Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Психология профессионального образования (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПудовкина Наталья Владимировна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц306
ID278959
АннотацияВ учебном издании представлен материал для освоения студентами дисциплины «Психология профессионального образования». Содержание разделов составлено и структурировано в соответствии с рабочей программой дисциплины на основе первоисточников (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова и др.).
Кому рекомендованоАдресуется преподавателям и студентам средних и высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению 051000.62 – «Профессиональное обучение».
ISBN978-5-88575-348-7
УДК378
ББК74.58
Пудовкина, Н.В. Психология профессионального образования : практикум / Н.В. Пудовкина .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 306 с. — ISBN 978-5-88575-348-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/278959 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

По замыслу автора данное издание должно помочь студентам не только усвоить основные понятия, закономерности, психологические особенности профессионального образования, но и реализовать себя в качестве будущих педагогов профессиональной школы. <...> Методы исследования психологии профессионального образования Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования. <...> 6 В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. <...> Ряд авторов придерживаются взгляда на выбор профессии, как на частный случай социального самоопределения, то есть выбор профессии – это социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии. <...> Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека – период с начала формирования профессиональных намерений (14-17 лет) до завершения профессиональной жизни (55-60 лет). <...> Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватной деятельности. <...> На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием ведущей учебно-профессиональной деятельности. <...> На стадии профессионализации – высококвалифицированного выполнения трудовой деятельности – важное значение приобретают профессиональная компетентность и квалификация. <...> Таким образом, основываясь на определении профессионального образования как процесса и результата профессионального становления личности, следует отметить, что в качестве логического основания выделения психологии профессионального образования в самостоятельную отрасль выступает <...>
Психология_профессионального_образования.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.57
Стр.58
Стр.59
Стр.60
Психология_профессионального_образования.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Н. В. Пудовкина ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Практикум Кинель 2014
Стр.1
УДК 378 ББК 74.58 П-88 Рецензенты: д-р пед. наук, проф. кафедры «Педагогика и методики преподавания» ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Ю. А. Кустов; канд. пед. наук, доцент кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»» Д. В. Романов Пудовкина, Н. В. П-88 Психология профессионального образования : практикум. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 306 с. ISBN 978-5-88575-348-7 Учебный курс «Психология профессионального образования» занимает важное место в психолого-педагогической подготовке бакалавров – будущих педагогов профессионального обучения. В учебном издании представлен материал для освоения студентами дисциплины «Психология профессионального образования». Содержание разделов составлено и структурировано в соответствии с рабочей программой дисциплины на основе первоисточников (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова и др.). Адресуется преподавателям и студентам средних и высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению 051000.62 – «Профессиональное обучение». © Пудовкина Н. В., 2014 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Представленный практикум существенно дополняет курс «Психология профессионального образования», обогащает представления об основных его понятиях, дает возможность самостоятельного усвоения новых практико-ориентированных знаний, умений и компетенций. По замыслу автора данное издание должно помочь студентам не только усвоить основные понятия, закономерности, психологические особенности профессионального образования, но и реализовать себя в качестве будущих педагогов профессиональной школы. Отличительной особенностью данного практикума является то, что освоение студентами предметного содержания осуществляется в ходе практико-преобразующей деятельности, организованной с помощью психолого-педагогических методов и технологий. Выполнение заданий для самостоятельной работы предполагает организацию следующих видов деятельности студентов: индивидуальную аудиторную и внеаудиторную (вопросы и задания, выполняемые устно или письменно, с последующим обсуждением на занятии, исследования, сообщения), парную (взаимопроверка и взаимообучение), групповую (обсуждение ситуаций, заданий, вопросов, сообщений), межгрупповую работу (дискуссия, личностно-ролевая игра, взаимодействие в группах по определенным правилам). Активная позиция студентов в деятельности, рефлексивное осмысление ее содержания и способов организации обеспечивают одновременно обогащение их когнитивной и практической сфер. В процессе изучения данного практикума у студентов должны формироваться следующие профессиональные компетенции: – способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста); – готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста); – способность прогнозировать результаты профессиональнопедагогической деятельности. 3
