Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Управление образовательными системами (220,00 руб.)

0   0
АвторыЗайцева Ляна Александровна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц66
ID279669
АннотацияИздание включает в себя набор заданий различного типа и уровня сложности, которые направлены на формирование у студентов-бакалавров системы знаний об управлении образовательными системами, их становлении, функционировании и развитии. Предполагается выполнение этих заданий студентами как на семинарских, лабораторно-практических занятиях, так и в процессе самостоятельной работы. Пособие рекомендовано студентам высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», в содержание базовой части профессионального цикла которого включена дисциплина «Управление образовательными системами».
Кому рекомендовано050100 «Педагогическое образование»
ISBN978-5-87954-876-1
ББК74.04(2)я73
Управление образовательными системами / Л.А. Зайцева .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2014 .— 66 с. — ISBN 978-5-87954-876-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/279669 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. <...> Л. Н. Толстого» Л. А. Зайцева УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров педагогических вузов Тула Издательство ТГПУ им. <...> З17 Управление образовательными системами: учеб.-метод. пособие для студентов-бакалавров пед. вузов / Л. А. Зайцева. <...> ISBN 978-5-87954-876-1 Издание включает в себя набор заданий различного типа и уровня сложности, которые направлены на формирование у студентов-бакалавров системы знаний об управлении образовательными системами, их становлении, функционировании и развитии. <...> Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях (технология традиционного обучения, технология модульного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучение, технология проектного обучения, технология развития критического мышления, технология проведения учебных дискуссий). <...> Целью изучения курса «Управление образовательными системами» является ознакомление студентов-бакалавров с особенностями управленческой деятельности, нормативно-правовой базой управления образовательным учреждением, управлением качеством образовательных систем, управленческой культурой руководителя образовательного учреждения. <...> Центральным понятием данного курса является «внутришкольное управление». <...> Готовясь к предстоящему занятию, необходимо внимательно изучить сущностные характеристики указанных понятий и записать приведенные определения в рабочую тетрадь. <...> В результате изучения данного курса каждый студент должен Знать:  на междисциплинарной основе важнейшие педагогические понятия: управление, принципы управления, педагогический менеджмент  сущность и структуру управленческой <...>
Управление_образовательными_системами.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Управление_образовательными_системами.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Л. А. Зайцева УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров педагогических вузов Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2014
Стр.1
ББК 74.04(2)я73 З17 Рецензенты: доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет» С. В. Пазухина; кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Брызжева (проректор по научно-методической работе ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области») Зайцева, Л. А. З17 Управление образовательными системами: учеб.-метод. пособие для студентов-бакалавров пед. вузов / Л. А. Зайцева. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. – 65 с. ISBN 978-5-87954-876-1 Издание включает в себя набор заданий различного типа и уровня сложности, которые направлены на формирование у студентов-бакалавров системы знаний об управлении образовательными системами, их становлении, функционировании и развитии. Предполагается выполнение этих заданий студентами как на семинарских, лабораторно-практических занятиях, так и в процессе самостоятельной раб Пособие рекомендовано студентам высших учебных заведений, обучающихоты. ся по направлению 050100 «Педагогическое образование», в содержание базовой части профессионального цикла которого включена дисциплина «Управление образовательными системами». ББК 74.04(2)я73 ISBN 978-5-87954-876-1 © Л. А. Зайцева, 2014 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014 2
Стр.2
Содержание От автора......................................................................................................................4 Тема 1. Характеристика управленческой деятельности. Принципы и функции управления образовательными системами. Нормативно-правовая база управления общеобразовательным учреждением......................................................6 Тема 2. Образовательное учреждение как система и объект управления. Особенности управления образовательным процессом на разных уровнях ......................................................................................9 Тема 3. Управление учением как самоуправляемой системой. Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях ...............................................................16 Тема 4. Управление качеством образовательных систем.......................................................24 Тема 5. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения......................................................................................26 Тема 6. Повышение квалификации и аттестация работников образовательного учреждения......................................................................................37 Дидактические материалы для контроля (самоконтроля) усвоенного материала...................................................................................................41 Глоссарий........................................................................................................................43 Список использованной литературы к глоссарию.....................................................63 Вопросы к экзамену .......................................................................................................64 3
Стр.3
