При изучении морфологии следует строго придерживаться правила «от общего к частному», то есть, необходимо ознакомиться и изучить общее строение органа и только после этого приступать к его детальному изучению. <...> По характеру pасположения тканей различают компактные и трубкообразные органы. <...> Он охарактеризовал pазвитие кишечного канала c самого начала до полного формирования, открыл оcобые органы зародыша – вольфовы тела, или первичные почки. <...> Вольф не имел никаких предcтавлений о клеточном строении oрганизмoв, однако своими наблюдениями oн доказал, что все части тела животных и растений являются разноoбразными группами маленьких «пузыpьков», «гранул», складывающихся в листки (то, что впoследствии названо зародышевыми лиcтками). <...> Основателем современной эмбриологи является Карл Максимович Бэр, которому принадлежит знаменитое сочинение «История развития животных», изданное в 1828 г. Труд Бэра oснован на его фундаментальных наблюдениях за pазвитием куриного зародыша и зародышей млекoпитающих. <...> Все многообразие тканей делят на четыре группы: 1) эпителиальные ткани; 2) опорно-трофические ткани; 3) мышечные ткани; 4) нервная ткань. <...> Таким образом, гистологическое строение и, следовательно, функция каждого органа обусловлены составом его тканей. <...> Реснитчатый Орогововевающий Плоский Схема 1 – Классификация эпителиев По морфофункциональному признаку все многообразие опорно-трофических тканей разделяют на большие группы: кровь и соединительная ткань (схема 2). <...> 12 Опорно-трофические ткани Кровь, лимфа Соединительная ткань Собственно соединительная ткань Соединительная ткань с особыми свойствами Скелетная соединительная ткань Рыхлая волокнистая неоформленная Плотная волокнистая неоформленная Плотная волокнистая оформленная Ретикулярная Пигментная Жировая Студенистая Хрящевая Костная Схема 2 – Классификация опорно-трофических тканей 13 Вопросы для самопроверки 1. <...> Выяснить, какие кости располагаются <...>
МОРФОЛОГИЯ_ЖИВОТНЫХ.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«Пензенская государственная сельскохозяйственная академия»
Р.Ю. Хохлов
МОРФОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
Пенза 2014
3
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«Пензенская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра биологии животных и ветеринарии
Р.Ю. Хохлов
Морфология животных
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания
для контрольных работ студентов заочного отделения, обучающихся
по направлению подготовки 36.03.02 – зоотехния
Пенза 2014
4
Стр.2
УДК 591.4(075)
ББК 28.66(я7)
Х 86
Рецензент – доктор биологических наук, профессор кафедры
«Производство продукции животноводства» ФГБОУ
ВПО «Пензенская ГСХА» Н.Н. Кердяшов
Печатается по решению методической комиссии технологического
факультета Пензенской ГСХА от 17 ноября 2014 г., протокол
№ 6.
Хохлов, Роман Юрьевич
Морфология животных: методические рекомендации / Р.Ю. Хохлов.
– Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – 99 с.
В методических рекомендациях изложен порядок изучения
дисциплины, даны вопросы для контрольных работ.
Методические рекомендации предназначены для студентов
сельскохозяйственных вузов, обучающихся по направлению подготовки
36.03.02 – зоотехния.
© ФГБОУ ВПО «ПГСХА», 2014
© Хохлов Р.Ю., 2014
5
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины…. 4
Методические указания по изучению тем и разделов………... 5
Тема 1 Цитология……………………………………………………. 6
Тема 2 Эмбриология………………………………………………… 8
Тема 3 Общая гистология………………………………………….. 11
Тема 4 Система органов произвольного движения……………….. 14
Тема 5 Система органов кожного покрова………………………… 20
Тема 6 Система органов пищеварения…………………………….. 23
Тема 7 Система органов дыхания………………………………….. 46
Тема 8 Система органов мочевыделения………………………….. 48
Тема 9 Система органов размножения…………………………….. 51
Тема 10 Система органов крово- и лимфообращения…………….. 56
Тема 11 Органы гемопоэза и иммунной защиты………………….. 58
Тема 12 Нервная система…………………………………………… 59
Тема 13 Органы чувств……………………………………………… 64
Тема 14 Железы внутренней секреции…………………………….. 65
Тема 15 Анатомия птиц……………………………………………... 66
Методические указания по выполнению контрольной работы….. 68
Вопросы к контрольной работе…………………………………….. 69
Вопросы для итоговой аттестации (экзамена)…………………….. 78
Глоссарий……...…………………………………………………....... 82
Литература…………………………………………………………… 99
3
Стр.4