Стр.3
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Практическое занятие 1 Психология профессионального образования – новая отрасль прикладной психологии. Методы исследования психологии профессионального образования Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования. К настоящему времени отечественная психология располагает огромным объемом знаний по психологии профессионального образования, однако они рассредоточены по различным прикладным отраслям педагогики и психологии (профессиональная педагогика, акмеология, социальная психология, психология труда, возрастная и педагогическая психология). В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. В этом непрерывном процессе традиционно выделяют системы общего и профессионального образования. Понятие «профессиональное образование» отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний, умений и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования. Все это и образует систему профессионального образования. Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессио4
Стр.4
нальное самоопределение или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности. Организация профессионального образования должна подчиняться ряду принципов: – принцип соответствия профессионального образования современным мировым тенденциям специального образования; – принцип фундаментализации профессионального образования требует связи его с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира (Е.А. Климов), с постановкой проблемы приобретения системных знаний; – принцип индивидуализации профессионального образования требует изучения проблемы формирования профессионально важных качеств, необходимых представителю той или иной профессии. Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает два пути его получения: – самообразование; – обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, выступает своеобразная «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление: – с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора); – с другой, то, что выбирают (объект выбора). Обладая множеством характеристик, и субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от 5
Стр.5
внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, однако, ему предшествуют этапы: 1) Первичный выбор профессии – для него характерны малодифференцированные представления о мире профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопроса о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки. 2) Профессиональное самоопределение – (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда. 3) Профессиональное обучение – освоение выбранной профессии. Осуществляется после школьного образования. 4) Профессиональная адаптация – характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений. 5) Самореализация в труде (частичная или полная) – связана с выполнением или невыполнением тех или иных ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом. Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения. В психологической литературе существуют различные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживаются точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. При этом профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития субъекта труда. 6
Стр.6
В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживаются взгляда на выбор профессии, как на частный случай социального самоопределения, то есть выбор профессии – это социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности и процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, оказывая влияние на формирование общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Особо следует подчеркнуть, что в настоящее время профессиональное образование определяется как процесс и результат профессионального становления и развития личности человека (А. М. Новиков). Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека – период с начала формирования профессиональных намерений (14-17 лет) до завершения профессиональной жизни (55-60 лет). В этом процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профессиональной адаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватной деятельности. Темп и траектория данного процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами. Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании – формировании образа личности, адекватного постоянно меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям. Отсюда следует тесная взаимосвязь профессионального труда и профессионального образования. Под влиянием изменяющихся рынка труда и профессий разрабатываются новые образовательные стандарты, меняются структура и спектр специальностей. 7
Стр.7
