Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Книжное обозрение

Книжное обозрение №8-9 (2384-2385) 2014 (40,00 руб.)

0   0
Страниц48
ID285402
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац».
Книжное обозрение .— 2014 .— №8-9 (2384-2385) .— 48 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/285402 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Монумент находится рядом с домом, где он долгое время жил, и напротив здания Международного сообщества писательских союзов, который он возглавлял. <...> 10) Книжное обозрение 2 Пушкин на Парнасе книга недели Время колокольчиков Этого города уже нет. <...> Победители конкурса: протоиерей Николай Агафонов – клирик Петро-Павловского храма Самары, лауреат всероссийских литературных премий «Хрустальная роза Виктора Розова» и «Премии Святого благоверного князя Александра Невского», автор нескольких сборников рассказов и исторических романов; Валерий Ганичев – прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России и также лауреат многих литературных премий; Валентин Курбатов – литературный критик, литературовед, прозаик. <...> Книжное обозрение 4 событие «русская премия» Несколько правил русского языка Мягкое шипение и такой характерный, незабываемый уютный треск, с которым давным-давно, медленно поворачивая колесико и осторожно прислушиваясь, сотни людей по всему миру ловили любимый сигнал: «Говорит Москва», – под эти памятные звуки 22 апреля 2014 года началась девятая церемония награждения лауреатов «Русской Премии», присуждаемой лучшим русскоязычным поэтам и писателям, живущим за пределами России. <...> Но сегодня русский язык – это язык Талипа Ибраимова из Бишкека, Бориса Хазанова из Мюнхена, Шамшада Абдуллаева из Ферганы, Алексея Никитина из Киева, Маргариты Меклиной из Сан-Франциско и других писателей, многие из которых становились лауреатами «Русской Премии». <...> И кроме того, по-русски я лучше всего умею доносить свои мысли», – признался ведущий, после чего – дабы, наконец, перейти к оглашению победителей в первой из номинаций, – поделился любимым определением: «Я не знаю автора этих строк, но мне кажется, что он был точнее всех, когда сказал, что поэзия – это самые правильные слова, расположенные в самом правильном порядке». <...> И все же у других поэтов еще есть шанс получить «Русскую Премию <...>
Книжное_обозрение_№8-9_2014.pdf
«…БЕЗОБИДНАЯ СТАРУШКА. В ТОМ СМЫСЛЕ, ЧТО НЕ ВООРУЖЕНА…» 31 Отрывок из нового романа Фэнни Флэгг ЧТО ТАКОЕ «ЭФФЕКТ СЕСЛАВИНСКОГО»? 6 НЕЗАМЕТНЫЕ ГЕНИИ РОК-Н-РОЛЛА 25 #8-9 (2384-2385) WWW.KNIGOBOZ.RU 8 ПЬЕСЫ ДЛЯ НЕИСПРАВНОГО ПИАНИНО Коллаж о русской жизни от Алексея Слаповского 9 ЗВЕЗДЫ И ЧЕРНЫЙ ПЕРЕЦ Анна Гавальда беседует с небесными телами 24 выходит с 5 мая 1966 года РОММ, ПРИНОСЯЩИЙ СЧАСТЬЕ Великий режиссер рассказывает новости Чудеса и чудовища Лондон глазами писателей ( Памятник дяде Степе Памятник поэту и писателю Сергею Михалкову установили в Москве на Поварской улице. Монумент находится рядом с домом, где он долгое время жил, и напротив здания Международного сообщества писательских союзов, который он возглавлял. Скульптуру создал народный художник России Александр Рукавишников, автор памятников Федору Достоевскому, Мстиславу Ростроповичу и Юрию Никулину. В церемонии открытия приняли участие члены семьи писателя: Андрей Кончаловский, Никита Михалков и Юлия Субботина. Поэт изображен сидящим на скамейке, правой рукой он опирается на свою знаменитую трость, а левой – на спинку скамьи на гранитном постаменте. Рядом установлена бронзовая скульптура девочки, которая несет писателю цветы. Монумент Сергею Михалкову был открыт Президентом России Владимиром Путиным. «Сергей Михалков был ярким, замечательным человеком, истинным, преданным патриотом нашей великой родины. Его общественная деятельность, его уникальное творчество – уже часть истории России, часть нашей великой культуры. Произведения Сергея Михалкова актуальны во все времена, и это при том, что ему в особой степени было присуще чувство современности, он неизменно был на острие эпохи. В его творчестве гармонично соединяется настоящее и будущее, и этот факт останется секретом, отличительной чертой его творчества, Уверен, что памятник гармонично впишется и в облик города. Спасибо Сергею Семеновичу за то, что он подобрал такое замечательное место, простое, душевное, – простой московский дворик. Уверен, что памятник Михалкову в центре Москвы будет придавать ей особый шарм» – сказал Президент. Он напомнил, что Михалков стал автором двух гимнов, а главным делом своей жизни считал служение Отечеству. pro Читайте в выпуске «PRO»: РКП публикует статистику российского книгоиздания; Как надо издавать Льва Гумилева. Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Следующий номер «Книжного обозрения» выйдет 11 августа с.г. Лондон глазами писателей (стр. 10). 10)
