Алтайский институт труда и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» В.П. ФЕДЮКИН ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО Барнаул 2014 ББК 87я7 Ф 354 Рецензент доктор философских наук, профессор В.А. Ельчанинов Ф 354 Федюкин В.П. <...> Теория познания……………………………………………134 4 ПРЕДИСЛОВИЕ Преподаватели российской высшей школы постоянно сталкиваются с ситуацией, когда в государственных стандартах по учебным дисциплинам требуется усвоение одного объема материала, а в федеральных контрольных тестах предлагается совершенно другой. <...> Показать, с одной стороны, целостную эволюцию европейской философской мысли от античности до наших дней, а с другой – вклад наиболее выдающихся мыслителей в сокровищницу мировой философии. <...> Иначе говоря, согласно Платону, философия – это такое состояние души, когда она сосредоточивается на самой себе и размышляет о вещах умопостигаемых и безвидных. <...> Тем самым было положено начало рационалистической традиции в понимании философии. <...> А сама апелляция к интуиции свидетельствует уже об иррационалистической традиции в понимании философии. <...> Скажем, человеку в процессе его жизни (в детском саду, школе, университете и т. д.) искусственно прививают определенные ценности (бог есть, или его нет; вселенная конечна, или бесконечна; что такое добро и что такое зло и т. п.) <...> Например, физика изучает атомарномолекулярные взаимодействия, социология – общество, биология – фауну и флору и т. д. <...> При обозначенной в данном учебном пособии установке на понимание философии как рефлексии по поводу предельных оснований бытия ее методом является диалектика. <...> Исторически сложившиеся типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское При установке на понимание философии как рефлексии мировоззрение входит в ее предмет, но не исчерпывает его. <...> Философское мировоззрение – это феномен более позднего <...>
Философия.pdf
Алтайский институт труда и права (филиал) Образовательного
учреждения профсоюзов высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
В.П. ФЕДЮКИН
ФИЛОСОФИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО
Барнаул 2014
Стр.1
ББК 87я7
Ф 354
Рецензент
доктор философских наук, профессор В.А. Ельчанинов
Ф 354 Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов
ОЗО / В.П. Федюкин. – Барнаул: ИП Колмогоров
И.А. (Изд-во «Концепт»), 2014. – 147 с.
ISBN 978-5-91556-068-9
Предлагаемое учебное пособие условно включает в себя две
части: историко-философское введение и современную философию.
В первой части на обширном историко-философском материале
представлена философия наиболее выдающихся мыслителей
различных эпох, заложивших каркас основных философских
проблем. Во втором разделе предлагается современное видение
этих и прочих проблем различными философскими школами
и направлениями. Такая структура позволяет сформировать
у студентов целостное представление о развитии европейской
философии с древнейших времен до наших дней, не упустив
при этом оригинальные концепции ее отдельных представителей.
Учебное пособие рекомендуется студентам заочной
формы обучения.
© Федюкин В.П., 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………………………………………… 5
Глава 1. Философия и круг ее проблем……………………. 6
1.1. Понятие философии, ее предмета и метода……………… 6
1.2. Исторически сложившиеся типы мировоззрения:
мифологическое, религиозное и философское………….…… 13
1.3. Своеобразие и круг философских проблем……………… 16
Глава 2. Философия античной классики………………….. 19
2.1. Особенности античной философии……………………… 19
2.2. Проблема начала всего сущего в античной философии…21
2.3. Проблема бытия в философии элейской школы.
Апории Зенона…………………………………………………. 25
2.4. Атомистическая трактовка бытия в концепции
Демокрита………………………………………………………. 28
2.5. Философия Платона: эйдетическая трактовка бытия……31
2.6. Философия Аристотеля: дуалистическая трактовка
бытия……………………………………………………………. 33
Глава 3. Христианизация философской мысли
в Средние века………………………………………………… 38
3.1. Периодизация и особенности средневековой
философии……………………………………………………… 38
3.2. Религиозная философия Августина Аврелия…………… 41
3.3. Фома Аквинский и переосмысление религиозной
философии Августина…………………………………………. 47
3.4. Спор об универсалиях: борьба номинализма
и реализма в Средние века…………………………………….. 49
Глава 4. Философия Нового времени XVII–XVIII вв. ……52
4.1. Особенности философии Нового времени
XVII–XVIII вв. ………………………………………………… 52
4.2. Философские взгляды Ф. Бэкона и обоснование
индуктивного метода познания……………………………….. 53
4.3. Философские взгляды Р. Декарта и обоснование
дедуктивного метода познания……………………………….. 59
4.4. Теория познания Д. Беркли………………………………. 62
Глава 5. Немецкая классическая философия………………65
5.1. Особенности немецкой классической философии……… 65
5.2. Теория познания И. Канта…………………………………66
3
Стр.3