспондента присутствует на Брюссельском конгрессе I Интернационала и
дает о нем сочувственные отчеты в газете "Голос" (1868.-- No 239, 241 -- 245), в 1871 г. помещает в
"Отечественных записках" (No 8, 11) очерки "На развалинах Парижа", осуждающие кровавый разгром
Парижской Коммуны.
В эти годы закладываются основы философского мировоззрения, политических взглядов и
эстетической программы Б. Общественный индифферентизм, отличавший ранние произведения писателя
(пьесы "Мать и дети", "Ребенок", "Старое зло", романы "Земские силы", "В чужом поле", "Жертва
вечерняя" -- на этот роман, исследующий круг интимных переживаний светской женщины, резким
фельетоном "Новаторы особого рода" откликнулся М. Е. Салтыков-Щедрин (Собр. соч.: В 20 т.-- М.,
1970.-- Т. 9.-- С. 36--47), уступает место пытливому интересу к социальным и политическим проблемам,
неизменно решаемым в духе умеренного либерализма. Большое воздействие на Б. оказывают философия
позитивизма О. Конта, эстетическая теория И. Тэна, литературная позиция и художественная практика Э.
Золя, бр. Гонкуров, других французских писателей-натуралистов. Вернувшись в Россию, Б. активно
пропагандирует творчество Э. Золя и его последователей "золаистов" в статьях: "Новые приемы
французской беллетристики"
(Неделя,--1872.-- No 14, 15--16), "Реальный роман во
Франции" (Отечественные записки.-- 1876.-- No 6--7), "Писатель и его творчество" (Наблюдатель.-1883.--
No 11) и т. д., разрабатывает, опираясь как на эстетический кодекс "золаизма", так и на традиции
русской "натуральной школы", собственную литературно-художественную концепцию, отразившуюся в
статьях "Мысли о критике и литературном творчестве" (Слово.-- 1878.-- St 5), "Мотивы и приемы
русской беллетристики" (Там же.-- No 6), "Наша литературная критика" (Наблюдатель.-- 1883.-- No 1), в
романах, Повестях, рассказах, очерках, пьесах, созданных Б. за шестьдесят лет неустанной творческой
деятельности.
Основным пунктом этой концепции, наиболее последовательно развитой Б. в его позднейших
трудах "Европейский роман в XIX столетии" (1900) и "Русский роман до эпохи 60-х годов" (1912; не
опубл.), является установка на исчерпывающе полное, предельно объективизированное и оперативное,
вплоть до "репортажности", отображение современной писателю действительности. Б. мгновенно
откликается на злобу дня, пишет романы, повести, рассказы, посвященные, напр., "славянскому
вопросу" ("Доктор Цыбулька", "В усадьбе и на порядке", "Сами по себе"), неудачному "хождению в
народ" русских интеллигентов ("Лихие болести"), проблемам "свободной любви" и женской
эмансипации ("Посестрие", "Труп"), сектантству ("Исповедники") и пр., фиксирует калейдоскопически
быструю смену "умственных поветрий" в русском обществе, смело "портретирует" реальных лиц и
подлинные события (так, рассказ "Последняя депеша" посвящен взаимоотношениям А. И. Герцена и Н.
П. Огарева, в повести "Долго ли?" описаны смерть и похороны Ап. Григорьева, в повести
"Однокурсники" излагаются впечатления от чеховских спектаклей на сцене Художественного театра и т.
д.). Все это превращало произведения Б. в хронику общественной жизни или, пользуясь выражением А.
В. Луначарского, в своего рода "летописные документы" и зачастую вызывало острое раздражение
современников. "Я легко могу представить его на развалинах мира, строчащего роман, в котором будут
воспроизведены самые последние "веяния" погибающей земли. Такой торопливой плодовитости нет
другого примера в истории всех литератур! Посмотрите, он кончит тем, что будет воссоздавать
жизненные факты за пять минут до их нарождения",-- писал, в частности, И. С. Тургенев (Полн. собр.
соч. и писем. Письма.-- Т. XIII.-- С. 90). Вместе с тем неоднократно отмечались и заслуги Б. в
Стр.1