Методика преподавания литературы о важности поиска личностного смысла в художественном тексте: исторический экскурс. <...> Этапы изучения художественного произведения в школе и особенности художественной коммуникации. <...> Вступительное занятие и вступительное слово учителя: речеэстетический аспект. <...> Заключительное занятие как поле пересечения личностных смыслов читателя и смыслов культуры в целом. <...> Конструктор урока литературы и приемы, направленные на развитие литературнохудожественных способностей и коммуникативных умений учащихся. <...> Художественная коммуникация – это и авторское смыслопорождение, явленное в художественной речи, и ответное читательское понимание. <...> Данное учебное пособие нацелено на то, чтобы помочь студентам освоить теоретический базовый круг вопросов методики преподавания литературы с учетом современных реалий, а значит, войти в коммуникативное поле, предполагающее диалог с методическим прошлым, настоящим и через прогностическое моделирование – с будущим. <...> 7 Задачи курса состоят в следующем: обеспечить знание дидактических основ частной методики; объединить филологические и психолого-педагогические знания общей задачей подготовки преподавателя литературы высокой квалификации и способствовать переходу этих знаний на уровень профессиональных умений; раскрыть психологические основы читательской деятельности и научить выбирать в зависимости от специфики художественного произведения методы и приемы его освоения; познакомить студентов с методикой современного урока литературы, формировать умения по проектированию, организации и проведению урока; развивать профессионально-коммуникативные умения: свободно владеть монологической и диалогической речью в различных учебных ситуациях урока литературы; способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности в области литературного образования и самообразования. <...> Основные этапы изучения литературного <...>
Методика_обучения_литературе_особенности_художественной_коммуникации__электронное_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский государственный университет
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Русский язык и литература»
Л.А. Сомова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ:
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Электронное учебное пособие
© ФГБОУ ВПО «Тольяттинский
государственный университет», 2014
ISBN 978-5-8259-0791-8
Стр.1
УДК 378.147:80(075.8)
ББК 74.268.3
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор кафедры риторики и культуры речи
Московского педагогического государственного
университета З.С. Смелкова;
канд. филол. наук, профессор кафедры «Литература
и русский язык» Волжского университета
им. В.Н. Татищева С.Н. Лебедева.
Сомова, Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной
коммуникации : электронное учеб. пособие / Л.А. Сомова.
– Тольятти : Изд-во ТГУ, 2014. – 1 оптический диск.
Учебное пособие нацелено на профессиональную подготовку
современного учителя литературы, постигающего закономерности
художественной коммуникации.
Предназначено для студентов-филологов, обучающихся по
направлению подготовки 032700.62 «Филология», профиль «Отечественная
филология (русский язык и русская литература)»,
и соответствует требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов высшего профессионального образования
третьего поколения.
Рекомендуется также студентам бакалавриата для изучения
дисциплины «Методика обучения литературе» («Методика преподавания
литературы»), магистрантам, педагогам-словесникам
для совершенствования творческого моделирования уроков литературы
с учетом коммуникативно-эстетического аспекта.
Текстовое электронное издание
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского
государственного университета.
Минимальные системные требования: IBM РС-совместимый
компьютер: Windows XP/Vista/7/8; 500 МГц или эквивалент;
128 Мб ОЗУ; SVGA; Adobe Reader.
Номер государственной регистрации электронного издания
© ФГБОУ ВПО «Тольяттинский
государственный университет», 2014
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................................................6
Глава 1. Становление методики преподавания
литературы как искусства, науки и технологии..............11
1.1. Специфика урока литературы: ученик и учитель
в системе художественной коммуникации........................11
1.2. Методика преподавания литературы о важности
поиска личностного смысла в художественном
тексте: исторический экскурс..............................................22
1.3. Проблема выбора и классификации методов
и приемов обучения литературе.........................................33
Глава 2. Восприятие и изучение художественных
произведений в их родовой специфике.............................50
2.1. Изучение эпических произведений в школе....................50
2.2. Изучение лирического текста в школе..............................62
2.3. Изучение драматических произведений в школе............67
Глава 3. Этапы изучения художественного произведения
в школе и особенности художественной
коммуникации......................................................................76
3.1. «Творческий инструмент» учителя литературы,
«придающий речи стиль и художественность».................76
3.2. Вступительное занятие и вступительное слово
учителя: речеэстетический аспект......................................81
3.3. Чтение как этап изучения художественного текста
и вид речевой деятельности................................................91
3.4. Система анализа лирического произведения
в школе................................................................................111
3.5. Заключительное занятие как поле пересечения
личностных смыслов читателя и смыслов
культуры в целом...............................................................126
Глава 4. Конструктор урока литературы и приемы,
направленные на развитие литературнохудожественных
способностей и коммуникативных
умений учащихся...............................................................133
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ.......................................163
Лабораторные работы...............................................................163
Практические занятия..............................................................189
Контрольные работы.................................................................212
Библиографический список...........................................................232
4
Стр.4