От автора В учебно-методическом пособии «Управление образовательными системами» представлены следующие темы: Характеристика управленческой деятельности. Принципы и функции управления образовательными системами. Нормативно-правовая база управления общеобразовательным учреждением. Образовательное учреждение как система и объект управления. Особенности управления образовательным процессом на разных уровнях. Управление учением как самоуправляемой системой. Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях (технология традиционного обучения, технология модульного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучение, технология проектного обучения, технология развития критического мышления, технология проведения учебных дискуссий). Управление качеством образовательных систем. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения. Повышение квалификации и аттестация работников образовательного учреждения. Целью изучения курса «Управление образовательными системами» является ознакомление студентов-бакалавров с особенностями управленческой деятельности, нормативно-правовой базой управления образовательным учреждением, управлением качеством образовательных систем, управленческой культурой руководителя образовательного учреждения. Изучая данный курс, студенты-бакалавры: – усваивают характеристику понятий «управление» и «управление образовательным учреждением»; – осваивают технологию мониторинга и учатся структурировать программу мониторинга управленческой деятельности школы; – у них формируется способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; – формируется готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами. В соответствии с этими задачами программа курса «Управление образовательными системами» реализуется на основе внутрипредметных связей с дисциплинами «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика». Центральным понятием данного курса является «внутришкольное управление». Каждая тема начинается с отработки понятийного аппарата. При этом особое внимание следует уделить работе с педагогическим словарем (представлен в конце учебно-методического пособия). Готовясь к предстоящему занятию, необходимо внимательно изучить сущностные характеристики указанных понятий и записать приведенные определения в рабочую тетрадь. Для отработки понятий используем метод синквейна. Слово синквейн происходит от французского «пять». Это текст из пяти строк, который основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической з аданности каждой строки. Правила построения синквейна Первая строка – тема, выражается ОДНИМ словом, оно обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Обычно выражается именем существительным или местоимением. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, это имена прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка – описание характерного действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами или деепричастиями. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая личное отношение автора к данной проблеме, к описываемому предмету или объекту. 4
Стр.4
Пятая строка – ОДНО слово-резюме, синоним к первому, на эмоциональнообразном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. В случае затруднения следует обратиться к литературным источникам, записям лекций или к преподавателю. Следующий тип заданий – работа над содержанием темы. Эти задания обязательны для выполнения всеми студентами в ходе подготовки к занятию. Делайте соответствующие записи в рабочей тетради, так как преподаватель вправе их проконтролировать. Еще одна группа заданий – работа с научными, публицистическими и художественными текстами, которые ориентированы на то, чтобы помочь найти иллюстрации к теоретическим положениям и отработать конкретные умения. Данный тип задания, как правило, дается в блоке «задания для самостоятельной работы». Отдельные задания могут быть использованы на занятиях по дисциплине «Управление современным образовательным учреждением» у магистров направления 050100 «Педагогическое образование» в рамках магистерской программы «Управление качеством образования». В результате изучения данного курса каждый студент должен Знать:  на междисциплинарной основе важнейшие педагогические понятия: управление, принципы управления, педагогический менеджмент  сущность и структуру управленческой деятельности  методы, принципы и алгоритм принятия управленческого решения  технологию реализации функций педагогического управления (педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль) Уметь:  определять конкретные условия применения в практике управления следующих методов управленческой деятельности: авансирование, просьба, общественное поручение и др.  самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами российской школы и международного образовательного законодательства Владеть:  технологией реализации функций педагогического управления (педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль) в различных педагогических системах Желаем успеха! 5
Стр.5
Тема 1. Характеристика управленческой деятельности. Принципы и функции управления образовательными системами. Нормативно-правовая база управления общеобразовательным учреждением Цели: при изучении данной темы студент должен продемонстрировать знание основных понятий темы, уметь иллюстрировать реализацию управленческих функций и принципов управления примерами из практики управления современным образовательным учреждением. План: 1. Понятие "управление". Сущность управленческой деятельности. 2. Содержание управленческих функций: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль и регулирование. 3. Принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении, принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении, принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности, принцип конкретного целеполагания, принцип целенаправленности. 4. Закон РФ "Об образовании" как документ, регламентирующий деятельность общеобразовательных учреждений. Список литературы а) основная литература 1. Мижериков, В.А. Управление общеобразовательным учреждением: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Мижериков ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2010. – 384 с. б) дополнительная литература 1. Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Воробьева. – М.: Академия, 2008. – 208 с. 2. Новиков, Д. А. Теория управления образовательными системами: учебно-методическое пособие / Д. А. Новиков. – М.: Народное образование, 2009. – 452 с. 3. Федорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / М. Ю. Федорова. – М.: Академия, 2008. – 192 с. 4. Орлова, Т. В. Управление образовательными системами: учеб. для студентов вузов / Т. В. Орлова. – М.: Академия, 2006. – 368 с. 5. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Академия, 2007. – 384 с. 6