Стр.1
Книжное обозрение 2 Пушкин на Парнасе книга недели Время колокольчиков Этого города уже нет. Он просуществовал лет 20, с 1991 по начало нулевых. До этого был Свердловск, теперь – солидный Екатеринбург. А вот в то лихое время иного имени было и не представить. «Название вызывающее, наглое, хлесткое, почти непристойное. За него можно было и по морде получить. Но так выбрал язык, а он знает технологии семантики и чует магнитное притяжение коннотаций». Памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину работы Станислава Нечволодова будет установлен на Парнасе вблизи от всемирно известного святилища в Дельфах, в небольшой сосновой роще. Его открытие планируется 6 июня – в день рождения поэта, когда отмечается День русского языка, сообщил писатель Олег Воловик, выступая в Российском центре науки и культуры в Афинах на вечере, посвященном наследию Кирилла и Мефодия. «Мы придумали, что этот памятник должен стоять на склонах горы Парнас, в Греции, в городе Дельфы. Сейчас в Дельфах идут работы, с помощью наших греческих друзей мы поставим Пушкина на Парнасе. Открытие состоится 6 июня, в день рождения великого поэта, в праздник русского языка», – сообщил Воловик. Памятником Пушкина в Дельфах открывается мемориальный парк великих литераторов мира. В ближайшее время здесь будут установлены памятники Шота Руставели и Тарасу Шевченко. Ежегодно на Парнасе, в Дельфах, 6 июня будет отмечаться праздник русского языка, русской литературы. Патриаршая премия-2014 Иванов А. Ёбург. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014. – 574 с. – (Проза Алексея Иванова). 7000 экз. (п) ISBN 978-5-17-084470-8 Алексей Иванов написал, простите за банальность, портрет времени. Разумеется, есть в жизни Ёбурга свой местный колорит, но в целом… «Наркота. СПИД. Паленая водка. Пирамиды. Тоталитарные секты. Игровые автоматы. Сетевой маркетинг. Уличный беспредел. Безработица. Безденежье. Продажные депутаты. Продажные чиновники. Продажные менты. Продажные судьи. Железные решетки на окнах. Железные двери квартир и подъездов». Эта картинка подходит к любому городу нашей богоспасаемой Родины, пережившему «ревущие 90-е». Но не следует думать, будто бы Иванов посвятил свою книгу одной только чернухе. В то же самое время существовал и Свердловский рок-клуб, открылось «Минерал-шоу», царил чудесный Старик Букашкин, расцвело наивное искусство (и это, пожалуй, «фирменная примочка» Ёбурга; в Питере тогда в фаворе был артхаус, а в Москве – мейнстрим), вручалась премия «Аэлита». Другой разговор, что государство не давало на все это ни копейки, заслуга создания того, чем Екатеринбург теперь по праву гордится, принадлежит исключительно энтузиастам, но это уж у нас завсегда так. Конечно, проскальзывает на страницах некая ностальгия, как без нее. Но это, конечно, не сожаление об ушедшем (времечко, в общем, было страшненькое), а скорее, воспоминание о молодости. О яркой, бесшабашной поре, когда, казалось, все возможно, и все мы бессмертны. О городе, которого больше нет, который «был вписан в историческое время и не предавал эпоху». Дмитрий Малков выбор редакции Лауреаты патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия за 2014 год были определены тайным голосованием членов палаты попечителей премии на торжественной церемонии награждения в храме Христа Спасителя. