Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сборник трудов. Книга 7-я. Генезис якутской предфилософии: мировоззренческий комплекс (220,00 руб.)

0   0
АвторыУткин Ксенофонт Дмитриевич
Издательство Бичик
Страниц162
ID279744
АннотацияВ первой книге-монографии были исследованы морфологические структуры мировоззренческих систем: мифологии, религии, предфилософии. Во второй книге продолжается рассмотрение проблематики в сфере другого ракурса видения. В эволюции общественного сознания происходит постепенное движение конкретно-чувственного миросозерцания в сторону действенных форм бытия и мировоззренчески-регулятивных функций. В якутском эпическом комплексе мировоззренческих традиций присущи синкретические связи мифологического «мышления» и религиозных воззрений, которые вырастают затем в сферу пред­ философских комплексов мировоззрения. Монография рассчитана для философов, эпосоведов, аспирантов и соис­кателей, изучающих эпические наследия народов с разных сторон и с различных мировоззренческих позиций.
ISBN978-5-7696-3253-2
УДК130.2:398.22(=512.157)
ББК87(2Рос.Яку)
Сборник трудов. Книга 7-я. Генезис якутской предфилософии: мировоззренческий комплекс / Уткин К.Д. Уткин .— Якутск : Бичик, 2010 .— 162 с. — ISBN 978-5-7696-3253-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/279744 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НКИ «Бичик» РС(Я), 2010 ПРЕДИСЛОВИЕ В заключающей части своей монографии «Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму» мировоззренческие построения обозначил следующими строками: «.мы должны подчеркнуть о внутренней открытости предфилософии олонхо к философскому мировоззренческому уровню сознания и к самой системной философии»’. <...> ЭВОЛЮЦИЯ СЛОЖЕНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мифологические представления: формы мировоззренческого сознания В якутской мифологической системе преобладает ассоциативное мышление, составляющее первооснову формирования более упорядоченных и целостных представлений, то есть следует по принципу признаков сходства и аналогии. <...> 7 Что мы знаем о чувственном опыте якутского мифологического сознания. <...> Об этом в олонхо «Нюргун Боотур» повествуется следующим образом: «— Неужель, всемогущие мы, — Всезнающие, Всевидящие, Не устроим жизнь по воле своей В этом срединном мире земном? <...> Поскольку и в данной работе есть необходимость напомнить, приведем отрывок из этого текстового изложения: «Нюргун Боотур еще при рождении заявил, что он никаких апостолов не признает, что не только племена абаасы, вечные враги человеческого рода, но и сами небожители уж очень разбогатели, обнаглели, что они, нисколько не стесняясь, могут отбирать у пешего — посох, у конного — плеть. <...> Чуть только 9 Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос. <...> За этот дерзкий нрав и неукротимый характер властелины трехъярусных небес Айынга Сиэр Тойон и Айыы Нуоралдьын Хотун вместе с другими божествами решили усмирить необузданный дух сына неба в глухой каменной темнице. <...> Почти все посланники неба силой воли предназначены обустраивать жизнь на Земле, призваны защищать племя айыы, обеспечить благополучие. <...> Приведу выписку из упомянутой книги: «разгорелась длительная война между племенами Улуу Тойона, Юрюнг Айыы и главы злых духов Арсан Дуолайа. <...> Верхний достался племенам Юрюнг <...>
Сборник_трудов._Книга_7-я._Генезис_якутской_предфилософии_мировоззренческий_комплекс.pdf
i
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КСЕНОФОНТ УТКИН СБОРНИК ТРУДОВ В 16 книгах Якутск 2010
Стр.3
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КСЕНОФОНТ УТКИН СБОРНИК ТРУДОВ Книга 7-я ГЕНЕЗИС ЯКУТСКОЙ ПРЕДФИЛОСОФИИ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Якутск 2010
Стр.4
УДК 130.2:398.22(=512.157) ББК 87(2Рос.Яку) У84 Редактор-составитель: К. Е. Гагарина Редакционная коллегия: А.А. Пахомов, К.Е. Гагарина, К.Д. Дьячковский, И.Г. Васильев, М.Н. Егоров Рецензенты: А.Г. Новиков, д-р филос. наук, профессор, В.Д. Михайлов, д-р филос. наук, профессор, К.Д. Дьячковский, канд. филос. наук, доцент © Уткин К.Д., 2010 ISBN 978-5-7696-3253-2 © Оформление. НКИ «Бичик» РС(Я), 2010
