УДК 532.51 Энергетический баланс самолета с шасси на воздушной подушке © В. <...> Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия Выведено уравнение энергетического баланса самолета с шасси на воздушной подушке, включающее затраты мощности на взлет и работу шасси. <...> Уравнение энергетического баланса в безразмерной форме позволяет связать суммарную потребную мощность самолета с такими безразмерными параметрами, как относительная площадь, удлинение, высота воздушной подушки и аэродинамическое взлетное качество самолета. <...> Дан краткий анализ влияния этих параметров на энерговооруженность самолета. <...> Для транспортных самолетов с шасси на воздушной подушке (СШВП) суммарная мощность всех двигателей, необходимых для взлета, крейсерского полета и работы воздушной подушки (ВП), определяется уравнением N=N +N , 0 п (1) где N0 — взлетная (тяговая) мощность самолета; Nп — мощность, необходимая для работы шасси на воздушной подушке (ШВП). <...> Мощность, кВт, требуемую для работы ШВП, предварительно можно определить по известной из работы [1] формуле пп 1000 N= pQ п вт где pп — давление в камере ВП, Па, пп p= 0 /G S ( 0G — взлетный вес самолета, Н; Sп — площадь воздушной подушки, т. е. площадь, ограниченная замкнутым периметром эластичного ограждения ВП), м2; Qп — расход воздуха из ВП, м3/с; вт — КПД вентилятора ШВП. <...> Известно, что взлетная (маршевая) мощность транспортного самолета зависит от нескольких условий [2]: 1) условия достижения заданной техническим заданием максимальной крейсерской скорости; 1 , В.П. Морозов, В.Н. Наумов, Д.А. Чижов, Ю.Ю. Мерзликин, А.С. Меньшиков 2) условия обеспечения нормируемой авиационными правилами длины разбега самолета по аэродрому в заданных условиях эксплуатации; 3) условия обеспечения взлета при одном отказавшем двигателе. <...> Для транспортных СШВП взлетная мощность в большинстве случаев определяется вторым условием (длиной взлетно-посадочной полосы и состоянием ее поверхности). <...> В первом приближении взлетная мощность, кВт <...>