Ястребов РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО НОВОМУ ЗАВЕТУ (НОВОЗАВЕТНАЯ БИБЛЕИСТИКА) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений СВЯТОФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНОХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКВА 2014 УДК 27-23(075) ББК 86.37 Я 85 Рекомендовано ученым советом СФИ Ястребов Глеб Гарриевич Я 85 Работа с научной литературой по Новому завету (новозаветная библеистика) : учебное пособие для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. <...> Основное внимание уделено литературе по новозаветной библеистике, но все, сказанное в главе 1 (а также некоторые дальнейшие материалы), относится и к библеистике ветхозаветной. <...> 70 ВВЕДЕНИЕ Библеистика предполагает самостоятельную работу с первоисточниками: текстами Ветхого и Нового заветов, а также кумранскими, раввинистическими и другими релевантными документами. <...> Однако, несмотря на вторичную роль научной литературы, экзегеты используют ее весьма активно. <...> Ведь мы начинаем толкование не с чистого листа, а имея за плечами столетия экзегетических поисков, в процессе которых было собрано множество фактов, способных пролить свет на библейские тексты, и выявлено множество смысловых возможностей в каждом отрывке. <...> Любой современный экзегет не столько ведет «монолог», сколько присоединяется к разговору тысяч других комментаторов. <...> Заблуждение первое: «Чужие толкования надевают шоры на восприятие, поэтому без них лучше обойтись». <...> Правда, чужие толкования и впрямь могут надевать шоры на восприятие, но эти «шоры» лучше преодолевать тщательным критическим анализом научных работ. <...> Одним из ключевых приоритетов должно быть развитие аналитического подхода: умение критически анализировать не только первоисточники, но и экзегетическую литературу, видеть и взвешивать плюсы и минусы гипотез. <...> Более того, одним из важнейших <...>
Работа_с_научной_литературой_по_Новому_завету_(новозаветная_библеистика)__учебное_пособие_для_студентов_теологического,_религиоведческого_и_других_гуманитарных_направлений_и_специальностей_высших_учебных_заведений.pdf
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЯТО‐ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО‐ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
Г. Г. Ястребов
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
ПО НОВОМУ ЗАВЕТУ
(НОВОЗАВЕТНАЯ БИБЛЕИСТИКА)
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений
СВЯТО‐ФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНО‐ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКВА 2014
Стр.1
УДК 27-23(075)
ББК 86.37
Я 85
Рекомендовано ученым советом СФИ
Ястребов Глеб Гарриевич
Я 85 Работа с научной литературой по Новому завету (новозаветная библеистика)
: учебное пособие для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных
заведений. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт,
2014. 72 с.
ISBN 978-5-89100-136-7
В данном пособии сначала описываются основные способы оценки научных
исследований (глава 1), а затем даются библиографические рекомендации
по работе с комментариями (глава 2), периодикой (глава 3) и справочными
изданиями (глава 4). Основное внимание уделено литературе по
новозаветной библеистике, но все, сказанное в главе 1 (а также некоторые
дальнейшие материалы), относится и к библеистике ветхозаветной.
ISBN 978-5-89100-136-7
© Свято-Филаретовский
православно-христианский
институт, 2014
Стр.2
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..5
Глава 1. Анализ научных исследований………………………………………..7
Глава 2. Комментарии на новозаветные тексты: рекомендации…………….15
Глава 3. Периодика по новозаветной библеистике: рекомендации…………42
Глава 4. Работа со справочной литературой………………………………….54
4.1. Греческий язык Нового завета: словари……….……………………...54
4.2. Прочие словари и справочники………………...……………………...61
Послесловие…………………………………………………………………….70
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Библеистика предполагает самостоятельную работу с первоисточниками:
текстами Ветхого и Нового заветов, а также кумранскими,
раввинистическими и другими релевантными документами. Именно
первоисточники, а не научная литература, лежит в основе исследования.
Исследования же ученых могут стать лишь подспорьем в работе:
отправной точкой для собственных выкладок или советчиком, партнером
по диалогу.
Однако, несмотря на вторичную роль научной литературы, экзегеты
используют ее весьма активно. Ведь мы начинаем толкование не с
чистого листа, а имея за плечами столетия экзегетических поисков, в
процессе которых было собрано множество фактов, способных пролить
свет на библейские тексты, и выявлено множество смысловых
возможностей в каждом отрывке. Любой современный экзегет не столько
ведет «монолог», сколько присоединяется к разговору тысяч других
комментаторов.
У студентов встречаются две противоположные ошибки, связанные с
недооценкой или переоценкой научной литературы.
Заблуждение первое: «Чужие толкования надевают шоры на
восприятие, поэтому без них лучше обойтись». Некоторые люди,
стремясь к непредвзятости и самобытности, пытаются толковать текст
исключительно сами, на основании одних лишь первоисточников. Это
приводит к плохим результатам. Не стоит изобретать велосипед!
Полностью новые идеи в библеистике довольно редки. Обычно мысль,
которая пришла автору в голову, не нова, но уже высказывалась и
5
Стр.5
обсуждалась, зачастую со множеством нюансов (а нередко и была
опровергнута). Талантливые и незаурядные люди совершают
элементарные и грубые ошибки, обесценивающие их труд, лишь потому,
что не вникли в научное состояние вопроса. Правда, чужие толкования и
впрямь могут надевать шоры на восприятие, но эти «шоры» лучше
преодолевать тщательным критическим анализом научных работ.
Заблуждение второе: «Прочтя этот солидный том, я узнаю, что
означает текст». К большинству вопросов в науке существует
множество подходов; часто комментаторы понимают текст несколько поразному,
а подчас и взаимоисключающим образом. Одним из ключевых
приоритетов должно быть развитие аналитического подхода: умение
критически анализировать не только первоисточники, но и
экзегетическую литературу, видеть и взвешивать плюсы и минусы
гипотез.
В данном пособии сначала описываются основные способы оценки
научных исследований (глава 1), а затем даются библиографические
рекомендации по работе с комментариями (глава 2), периодикой (глава 3)
и справочными изданиями (глава 4). Основное внимание уделено
литературе по новозаветной библеистике, но все, сказанное в главе 1 (а
также некоторые дальнейшие материалы), относится и к библеистике
ветхозаветной1.
1 В пособии библиографическое описание приводится по западным стандартам. Студентам
Свято-Филаретовского православно-христианского института рекомендуется оформлять
библиографию в соответствии с российскими правилами (см., например, учебнометодическое
пособие: Написание научного реферата. Оформление библиографии / Сост.
Л. Мусина. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014.
26 с.). — Прим ред.
6
Стр.6
Глеб Гарриевич Ястребов
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО НОВОМУ ЗАВЕТУ
(НОВОЗАВЕТНАЯ БИБЛЕИСТИКА)
Учебное пособие для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
105062, г. Москва, ул. Покровка, д. 29, нежилое помещение 2
Тел.: (495) 623 0380
E-mail: info@sfi.ru
http: //www.sfi.ru
Отв. за выпуск Олеся Сидорова
Подписано в печать 11.11.2014. Формат 60х90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Объем 4,25 усл. печ. л. Тираж 300 экз.
Отпечатано в типографии «Маска»
117246, г. Москва, Научный проезд, д. 20, стр. 9
Тел./факс: (495) 510 3298
Е-mail: info@maska.su
Стр.73