Система всеобщего и непрерывного физического воспитания –
механизм формирования психофизического и духовного здоровья
личности.
Научные основы концепции физического воспитания и образования
для работников системы общего
и профессионального образования
Монография
Москва 2012
1
Стр.1
Авторский коллектив:
А.Н. Блеер - введение – техническое задание
М.М. Ковылин - раздел 1
С.Д. Неверкович – раздел 2, глава 4, общее заключение
П. В. Нестеров - раздел 2, глава 1
А.А. Передельский - общая редакция, раздел 1, раздел 2
Р.А. Султанова - раздел 2, глава 3
И.И. Друговская - раздел 2, глава 5
Рецензенты:
В.П. Демин – действительный член РАО, доктор искусствоведения,
профессор
В.В. Миронов – член – корреспондент РАН, доктор философских наук,
профессор
2
Стр.2
Содержание
Введение – техническое задание. Назначение и роль экстремальных и
прикладных видом физкультурно-спортивной деятельности в жизни
современного российского общества…………………………………………........6
Раздел 1. Велоспорт и
системные основы оптимального
управления…………………………………………………………………………..28
Введение. Основы социального управления и физкультурно-спортивный
процесс………………………………………………………………………………28
Глава 1 Научно-практические основы управления в велоспорте………….........36
1.1. Управление в сфере физической культуры и спорта: от философского эссе к
научно-практической концепции……………………………….............................36
1.2. Велоспорт в свете концепции социально-педагогической
системы………………………………………………………………………..…….50
Глава 2. Диалектический подход к исследованию проблемы оптимального
управления двигательными действиями в тренировочно-соревновательном
процессе спортсменов – велосипедистов………………………………………...73
2.1. Управление формированием и совершенствованием двигательных
действий
в
искусственной
среде:
биомеханический
подход…………………………………………………………………………..…...73
2.2. Управление формированием и совершенствованием двигательных
комплексов в естественных условиях:
психофизический
подход…………………………………………………………………………….…78
Глава 3 Тактические основы управления спортивной деятельностью на примере
велоспорта…………………………………………………………………………..89
3.1. Общая концепция тактического управления……………………….…..…89
3.2. Специальная концепция оперативно-тактического управления в
велоспорте…………………………………………………………………………..96
3
Стр.3
Глава 4. Общие онтокинезиологические рекомендации к разработке
двигательных комплексов велоспорта…………………………………………..104
4.1. Философские
и педагогические аспекты онтокинезиологии
человека…………………………………………………………………………....104
4.2. Физкультурно-спортивная деятельность в свете поло-возрастных
особенностей онтогенеза человека……………………………………………....116
4.3. Сравнительный онтокинезиологический анализ сводной социограммы и
спортограммы велоспорта………………………………………………………..137
Глава 5. Велоспорт и стратегия управления физкультурно-спортивным
вузом……………………………………………………………………………….147
5.1. Концептуальные основы формирования стратегии управления вузом сферы
физической культуры, спорта и туризма: к вопросу о критическом анализе
идеальных представлений………………………………………………………..147
5.2. Возникновение, развитие и кризис идей либерализма в Европе и Америке:
политэкономический,
политологический,
социологический
анализ………………………………………………………………………………158
5.3. Альтернативные модели стратегии управления профильным вузом в
России начала XXI века и политико-экономические перспективы развития
велоспорта…………………………………………………………………………178
Заключение………………………………………………………………………..188
Раздел 2. Комплексное научное обоснование системы всеобщего и
непрерывного воспитания………………………………………………………..201
Глава 1. История. Трагедия Пьера де Кубертена или о научно-философской
парадигме спорта и олимпизма…………………………………………………..201
Глава 2. Философия и психология. Метанаучные социопсихологические
технологии и спорт………………………………………………………………..216
Глава 3. Психология. К вопросу о влиянии гендерного фактора на ценностномотивационную
направленность
спортивной
деятельности
высококвалифицированных боксеров: от онтокинезиологического анализа к
4
Стр.4
психолого-педагогической технологии…………………………………………227
Глава 4. Педагогическая технология в системе всеобщего и непрерывного
физического воспитания в России……………………………………………….255
Глава 5. Проблемы и рекомендации спортивной и профилактической
медицины в контексте создания системы всеобщего и непрерывного
физического воспитания………………………………………………………….267
Общее заключение………………………………………………………………...277
Литература ………………………………………………………………………...282
5
Стр.5
Введение – техническое задание.
Назначение и роль экстремальных и прикладных видом физкультурноспортивной
деятельности в жизни современного российского общества
Проблема безопасности жизнедеятельности современного человека
была и остается одной из самых актуальных. Системный подход к ее
решению, выраженный в разработке соответствующей педагогической
концепции, по праву должен рассматриваться в качестве одного из
стратегических направлений научно-педагогической мысли. Обосновать
данное положение не так уж и сложно. Многие ученые и философы
утверждают, что главной особенностью, определяющей сущность
человеческой производственно-практической деятельности, является
отправление адаптационно-адаптирующей функции. Приспосабливая под
себя природу, создавая из нее окультуренную среду обитания, человек
изменяется и сам, причем не только внешне, но и внутренне. Создавая
культуру как «вторую природу», как искусственную область своей
жизнедеятельности, человек сам становится культурным, в смысле –
неотделимым, созвучным, неотъемлемым, внутренне присущим и даже
системообразующим звеном, сердцем культурной целостности. В данном
аспекте человек есть культурный человек, иными словами, воплощающий в
себе, в своих действиях, поведенческих актах совокупность формирующих
его общественно-производственных отношений.
Главной целью культурного развития человечества всегда, по крайней
мере, в цивилизованном обществе, выступало достижение власти над
природными условиями. Можно понимать эту власть по-разному, но
совершенно ясно одно – в основе власти заложены три противоречивые
тенденции:
6
Стр.6
- внешняя экспансия, стремление к расширению своих возможностей
за счет поглощения новых и новых территорий, подчинения новых и новых
социальных сообществ и биологических популяций;
- желание максимально обезопасить себя от чужой внешней
экспансии;
- обеспечение стабильности положительного (для себя, естественно)
баланса в этом обмене, борьбе сил, интересов, возможностей.
Иными словами, человек не может развиваться без агрессивной,
активной жизненной позиции. Собственно, вся культура выступает
результатом и продуктом указанной агрессии. Но в процессе осуществления
и стабилизации своего доминирования, человек желает обезопасить себя от
чужой агрессии, чужого доминирования, что также требует стабилизации.
В определенном смысле, перспективно решая задачу укрепления
безопасности жизнедеятельности, человек сам ее перманентно усложняет,
порождая в дополнение к природному еще и различные виды социального,
социокультурного противостояния. Таким образом, проблема обеспечения
безопасности была и остается сугубо относительной, конкретной и
динамичной, то есть должна и может разрешаться не абсолютно, а только
более-менее адекватно, применительно к развивающейся социокультурной (а
через нее и природной) необходимости (условиям, обстоятельствам).
Отразить динамику объективного развития – в состоянии лишь
диалектическая теория, поэтому иначе, как через диалектический принцип
системности, мы не рекомендовали бы даже пробовать приступать к
теоретическому конструированию концепции обеспечения безопасности
жизнедеятельности. Тем более, когда речь заходит не только о самом
конструировании, но и о целенаправленном комплексном обучении этому
делу других людей, о воспитании их в процессе данного обучения, о
социализации и профессиональном движении в данной области
7
Стр.7