На разных стадиях профессионального становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации. На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием ведущей учебно-профессиональной деятельности. На стадии профессионального образования и профессиональной подготовки возникают проблемы развития учебнопрофессиональной мотивации, профессионального самоопределения и формирования готовности к будущей самостоятельной трудовой жизни. На стадии профессиональной адаптации возникают проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. На стадии профессионализации – высококвалифицированного выполнения трудовой деятельности – важное значение приобретают профессиональная компетентность и квалификация. Достижение вершин профессионального мастерства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятельности. Таким образом, основываясь на определении профессионального образования как процесса и результата профессионального становления личности, следует отметить, что в качестве логического основания выделения психологии профессионального образования в самостоятельную отрасль выступает принцип развития психики – психология профессионального образования изучает профессиональное становление личности на разных стадиях. К числу основных понятий психологии профессионального образования следует отнести: профессиональное становление; профессию; квалификацию; профессиональное обучение; воспитание и развитие; технологии профессионального развития; мониторинг профессионального становления; повышение квалификации и профессиональный рост; психологию личности обучаемых и педагогов профессионального образования; деструктивные изменения специалистов и т.д. Психология профессионального образования – не только самостоятельная отрасль прикладной психологии, а также учебная дисциплина. 8
Стр.8
Учебная дисциплина, как правило, тождественна соответствующей отрасли науки и в то же время имеет отличительные особенности. К ним относятся прикладной характер учебного предмета, дидактическая обработка научного знания, построение содержания в соответствии с логикой учебно-профессиональной деятельности, учет возрастных психических возможностей обучающихся. Объект психологии профессионального образования как науки – система профессионального образования, подготовки и повышения квалификации. Объект психологии профессионального образования как учебной дисциплины – человек на разных стадиях онтогенеза. Предмет психологии профессионального образования как науки – профессионально-образовательный процесс. Предмет психологии профессионального образования как учебной дисциплины – профессиональное развитие личности. Задачи психологии профессионального образования как науки: – построение психологической концепции профессионального образования; – раскрытие механизмов и закономерностей профессионального становления личности; – определение механизмов и закономерностей профессионального образования; – прогнозирование развития профессионального образования; – психологические закономерности деятельности и личности обучающегося персонала. Задачи психологии профессионального образования как учебной дисциплины: – отбор содержания образования и проектирование учебных планов и программ; – определение стратегии и тактики реализации учебной дисциплины; – выбор адекватных психодиагностических средств; – прогнозирование профессионального развития обучаемых; – разработка системы управления профессиональным становлением личности. Будучи призванной изучать строение, свойства и закономерности процессов профессионального обучения и профессиональ9
Стр.9
ного воспитания, психология профессионального образования использует ряд исследовательских методов. Исследовательские методы – это способы особым образом организованной деятельности, направленной на получение объективно нового знания об особенностях, закономерностях и механизмах психики. Существуют две формы использования методов исследования: лонгитюдное, или продольное; поперечные срезы. Лонгитюдное исследование предполагает длительное и регулярное изучение психических образований определенной группы людей или конкретного человека по одним и тем же параметрам. Лонгитюд позволяет изучить индивидуальный путь профессионального становления, обнаружить взаимосвязь образования и психического развития, выявить сенситивные периоды развития познавательных способностей, определить психологические особенности возрастных и профессионально обусловленных кризисов и т.д. Для срезового исследования характерно сравнение данных относительно разных групп испытуемых. При помощи поперечных срезов можно охватить большое число испытуемых и провести исследование в сравнительно короткие сроки. Методы исследования, используемые в психологии профессионального образования, имеют общепсихологическое происхождение и не являются специфичными. Близость психологии профессионального образования к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обусловливает заимствование уже сложившихся методов. Психология профессионального образования решает следующие исследовательские задачи: 1) Описание профессионального образования и развития личности в процессе непрерывного образования, психологических особенностей и закономерностей профессионального обучения и воспитания. Для исследования этого процесса оправдано применение лонгитюдного метода, наблюдения, опросных методов (анкетирование, интервью), психобиографии, изучение продуктов деятельности и т.д. Эти методы относятся к неэкспериментальным. 2) Изучение психологически значимых показателей, признаков учебно-профессиональной деятельности обучаемых. 10
Стр.10
Лабораторная работа 2 Психологическая характеристика юности Цели: – выделить особенности развития личностной сферы в юношеском возрасте; – понять сущность проблемы личностного самоопределения и развития самосознания в юности; – риска». Социальная ситуация развития Юность – важный этап социально-профессионального становления личности. В данном возрасте наиболее высока степень восприятия социального и профессионального опыта. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юность – начало взрослости. Общество признает социальную зрелость молодежи, ее самостоятельность и ответственность за свое дальнейшее становление, предоставляет ей гражданские права, предусмотренные конституцией. И. С. Кон выделяет три типа взросления: – период ускоренного развития, определяемого самой личностью. У девушек и юношей отчетливо определены основные целевые ориентации, направленные на удовлетворение потребности в достижении; – период эволюционного взросления. Юность протекает плавно и постепенно, без каких-либо порывов, основное содержание взрослости – поддержание комфортных отношений со всеми окружающими. При этом психологические механизмы приспособления могут негативно сказаться на развитии самостоятельности и ответственности. Но зато развивается способность к вчувствованию в состояние других; – период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и самим собой. Отчетливо выражена потребность в обособлении. В этом возрасте многие девушки и часть юношей вступают в брак, получают профессиональное образование или профессиональную подготовку, большинство юношей служат в армии. 57 охарактеризовать особенности личности юношей «группы
