НКИ «Бичик» РС(Я), 2010 ПРЕДИСЛОВИЕ В заключающей части своей монографии «Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму» мировоззренческие построения обозначил следующими строками: «.мы должны подчеркнуть о внутренней открытости предфилософии олонхо к философскому мировоззренческому уровню сознания и к самой системной философии»’. <...> ЭВОЛЮЦИЯ СЛОЖЕНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мифологические представления: формы мировоззренческого сознания В якутской мифологической системе преобладает ассоциативное мышление, составляющее первооснову формирования более упорядоченных и целостных представлений, то есть следует по принципу признаков сходства и аналогии. <...> 7 Что мы знаем о чувственном опыте якутского мифологического сознания. <...> Об этом в олонхо «Нюргун Боотур» повествуется следующим образом: «— Неужель, всемогущие мы, — Всезнающие, Всевидящие, Не устроим жизнь по воле своей В этом срединном мире земном? <...> Поскольку и в данной работе есть необходимость напомнить, приведем отрывок из этого текстового изложения: «Нюргун Боотур еще при рождении заявил, что он никаких апостолов не признает, что не только племена абаасы, вечные враги человеческого рода, но и сами небожители уж очень разбогатели, обнаглели, что они, нисколько не стесняясь, могут отбирать у пешего — посох, у конного — плеть. <...> Чуть только 9 Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос. <...> За этот дерзкий нрав и неукротимый характер властелины трехъярусных небес Айынга Сиэр Тойон и Айыы Нуоралдьын Хотун вместе с другими божествами решили усмирить необузданный дух сына неба в глухой каменной темнице. <...> Почти все посланники неба силой воли предназначены обустраивать жизнь на Земле, призваны защищать племя айыы, обеспечить благополучие. <...> Приведу выписку из упомянутой книги: «разгорелась длительная война между племенами Улуу Тойона, Юрюнг Айыы и главы злых духов Арсан Дуолайа. <...> Верхний достался племенам Юрюнг <...>
Сборник_трудов._Книга_7-я._Генезис_якутской_предфилософии_мировоззренческий_комплекс.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
КСЕНОФОНТ
УТКИН
СБОРНИК ТРУДОВ
В 16 книгах
Якутск
2010
Стр.3
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
КСЕНОФОНТ
УТКИН
СБОРНИК ТРУДОВ
Книга 7-я
ГЕНЕЗИС
ЯКУТСКОЙ
ПРЕДФИЛОСОФИИ:
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
Якутск
2010
Стр.4
УДК 130.2:398.22(=512.157)
ББК 87(2Рос.Яку)
У84
Редактор-составитель:
К. Е. Гагарина
Редакционная коллегия:
А.А. Пахомов, К.Е. Гагарина,
К.Д. Дьячковский, И.Г. Васильев, М.Н. Егоров
Рецензенты:
А.Г. Новиков, д-р филос. наук, профессор,
В.Д. Михайлов, д-р филос. наук, профессор,
К.Д. Дьячковский, канд. филос. наук, доцент
© Уткин К.Д., 2010
ISBN 978-5-7696-3253-2
© Оформление. НКИ «Бичик» РС(Я), 2010
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
В заключающей части своей монографии «Предфилософия
олонхо: антитеза натурализма супранатурализму» мировоззренческие
построения обозначил следующими строками:
«...мы должны подчеркнуть о внутренней открытости предфилософии
олонхо к философскому мировоззренческому уровню
сознания и к самой системной философии»’. Помимо эпического
наследия народ саха имеет широкий спектр проявленного духа,
по видам и жанрам которых рассыпаны искры народной мудрости,
образные слова и меткие мысли, составляющие общий уровень
осознанной воли наших предков. Именно эта «внутренняя
открытость предфилософского сознания» требует от исследователей
все новых и новых подходов в интерпретации их мировоззренческих
уровней с разных позиций и разных рациональнологических
построений. Чем дальше расширяешь границы
освоенных духовных наследий и погружаешься в глубинные истоки,
тем больше возникают множество вопросов, на которые
затруднительно ответить более или менее очерченно и с
достаточной уверенностью. В таком контексте рассуждений
любые погружения в пласты чувственного и осознанного опыта
предисторического прошлого сегодня востребованы как никогда.
Ибо, глобализация как стихия угрожающей катастрофы
на экологическом, экономическом, этническом пространствах,
как неутихающие волны мирового потребительства все больше
и больше стирают национальные признаки и особенности, что
неумолимо приведет к утере остатков национального самосознания.
Вопрос стоит, как говорится ребром: или будет обезличенный
однополярный мир, или сохранится многоголосий хор
разноязычных культур планетарной системы. Если приоритет
будет за первой логикой, то кризис всеобщей истории приобретет
неуправляемый характер и еще больше усугубит условие
самого существования человеческого бытия. Только усилия по
сохранению равновесия между социальным обществом и есте1
Уткин
К.Д. Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму. —
Якутск, 2009. - С. 185.
5
Стр.6
ственной природой могут удлинить судьбу сфер биологических
и разумных начал Матушки-Земли.
В этих всеобщих устремлениях духа, души и осознанной воли
землян, каждое этническое образование обязано бороться за
свою целостность и полноту собственной культуры. Ход естественной
истории не должен нарушаться, не должен разрушаться
своеволием насаждающих сил извне. Природная сущность
общественной системы имеет свои традиции и законы
существований, ходы и переходы постепенного слияния с однотипными
и родственными этнокультурными образованиями.
С учетом всех этих обстоятельств вопрос сохранения локальных
территорий и национальных особенностей культуры заостряет
проблему восстановления национального самосознания
и национальных идентификаций. Нужно углубленное изучение
особенностей и уровней национального сознания с тем, чтобы
более прочерченно прояснить ход его движения до уровня взаимосвязанных,
упорядоченных позиций мировоззренческих структур.
И этот тезис имеет прямое отношение к вопросу реконструкции
последовательных звеньев якутской предфилософии.
Стр.7
ISBN 978-5-7696-3442-0
Уткин, Ксенофонт Дмитриевич.
У84 Сборник трудов : в 16 кн. / Ксенофонт Уткин ;
М-во науки и проф. обр. РС(Я) — Якутск : Бичик,
2004.
Кн. 7 : Генезис якутской предфилософии: мировоззренческий
комплекс / [ред.-сост. К. Е. Гагарина]. —
2010. - 160 с.
ISBN 978-5-7696-3253-2.
Агентство CIP НБР Саха
В первой книге-монографии были исследованы морфологические структуры
мировоззренческих систем: мифологии, религии, предфилософии. Во второй
книге продолжается рассмотрение проблематики в сфере другого ракурса
видения.
В эволюции общественного сознания происходит постепенное движение
конкретно-чувственного миросозерцания в сторону действенных форм бытия
и мировоззренчески-регулятивных функций. В якутском эпическом комплексе
мировоззренческих традиций присущи синкретические связи мифологического
«мышления» и религиозных воззрений, которые вырастают затем в сферу предфилософских
комплексов мировоззрения.
Монография рассчитана для философов, эпосоведов, аспирантов и соискателей,
изучающих эпические наследия народов с разных сторон и с различных
мировоззренческих позиций.
УДК 130.2:398.22(=512.157)
ББК 87(2Рос.Яку)
Стр.161