Бичурин Н. Я. <...> Историческое обозрение ойратов или калмыков
Оригинал здесь -- http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm
БИЧУРИН Н. Я. <...> ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ОЙРАТОВ
или
КАЛМЫКОВ
в XV столетии до настоящего времени
В некрополе Александро-Невской лавры в Ленинграде внимание посетителей привлекает
скромный черный обелиск с надписью китайскими иероглифами. <...> Н.Я. Бичурин блестяще владел
китайским языком, обладал огромными знаниями в области востоковедения, поэтому в его трудах мы
находим богатейшие россыпи ценных сведений об истории, быте, материальной и духовной культуре
монголов, китайцев, тибетцев и других народов азиатского Востока. <...> Благодаря покровительству бывшего главы Казанской епархии Амвросия
Подобедова Иакинф был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Вознесенского монастыря
близ Иркутска. <...> В 1828-1834
гг. вышли из печати восемь его книг "Описание Тибета в нынешнем его состоянии" (1828), "Записки о
Монголии" (1828), "Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем
состоянии" (1829), "История первых четырех ханов из дома Чингисова" (1829), "Сань-цзы-цзин или
Троесловие, с литографированным китайским текстом" (1829), "Описание Пекина. <...> С приложением плана
сей столицы, снятого в 1817 г." (1829), "История Тибета и Хухунора" (1833) и "Историческое обозрение
ойратов или Калмыков с XV столетия до настоящего времени" (1834). <...> Н.Я.Бичурин объясняет, что "ойрат есть монгольское слово, в переводе: союзный, ближний, союзник". <...> И после
своего поселения на Волге и создания Калмыцкого ханства их история продолжала быть тесно связанной
с историей ойратов, с которыми они поддерживали более или менее тесные связи вплоть до гибели
Джунгарского ханства в 1758 г.
В результате кровавой расправы маньчжуро-китайских завоевателей над ойратским населением
территория Джунгарии почти полностью обезлюдела. <...> В это время Калмыцкое ханство вступило в
кризисную полосу развития. <...> В 1771 <...>
Историческое_обозрение_ойратов_или_калмыков.pdf
Бичурин Н. Я. [Иакинф]
Историческое обозрение ойратов или калмыков
Оригинал здесь -- http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm
БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ОЙРАТОВ
или
КАЛМЫКОВ
в XV столетии до настоящего времени
В некрополе Александро-Невской лавры в Ленинграде внимание посетителей привлекает
скромный черный обелиск с надписью китайскими иероглифами. На посеревшем от времени и непогоды
камне выбито:
ИАКИНФЪ БИЧУРИНЪ
И китайскими иероглифами написано: "Постоянно прилежно трудился над увековечившими его
славу историческими трудами", и далее следуют даты -- 1777-1853. Здесь покоится прах монаха и
ученого, русского востоковеда Никиты Яковлевича Бичурина, известного под монашеским именем
Иакинфа.
Это был выдающийся человек своего времени, "вольнодумец в рясе", основоположник научного
китаеведения в России, автор многих фундаментальных трудов по истории, географии и культуре народов
Китая, Центральной и Средней Азии,Южной Сибири и Дальнего Востока. Н.Я. Бичурин блестяще владел
китайским языком, обладал огромными знаниями в области востоковедения, поэтому в его трудах мы
находим богатейшие россыпи ценных сведений об истории, быте, материальной и духовной культуре
монголов, китайцев, тибетцев и других народов азиатского Востока. Современные исследователи отдают
должное многогранной деятельности Н.Я. Бичурина и отмечают, что "под влиянием Иакинфа и его
трудов, основанных на глубоком изучении китайских источников и проникнутых искренней симпатией к
китайскому народу, сложилась школа выдающихся русских синологов и монголистов, которая, по общему
признанию, опередила европейскую ориенталистику XIX столетия и получила отличное от нее
направление" 1.
Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа (9 сентября) 1777 г. в селе Акулево Свияжской
округи (позднее Чебоксарского уезда Казанской губернии) в семье священника. Фамилию свою он
получил по названию села Бичурино, в котором находился приход его отца. Учебу маленький Никита
начал в училище нотного пения в Свияжске, а оттуда в 1785 г. поступил в Казанскую духовную
семинарию, где обучался грамматике, арифметике, поэзии, риторике, богословию и греческому языку.
Здесь очень рано проявились его незаурядные способности. В 1798г. Казанская семинария была
преобразована в духовную академию. После успешного окончания учебы в академии в 1799 г.
Н.Я.Бичурин был оставлен в ней учителем.
18 июня 1800 г. в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он был пострижен в монахи и
Стр.1