Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы возрастной анатомии и физиологии человека. В 2 ч. Ч. 2

0   0
АвторыМаксарова Дарима Дамбаевна, Налетова Лариса Александровна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц152
ID278291
АннотацияПредлагаемое пособие составлено в полном соответствии с Программой возрастной анатомии и физиологии человека, принятой для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям). В пособии авторами учтетены многолетний опыт преподавания дисциплины на различных факультетах с учетом профиля и количества часов, отведенных для изучения дисциплины. Разработаны темы занятий, практические работы, вопросы для самостоятельной подготовки, тесты, предложен список необходимой литературы.
Кем рекомендованоУчебно-методическим советом БГУ
Кому рекомендованоДля студентов направлений подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 051000.62 Профессиональное обучение.
УДК611+612(075.8)
ББК28.86я73
Основы возрастной анатомии и физиологии человека. В 2 ч. Ч. 2 : учеб.-метод. пособие / Д.Д. Максарова, Л.А. Налетова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2014 .— 152 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/278291 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

основы ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА Часть 2 физиология человека МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОСНОВЫ во зра с тн о й а н а т ом и и И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В двух частях Часть 2 Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для студентов направлений подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 051000.62 Профессиональное обучение ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014 УДК 611 (075.8) ББК 52.51я 73 О-753 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы Л.Ц. Санжиева, канд. биол. наук, доцент кафедры зоологии и экологии, БГУ Е.Ю. <...> УДК 611 (075.8) ББК 52.51я 73 © Бурятский госуниверситет, 2014 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Возрастная анатомия и физиологии человека» формирует знания об основных биологических закономерностях и анатомо-физиологических особенностях развития организма детей и подростков с позиций современной функциональной анатомии, с учетом возрастных и половых особенностей организма как единого целого и физиолого-гигиенических требований, предъявляемых при организации учебно-воспитательного процесса. <...> Дисциплина ««Возрастная анатомия и физиологии человека» является комплексной, входит в состав общепредметных дисциплин и начинает подготовку студентов к профессиональной деятельности. <...> Часть 1 учебнометодического пособия «Возрастная анатомия и физиологии человека» содержит сведения о возрастных особенностях морфологии и функционирования нервной, эндокринной, мочевыделительной систем и т.д. <...> Скелет человека состоит из трех основных отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. <...> Грудная клетка образует полость для защиты сердца, легких и других внутренних органов, располагающихся в грудной полости. <...> Пояс конечностей необходим для прикрепления свободной конечности к туловищу. <...> 5 Пояс верхней конечности состоит из лопатки и ключицы <...>
Основы_возрастной_анатомии_и_физиологии_человека__в_2_частях.pdf
УДК 611 (075.8) ББК 52.51я 73 О-753 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы Л.Ц. Санжиева, канд. биол. наук, доцент кафедры зоологии и экологии, БГУ Е.Ю. Абидуева д-р биол. наук, профессор, Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН О-753 Основы возрастной анатомии и физиологии человека: учебно-методическое пособие: в 2 ч. / сост. Д.Д. Максарова, Л.А. Налётова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. - Ч. 2. - 148 с. Предлагаемое пособие составлено в полном соответствии с Программой возрастной анатомии и физиологии человека, принятой для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям). В пособии авторами учетены многолетний опыт преподавания дисциплины на различных факультетах с учетом профиля и количества часов, отведенных для изучения дисциплины. Разработаны темы занятий, практические работы, вопросы для самостоятельной подготовки, тесты, предложен список необходимой литературы. УДК 611 (075.8) ББК 52.51я 73 © Бурятский госуниверситет, 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Введение........................................................................................... 3 1. Анатомо-физиологические особенности опорнодвигательного аппарата на разных возрастных этапах 1.1. Особенности функций и строения опорно-двигательного аппарата.......................................................................................... 5 1.2. Развитие мышечной системы.....................................................7 1.3. Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения .......................................................................11 1.4. Рост позвоночника. Позвоночник взрослого и ребенка . . . 13 1.5. Развитие грудной клетки......................................................... ...15 1.6. Возрастные особенности развития таза и скелета конечностей ..............................................................................................15 1.7. Нарушения опорно-двигательного аппарата....................... ...16 1.8. Гигиенические требования к одежде и обуви ребёнка . . . . 19 1.9. Гигиенические требования к оборудованию школы........ 24 Работа 1. Определение физического развития по антропометрическим данным............................................................... 26 Работа 2. Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул .........................................................30 Работа 3. Пропорции телосложения.......................................... .... 31 Работа 4. Определение силы мышц и силовой выносливости 32 2. Анатомо-физиологические особенности висцеральных систем на разных возрастных этапах 2.1. Возрастные особенности крови и кровообращения. Возрастные изменения сердца ....................................................... 37 2.1.1. Общая характеристика крови.......................................... ......37 2.1.2. Возрастные особенности количества и состава крови.. 41 2.1.3. Сердце и его возрастные особенности............................ .....46 2.1.4. Возрастные особенности системы кровообращения. . . 48 2.1.5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.......................................... ....50 145
Стр.147
Работа 5. Определение групп крови.......................................... ....51 Работа 6. Определение резус-фактора....................................... ....52 Работа 7. Определение пульса........................................................53 Работа 8. Определение артериального давления..................... ....54 Работа 9. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки . 56 2.2. Возрастные особенности органов дыхания......................... ...59 2.2.1. Система органов дыхания: строение и функции........... ....59 2.2.2. Развитие органов дыхания в онтогенезе......................... ....65 2.2.3. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата.......... ....68 2.2.4. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений .........................................................................................69 Работа 10. Методика определения дыхательных движений . . 72 Работа 11. Спирометрия............................................................... ....72 Работа 12. Определение жизненной емкости легких..................74 Работа 13. Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки ..........................................................................................76 2.3. Возрастные особенности пищеварительной системы . . . . 80 2.3.1. Строение пищеварительного канала....................................80 2.3.2. Переваривание пищи. Всасывание......................................... 84 2.3.3. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта ............................................................................................86 2.3.4. Возрастные особенности органов пищеварения................91 2.3.5. Гигиена питания........................................................................92 Работа 14. Денатурация белков.......................................................94 Работа 15. Действие слюны на крахмал........................................95 Работа 16. Действие желудочного сока на белки..................... ...96 Работа 17. Действие поджелудочного сока на жир молока и крахмал ........................................................................................... 97 Работа 18. Составление пищевого рациона............................. ....99 2.4. Возрастные особенности обмена веществ и энергии........ ...117 2.4.1. Характеристика обменных процессов..................................117 2.4.2. Основные формы обмена веществ в организме..................119 2.4.3. Возрастные особенности энергетического обмена . . . . 130 2.4.5. Кожа, её строение, функции и возрастные особенности ............................................................................................... ....131 146
Стр.148
Работа 19. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в животных клетках .....................135 Работа 20. Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений .............................................................................136 Работа 21. Определение разных типов кожи на разных участках лица .................................................................................. .....137 Работа 22. Определение чувствительности кожи ................... ......138 Работа 23. Исследование ногтей......................................................139 Библиографический список....................................................... .....144 147
Стр.149