Стр.6
Практикум по отработке содержания темы Задание № 1. Изучите основное содержание данных понятий в словаре, представленном в данном учебно-методическом пособии Анализ, анализ информации, государственный образовательный стандарт, дерево целей, децентрализация управления, деятельность, инструменты управления, информационно-аналитическая функция, контрольнодиагностическая функция, менеджмент в образовании, методы управления, мотивационно-целевая функция, организационно-исполнительская функция, организационная структура управления, организационные отношения, органы управления образованием, педагогический анализ информации, педагогическая диагностика, педагогический менеджмент, планирование, плановопрогностическая функция, предмет теории управления, принципы управления образовательными системами, прогнозирование в образовании, проектировать, процесс управления, регулирование, регулировать, регулятивнокоррекционная функция, система образования, система образования в Российской Федерации, субъект управления, субъект управленческой деятельности, стандарты образовательные, структура, управление, управление образованием, управление образовательными системами, управленческая деятельность, управленческая информация, управление образованием, функция, функции управления, целеполагание, цель, цель управления, целостный, эффективность управления. Задание № 2. Составьте синквейн по термину «Управление». Задание № 3. Раскройте системный подход как методологическую базу теории управления __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание № 4. Покажите цикличность управленческой деятельности. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание № 5. Изучите новый закон «Об образовании в РФ». Раскройте содержание правового статуса педагогического работника, в какой статье он раскрывается? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7
Стр.7
Задание № 6. Статьей 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании» устанавливаются основные права учащихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Ранее действовавший закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» также содержал статью 50, регулирующую права и меры социальной поддержки учащихся и воспитанников. Часть 1 статьи 34 нового закона закрепляет ряд академических прав для всех категорий учащихся. Среди прав учащихся: 1. Право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья учащихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. 2. Право на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Приведите в качестве примера, каким образом пользуются учащиеся данными правами. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание № 7. Подготовьте индивидуальное сообщение на тему «Кибернетический, функциональный, системный, человекоцентристкий подходы к управлению социально-педагогическими системами». 8
Стр.8
Тема 2. Образовательное учреждение как система и объект управления. Особенности управления образовательным процессом на разных уровнях Цели: студент должен продемонстрировать знание основных понятий темы, уметь в игровой ситуации брать на себя функции директора школы, учителя при участии в различных организационных формах управленческой деятельности. План: 1. Школа как системный объект: цель школы, миссия школы, структура образовательной системы. 2. Особенности управления образовательным процессом на разных уровнях. Список литературы а) основная литература 1. Мижериков, В.А. Управление общеобразовательным учреждением: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Мижериков ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2010. – 384 с. б) дополнительная литература 1. Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Воробьева. – М.: Академия, 2008. – 208 с. 2. Новиков, Д. А. Теория управления образовательными системами: учебно-методическое пособие / Д. А. Новиков. – М.: Народное образование, 2009. – 452 с. 3. Федорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / М. Ю. Федорова. – М.: Академия, 2008. – 192 с. 4. Орлова, Т. В. Управление образовательными системами: учеб. для студентов вузов / Т. В. Орлова. – М.: Академия, 2006. – 368 с. 5. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Академия, 2007. – 384 с. Практикум по отработке содержания темы Задание № 1. Изучите основное содержание данных понятий в словаре, представленном в данном учебно-методическом пособии. Адаптивная модель школы, внутришкольный контроль, внутришкольного управления система, внутришкольное управление, государственнообщественная экспертиза (виды, форма, методы), культура организационная школы, образовательные учреждения, план работы школы, принципы внутри9
Стр.9
школьного управления, результат образовательного процесса, самоуправление школьное, система, систематизация, совет школы, тип образовательного учреждения, управление школой, устав школы, учредители образовательных учреждений, школа как педагогическая система, школа, школа демократическая, воспитательная система, воспитательная система школы, воспитательная работа по месту жительства, коллектив детский воспитательный, самоуправление. Задание № 2. Составьте синквейн по термину «Система» Задание № 3. Смоделируйте возможные вопросы для обсуждения на педагогическом совете в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание № 4. Дайте характеристику организационным формам управленческой деятельности школы: Педагогический совет __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Совещание при директоре __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Совещание при заместителях директора школа __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Оперативные информационные совещания __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание № 5. В приложении к письму Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 № 03-296 приведен примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: 1. Устав образовательного учреждения 2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. 10
Стр.10