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил почетные знаки и сертификаты на получение денежной части награды победителям – протоиерею Николаю Агафонову, писателям Валерию Ганичеву и Валентину Курбатову. «Путь настоящего писателя – это постоянный поиск истины, это постоянное стремление подняться над мрачной пустыней, даже тогда, когда эта пустыня приобретает колоссальные масштабы, начинает восприниматься человеческим сознанием как некая объективная сила, под которую непременно нужно подстроиться, чтобы быть удачным и успешным в этой жизни», – сказал патриарх на церемонии вручения премии. В этом году в шорт-лист конкурса вошли девять писателей; в списке также значились режиссердокументалист Александр Богатырев, поэт и публицист Юрий Кублановский, писатели Александр Проханов, Роберт Балакшин и Михаил Чванов, церковный публицист протоиерей Андрей Ткачев. Победители конкурса: протоиерей Николай Агафонов – клирик Петро-Павловского храма Самары, лауреат всероссийских литературных премий «Хрустальная роза Виктора Розова» и «Премии Святого благоверного князя Александра Невского», автор нескольких сборников рассказов и исторических романов; Валерий Ганичев – прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России и также лауреат многих литературных премий; Валентин Курбатов – литературный критик, литературовед, прозаик. Издания, отрецензированные в номере Акройд П. Подземный Лондон. История, притаившаяся под ногами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Алмазов Б. Посмотрите – я расту . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Аль-Джанаби, М. М. Философия современной мусульманской реформации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Андерсон А. Элизиум. Аликс и монеты: . . . . . . . . . . . . 30 Бернанос Ж. Свобода… для чего?. . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Буйда Ю. Послание госпоже моей левой руке . . . . . . .8 Гавальда А. Билли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Гиммерверт А. Майя Кристалинская: песни, друзья и недруги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Гэлбрейт Р. Зов Кукушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Данихнов В. Колыбельная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Девичий Виноград. Женская поэзия Латвии . . . . . . .14 Донохью Э. Падшая женщина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Казин А. Л. Homo Russicus: Малая национальная энциклопедия. . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Короедов Л. Артек. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Лис-Арден. Алмаз темной крови. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Лободюк Н. Остров Даманский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Лондон: время московское . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Лоро Д. Искусство жить просто: Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Мейер Д. Семь дней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Мизелиньская А., Мизелиньский Д. Д. О.М.А . . . . 32 Михеенков С. Конев. Солдатский маршал . . . . . . . . .12 Михеенков С. Лидия Русланова. Душа-певица . . . . 20 Мушкетова Т. Летчик Николай Зуев. . . . . . . . . . . . . . . .12 Олейников, А. В. Успешные генералы забытой войны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Петряков А. М. Царские трапезы и забавы. Быт, нравы, развлечения, торжества и кулинарные пристрастия русских царей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Пирс Р. От имени государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Радов А. Мертвый ноябрь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Рафаева А. В. Компьютер – Слово – Фольклор . . . . . .14 Ривера Летельер Э. Фата-моргана для любви с оркестром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Ромм М. Как в кино. Дубль-2. Устные Рассказы. . . . 24 Ропшинов В. Князь механический. . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Сандлер И. Б., Кучеренко В. В. Гиганты шоу-бизнеса. В 2 тт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Сапегина А. Постмодернистская любовь: Роман. Мужчины провинциального города: Сборник рассказов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Семьи.net: антология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Сеславинский М. Homo scriptoris: Библиофильские тексты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Симсион Г. Проект «Рози». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Слаповский А. Хроника № 13 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Тирпиц фон А. Воспоминания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Фроянов. Древняя Русь IX–XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть . . .19 Фэйюй Б. Лунная опера: повести. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Хейнс Э. Ласковый голос смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Хорнби Н. Долгое падение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Царицыно: аттракцион с историей . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Чанцев А. Время цикад [Revisited]: Книга рассказов. . 11 Черенцова О. Изгой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Черушев Н. С., Черушев Ю. Н. Расстрелянная элита РККА. Комбриги и им равные . . . . . . . . . . . . . . . . .19 #8-9 (2384-2385) новости Парабола-2014 Девиз независимой премии «Парабола» – это строки из сборника стихов Андрея Вознесенского: «Идут к своим правдам по-разному храбро, червяк – через щель, человек – по параболе». Недавно в Москве во второй раз наградили лауреатов «Параболы». Тех, кто ищет свои «параболические траектории». Учрежденная год назад к 80-летию поэта-шестидесятника Андрея Вознесенского, эта награда вручается по нескольким номинациям, авторам поэзии и прозы, постановщикам драматического или музыкального спектакля, кино- и телефильмов. В этом году лауреатами стали редактор и издатель Владимир Кочетов, актер и режиссер Владимир Машков, поэт Андрей Поляков и пианистка Екатерина Мечетина. Без призов не остались и те, кто недобрал несколько голосов жюри. Это режиссёр Константин Богомолов и кинорежиссер Александр Митта. Вручили и специальный приз «Параболы» – Владимиру Кочетову. Он готовил к изданию последние книги Вознесенского. Когда поэт тяжело болел, не мог самостоятельно писать, дарственную надпись он все же оставил редактору на одном из сборников. «Надпись была такая: “Володя, спасибо за книгу! Все еще Андрей Вознесенский!” – рассказывает Владимир Кочетов. – Я воспринял это как последний его привет. И эта премия для меня тоже еще один привет от Андрея Андреевича». Нацбест-2014 В Санкт-Петербурге наградили победителей ежегодной литературной премии «Национальный бестселлер». Главную награду получила петербурженка Ксения Букша за роман «Завод “Свобода”», сообщает «Российская газета». За победу в финале по традиции боролись шесть участников: Сергей Шаргунов («1993»), Владимир Сорокин («Теллурия»), Владимир Шаров («Возвращение в Египет»), Павел Крусанов («Царь Головы») и Марат Басыров («Печатная машинка»). Впервые в этом году наряду с основной премией вручалась дополнительная – «Нацбест-начало», учрежденная для писателей не старше 35 лет. Ее обладательницей стала Анна Старобинец с романом «Икарова Железа». В составе большого жюри в этом году конкурсантов оценивали писатель Михаил Елизаров, критик Вероника Емелина, журналист Аглая Топорова, литератор Дмитрий Ольшанский, сценарист Лиля Ким, критик Ксения Рождественская и другие. В малое жюри, которое отбирает победителя из шорт-листа, сформированного большим жюри, вошли телеведущая Татьяна Геворкян, публицист Борис Куприянов, актриса и режиссер Юлия Ауг, сценарист Алексей Лебедев и писательница Фигль-Мигль (Екатерина Чеботарева). Почетный председатель жюри – писатель Леонид Юзефович. 7 1 Один из первых (1971) сборников Вуди Аллена, куда преимущественно вошли его очерки, ранее опубликованные в журнале The New Yorker. В основном это пародии, где осмеивается не просто творческая манера того или иного автора или отдельное произведение, а целиком жанры – мемуары, детективы, аналитические статьи, эзотерические антологии, телепьесы. 2 Аллен В. Сводя счеты / Пер. с англ. М.: АСТ; Corpus, 2014. – 224 с. В детстве Уильям Беллмен убивает из рогатки грача. Поступок этот вскоре забывается, но имеет непредсказуемые и трагические последствия через много лет, когда Уильям уже вырос, стал уважаемым человеком, счастливо женатым, с четырьмя детьми. Ведь грачи не забывают ничего. И вот ночью, на кладбище, Уильям заключает невероятную сделку с незнакомцем в черном… Сеттерфилд. Д. Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном / Пер. с англ. В.Дорогокупли. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 384 с. – (The Big Book). 3 Во всем мире Роберт Шекли признан лучшим мастером юмористической фантастики и новеллистомпарадоксалистом. Его произведения отличаются поразительной способностью прочитываться на одном дыхании и запоминаться навсегда. В сборник вошли 40 рассказов раннего Шекли, большинство из них на русском языке представлено впервые. Шекли Р. В темном-темном космосе / Пер. с англ. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 464 с. – (Звезды мировой фантастики).