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ В заключающей части своей монографии «Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму» мировоззренческие построения обозначил следующими строками: «...мы должны подчеркнуть о внутренней открытости предфилософии олонхо к философскому мировоззренческому уровню сознания и к самой системной философии»’. Помимо эпического наследия народ саха имеет широкий спектр проявленного духа, по видам и жанрам которых рассыпаны искры народной мудрости, образные слова и меткие мысли, составляющие общий уровень осознанной воли наших предков. Именно эта «внутренняя открытость предфилософского сознания» требует от исследователей все новых и новых подходов в интерпретации их мировоззренческих уровней с разных позиций и разных рациональнологических построений. Чем дальше расширяешь границы освоенных духовных наследий и погружаешься в глубинные истоки, тем больше возникают множество вопросов, на которые затруднительно ответить более или менее очерченно и с достаточной уверенностью. В таком контексте рассуждений любые погружения в пласты чувственного и осознанного опыта предисторического прошлого сегодня востребованы как никогда. Ибо, глобализация как стихия угрожающей катастрофы на экологическом, экономическом, этническом пространствах, как неутихающие волны мирового потребительства все больше и больше стирают национальные признаки и особенности, что неумолимо приведет к утере остатков национального самосознания. Вопрос стоит, как говорится ребром: или будет обезличенный однополярный мир, или сохранится многоголосий хор разноязычных культур планетарной системы. Если приоритет будет за первой логикой, то кризис всеобщей истории приобретет неуправляемый характер и еще больше усугубит условие самого существования человеческого бытия. Только усилия по сохранению равновесия между социальным обществом и есте1 Уткин К.Д. Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму. — Якутск, 2009. - С. 185. 5
Стр.6
ственной природой могут удлинить судьбу сфер биологических и разумных начал Матушки-Земли. В этих всеобщих устремлениях духа, души и осознанной воли землян, каждое этническое образование обязано бороться за свою целостность и полноту собственной культуры. Ход естественной истории не должен нарушаться, не должен разрушаться своеволием насаждающих сил извне. Природная сущность общественной системы имеет свои традиции и законы существований, ходы и переходы постепенного слияния с однотипными и родственными этнокультурными образованиями. С учетом всех этих обстоятельств вопрос сохранения локальных территорий и национальных особенностей культуры заостряет проблему восстановления национального самосознания и национальных идентификаций. Нужно углубленное изучение особенностей и уровней национального сознания с тем, чтобы более прочерченно прояснить ход его движения до уровня взаимосвязанных, упорядоченных позиций мировоззренческих структур. И этот тезис имеет прямое отношение к вопросу реконструкции последовательных звеньев якутской предфилософии.
Стр.7
ISBN 978-5-7696-3442-0 Уткин, Ксенофонт Дмитриевич. У84 Сборник трудов : в 16 кн. / Ксенофонт Уткин ; М-во науки и проф. обр. РС(Я) — Якутск : Бичик, 2004. Кн. 7 : Генезис якутской предфилософии: мировоззренческий комплекс / [ред.-сост. К. Е. Гагарина]. — 2010. - 160 с. ISBN 978-5-7696-3253-2. Агентство CIP НБР Саха В первой книге-монографии были исследованы морфологические структуры мировоззренческих систем: мифологии, религии, предфилософии. Во второй книге продолжается рассмотрение проблематики в сфере другого ракурса видения. В эволюции общественного сознания происходит постепенное движение конкретно-чувственного миросозерцания в сторону действенных форм бытия и мировоззренчески-регулятивных функций. В якутском эпическом комплексе мировоззренческих традиций присущи синкретические связи мифологического «мышления» и религиозных воззрений, которые вырастают затем в сферу предфилософских комплексов мировоззрения. Монография рассчитана для философов, эпосоведов, аспирантов и соискателей, изучающих эпические наследия народов с разных сторон и с различных мировоззренческих позиций. УДК 130.2:398.22(=512.157) ББК 87(2Рос.Яку)
Стр.161