ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © Денисов А. В., 2014 «ЗА ПРЕДЕЛАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО СМЫСЛА» — О ФЕНОМЕНЕ ВТОРИЧНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ В НОТНОМ ТЕКСТЕ В центре статьи — диалогические процессы между музыкальным текстом и внемузыкальными по природе организующими принципами. <...> Их конкретное проявление заключается в образовании вторичной упорядоченности текста, представляющей надстройку над его имманентно музыкальной структурой. <...> Рассмотрены общие предпосылки, обусловливающие их появление, а также аналогичные явления в других искусствах. <...> Ключевые слова: текст, язык, структура, функция, семантика, вторичная упорядоченность Как известно, нотная фиксация музыкального текста довольно часто становилась предметом внимания композиторов именно как самостоятельный феномен. <...> В результате в самом тексте образуется вторичная упорядоченность1 , когда его графическая символика подвергается специфическим организующим процедурам, обретая автономное значение. <...> Таковы, в частности, хорошо известные примеры Augenmusic («музыка для глаз») — символ распятия в виде фигуры креста в нотном тексте, изображения различных фигур или типов движения в риторических оборотах, многочисленные шифры-монограммы, числовые и буквенные коды и т. д. <...> Очевидно, что вторичная упорядоченность на уровне нотного текста могла возникнуть как результат определенного этапа становления именно письменной музыкальной культуры, вообще постепенной эмансипации зафиксированного текста в качестве самостоятельной данности. <...> Необходимо было осознать, что письменный текст может иметь значение не просто как материальная субстанция, сохраняющая замысел автора, но и как самостоятельный феномен, который можно подвергать кодированию внемузыкальными смыслами. <...> В эпоху барокко этот вид вторичной упорядоченности был связан и с ролью эзотерического, спиритуалистического мировосприятия, и с представлением о музыке как «звучащей математике». <...> Музыка воплощала <...>