Стр.2
Книжное обозрение #8-9 (2384-2385) 3 шорт-лист «большой книги» Лозунги девятого сезона А ведь такого действительно еще не было: год за годом, цветущей весной или тропическим летом, приветствуя гостей, собравшихся в просторном зале ГУМа, Михаил Бутов, по обыкновению, рассказывал о том, какую долгую и напряженную, но благодарную работу проделали его коллеги, после чего оглашал «короткий список». Однако 27 мая 2014 года строгий церемониал был нарушен. В первый раз за последние восемь лет – и за всю историю «Большой книги» – эксперты поднялись на сцену вместе со своим Председателем. О, конечно же, многие и так знали членов Совета экспертов, однако еще никогда прежде люди, которые, по словам Бутова, «читают больше всего произведений и вкладывают в каждый текст свое пытливое внимание», – еще никогда они не отвечали за свое решение в прямом смысле слова – лично. За что, к примеру, в премиальном пространстве отвечает Алексей Михеев – главный редактор интернет-портала «Словари XXI века»? За оживление. Энтузиазм. И проблемы. Именно эти качества присущи трикстеру: лукавому и хитроумному мифическому существу (с которым Михаил Бутов сравнил эксперта), – не то богу, не то человеку, способному к трансформациям и перевоплощениям, учинению маленького беспорядка, а главное – независимым от чужого авторитета оценкам. А как насчет поэта и переводчика Льва Оборина? А это – «молодая кровь» девятого сезона, голос другого поколения, «крайне заинтересованный в том, что происходит». Ну а если вы спросите, кто такие Алексей Андреев (заместитель главного редактора журнала «Октябрь»), Елена Холмогорова (ответственный секретарь журнала «Знамя») и Ольга Новикова (заместитель заведующего отделом прозы журнала «Новый мир») – услышите в ответ: сканеры. Во всяком случае, действуют они так же, как и это устройство: самым пристальным образом рассматривают попавшие к ним на стол литературные тексты, анализируют их, а потом… Потом определяют, кто же в этом сезоне войдет в «Список финалистов». Но разве не должно всё идти «по накатанному»? Разве процесс определения финалистов не может стать чуточку проще? Что вы! По мнению Михаила Бутова, год от года он лишь усложняется. А сама процедура формирования общего мнения и вовсе каждый раз изобретается заново: «Существуют одна-две, ну, максимум – три книги, по которым есть определенный консенсус, все остальное – это согласование мнений и противоречий, даже резкого нежелания или, наоборот, желания что-то включать. А в этом году эксперты попали в сложное положение еще и потому, что сформировали очень сильный и одновременно короткий лонг-лист». Перенести многогранность «длинного списка» – в «короткий», без потерь и сожалений, – немыслимо. Вот, почему «Список финалистов» оказался столь «сложным». «Мы не пытались декларировать свое мнение о том, каким должен быть «Спи4 Героини рассказов канадской нобелевской лауреатки Элис Манро – женщины молодые и старые, богатые и бедные, семейные и одинокие, счастливые и на грани нервного срыва. Своя история есть у каждой – с одной стороны, ужасно простая, какая может случиться с каждым, с другой стороны – удивительная почти до сказочности. Манро Э. событие Вера Бройде Роман о волнах синего моря и белой эмиграции, под названием «Пароход в Аргентину», написанный Алексеем Макушинским, был представлен к пока еще символической награде – «за волнующий рассказ о переплетении частной судьбы творческого человека с историей XX века и благотворную приверженность модернистскому письму». Согласно «пророчеству» следующего писателя, ставшего финалистом этого года, Россия в будущем распадется на множество враждующих между собой княжеств, а на развалинах Москвы восторжествует православный коммунизм, в то время как в Европе на трон взойдет мусульманское иго. Случится это или нет – нам остается только ждать, а пока – роман-предсказание Владимира Сорокина «Теллурия» включен экспертами в «короткий список» с благодарностью «За неиссякаемое мастерство стилизации и силу предвидения». Красноярского писателя Александра Григоренко, рассказавшего на страницах романа «Ильгет» о тайге и борьбе, испытаниях холодом, голодом и несчастьями, о XIII столетии, нашествии монголов и кетах, коренном малочисленном народе Сибири, с древних времен жившем в среднем и нижнем течении Енисея, – в общем, члены совета экспертов похвалили автора книги «за умелое создание авторских мифов и апокрифов» и занесли в свой особенный список. Члены «короткого списка» сок финалистов», кто должен быть отмечен и за какие заслуги, мы старались ориентироваться лишь на то, чтобы книги, которые в него попадут, было интересно читать. Да, в «Списке финалистов» есть трудные книги, но там нет скучных книг», – завершил свою речь Бутов. Вот здесь-то «за дело» и взялась тройка экспертов, поднявшихся