Стр.57
Это возраст поиска места работы и трудоустройства, освоения новых социально-профессиональных ролей: студента, молодого специалиста, военнослужащего, жены или мужа. В то же время юность – возраст крушения жизненных планов: не поступил в профессиональное учебное заведение; распался брак после короткого замужества; не смог трудоустроиться по полученной специальности; стал безработным; из жизни ушли близкие родственники. Основные противоречия возраста: 1) Социально-психологические: – между расцветом физических и интеллектуальных способностей и строгим лимитом времени, имеющихся экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей; – между новыми требованиями учебно-профессиональной (социально-профессиональной) деятельности и сложившимися стереотипами (способами) реализации этой деятельности; – между новыми корпоративными (социальными) нормами поведения и складывающимися межличностными отношениями, обусловленными индивидуально-психологическими особенностями человека. 2) Социально-нравственные: – между деструктивным воздействием СМИ, аморальными формами молодежной субкультуры и несформированными ценностными ориентациями, неустойчивой нравственностью; – между социально-нравственной направленностью поколения взрослых («отцов») и молодежи. Это противоречия порождают аномию – различные нарушения в ценностно-нормативной системе общественных отношений (противоречия норм). Несоответствие системы социально-нравственных ценностей порождает первый конфликт поколений. Преодоление аномии в современных социально-экономических условиях возможно при утверждении новых социальных ценностей. 3) Профессионально-психологические: – между полученной профессией и осознанием трудности адаптации и самореализации в ней; – между требованиями профессиональной деятельности к уровню подготовленности и отсутствием необходимого опыта работы. Юность – это возраст огромных личностно значимых приобретений: друзей, любимых, детей, профессии, референтных соци58
Стр.58
ально-профессиональных групп, собственного жилья и т.д., но это также возраст нереализованных возможностей, опустошенности, бесперспективности, разочарования, нравственной деформации. Можно констатировать, что к 18 годам обозначаются два направления становления личности: одно связано с продуктивной реализацией жизненных планов, другое – с их крушением. В обоих случаях переход от школьного обучения к новой форме жизнедеятельности, от одной ведущей деятельности к другой, глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность вследствие резко изменившихся условий жизнедеятельности и необходимости определить свое место в новой социальнопсихологической ситуации. Идентичность обусловливает целостность личности. При переживании кризиса происходит перестройка ее психологической организации. Переход от одной целостности к другой усиливает уязвимость личности и одновременно стимулирует ее дальнейшее развитие. Основные потребности юности – это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, это соревнование с самим собой, стремление к улучшению достигнутого и постановка новых целей. Потребность в достижениях стимулирует поиск ситуации, условий, возможностей реализации себя. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование. Полноценное осуществление ведущей деятельности способствует дальнейшему становлению личности. Когнитивное развитие Юность – важнейший этап развития умственных способностей: существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а 59
Стр.59
проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности учащихся/студентов, так как они непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки, формирование личности профессионала. Некоторыми из них являются: познавательные, профессиональные мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы – с коллективистской направленностью и личной направленностью (мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы). Одним из адекватных мотивов учения является познавательная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность к свободному оперированию знаниями, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с мотивом достижения оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учением. Основные психологические новообразования Основные психологические образования личности на данной стадии становления – карьерное самоопределение (ответственность за свое становление), самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, компетенции. В этом возрасте происходит дальнейшее обогащение «Я-концепции» – обобщенного представления человека о самом себе, системе его установок относительно собственной личности (А. Реан). Многие представления о себе, которые формируют «Я-концепцию» в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными 60
Стр.60

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.