на сцену отнюдь не случайно. Не таинственный голос из-за кулис, как это случалось прежде, приглашал финалистов выйти – нет, их объявляли сами члены Совета экспертов. И не просто так объявляли: называли имена, фамилии и заголовки произведений – нет, их буквально провозглашали. Для каждой из девяти книг, вошедших в счастливый список, Алексей Андреев, Елена Холмогорова и Ольга Новикова подобрали персональный «лозунг», призванный лаконично, красиво и предельно правдиво описать ту единственную причину, из-за которой чаша весов качнулась в ее пользу. «За открытый взгляд на современные общественные конфликты» – вот, почему писатель и журналист Виктор Ремизов, знакомый читателям «Нового мира» по «таежной» лирико-философской и немного медитативной прозе, стал первым финалистом девятого сезона. Впрочем, немалую роль сыграло еще и то, что на страницах романа «Воля вольная», эксперты не нашли «ничего искусственного и надуманного». В новый сборник Виктории Токаревой вошли пока что незнакомые читателю рассказы, повесть, а также литературный сценарий «Вай нот?», написанный для киностудии «Узбек-фильм» и заново отредактированный. Нас ждут занимательные перипетии женских судеб, превратности любви, фирменный токаревский юмор и, разумеется, сволочи, которых тоже жалко. 5 Беглянка / Пер. с англ. Е.Петровой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. –352 с. Токарева В. Сволочей тоже жалко М.: АСТ, 2014. –240 с. «Исследовательница «домашнего» социализма», автор романа «Время секонд хэнд», советская, русская и белорусская писательница Светлана Алексиевич была отмечена экспертами «за веру в право каждого быть услышанным». «Возвращение в Египет» – эпистолярный роман Владимира Шарова, в котором причудливым образом воскресают Гоголь и ГУЛАГ, получил от экспертов признание, уместившееся во фразе: «За своеобразный вызов нынешнему обществу нечитателей». История жизни и смерти одного советского завода, носившего имя «Свобода» и выпускавшего радиоэлектронные устройства, стала сюжетом и фабулой наполовину документального, наполовину художественного романа Ксении Букши, сумевшей, по мнению экспертов, показать, как в новом веке надо обращаться с классическими жанрами. Формулировка: «за гуманистический посыл, прорастающий сквозь языковой эксперимент». «За искусность, с которой автор обнажает скрытую за фасадом восточной сказки и словесной вязи фантасмагорию деспотизма» – в финал попал Евгений Чижов, кажется, искренне удивившийся решению судей включить его роман «Перевод с подстрочника» в заветный «короткий список». «Дело в том, что я всегда считал себя писателем маргинальным, интересным весьма узкой аудитории», – признался автор. На русском выходит продолжение знаменитого «Вулфхолла» Хилари Мантел. События встречают нас в тот момент, когда Генрих VIII Тюдор, король Англии, понимает, что от Анны Болейн решительно пора избавиться – и кому же это поручить, как не эффективному менеджеру Томасу Кромвелю! 6 Мантел Х. Внесите тела \ Пер. с англ. Е.Доброхотовой-Майковой. М.: АСТ, 2014. – 478 с. В этот же список под номером девять попал и Захар Прилепин, написавший «не похожую ни на одну из предыдущих» и, по собственным словам, «совершенно новую» для себя книгу: о Соловках и «последнем акте драмы Серебряного века». Пропуск в финал «Обитель» получила «за убедительное продолжение традиции русского социально-исторического романа». Когда все имена были названы, члены нового, теперь уже действительно короткого списка поблагодарили экспертов премии за их выбор, после чего подписали книги (каждая из которых примет участие в благотворительном аукционе фонда «Галчонок» – негосударственной благотворительной организации, созданной с целью помощи детям с органическими поражениями центральной нервной системы). Ну, и конечно, тост «За великую русскую литературу!» – его, как и всегда, произнес Председатель Литературной академии Дмитрий Бак. Потому как теперь к чтению книг-финалистов приступит уже другое жюри – Литературная академия. В ноябре она объявит имена трех лауреатов. Хотя выбрать любимого автора смогут и обычные читатели: уже в июне начнется традиционное народное голосование и сразу на нескольких интернет-площадках: на сайте книжного клуба Bookmate или читательского сервиса ReadRate.com (который также подарит всем финалистам премии электронные книги). Подсчет голосов будет осуществляться в социальной сети Facebook. 7 Хотите пообщаться с Аланом Милном за пределами зачарованного леса? Тогда читайте его воспоминания «Слишком поздно» – и окунайтесь в «хроники утраченного времени» поздневикторианской и эдвардианской Англии, где вместе с писателем вам предстоит пережить немало забавных и печальных приключений. Милн А. Слишком поздно / Пер. с англ. М.Лахути, М.Клеветенко. М.: АСТ, 2014. –348 с.
Стр.3