основы ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА Часть 2 физиология человека МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОСНОВЫ во зра с тн о й а н а т ом и и И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В двух частях Часть 2 Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для студентов направлений подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 051000.62 Профессиональное обучение ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014 УДК 611 (075.8) ББК 52.51я 73 О-753 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы Л.Ц. Санжиева, канд. биол. наук, доцент кафедры зоологии и экологии, БГУ Е.Ю. <...> УДК 611 (075.8) ББК 52.51я 73 © Бурятский госуниверситет, 2014 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Возрастная анатомия и физиологии человека» формирует знания об основных биологических закономерностях и анатомо-физиологических особенностях развития организма детей и подростков с позиций современной функциональной анатомии, с учетом возрастных и половых особенностей организма как единого целого и физиолого-гигиенических требований, предъявляемых при организации учебно-воспитательного процесса. <...> Дисциплина ««Возрастная анатомия и физиологии человека» является комплексной, входит в состав общепредметных дисциплин и начинает подготовку студентов к профессиональной деятельности. <...> Часть 1 учебнометодического пособия «Возрастная анатомия и физиологии человека» содержит сведения о возрастных особенностях морфологии и функционирования нервной, эндокринной, мочевыделительной систем и т.д. <...> Скелет человека состоит из трех основных отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. <...> Грудная клетка образует полость для защиты сердца, легких и других внутренних органов, располагающихся в грудной полости. <...> Пояс конечностей необходим для прикрепления свободной конечности к туловищу. <...> 5 Пояс верхней конечности состоит из лопатки и ключицы <...>
Основы_возрастной_анатомии_и_физиологии_человека__в_2_частях.pdf
УДК 611 (075.8)
ББК 52.51я 73
О-753
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
Л.Ц. Санжиева, канд. биол. наук, доцент
кафедры зоологии и экологии, БГУ
Е.Ю. Абидуева
д-р биол. наук, профессор, Институт общей
и экспериментальной биологии СО РАН
О-753 Основы возрастной анатомии и физиологии человека:
учебно-методическое пособие: в 2 ч. / сост. Д.Д. Максарова,
Л.А. Налётова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского
госуниверситета, 2014. - Ч. 2. - 148 с.
Предлагаемое пособие составлено в полном соответствии с Программой
возрастной анатомии и физиологии человека, принятой для
студентов, обучающихся по направлениям подготовки 050100.62 Педагогическое
образование, 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
В
пособии авторами учетены многолетний опыт преподавания дисциплины
на различных факультетах с учетом профиля и количества часов,
отведенных для изучения дисциплины. Разработаны темы занятий,
практические работы, вопросы для самостоятельной подготовки, тесты,
предложен список необходимой литературы.
УДК 611 (075.8)
ББК 52.51я 73
© Бурятский госуниверситет, 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................... 3
1. Анатомо-физиологические особенности опорнодвигательного
аппарата на разных возрастных этапах
1.1. Особенности функций и строения опорно-двигательного
аппарата.......................................................................................... 5
1.2. Развитие мышечной системы.....................................................7
1.3. Возрастные особенности двигательных навыков и координации
движения .......................................................................11
1.4. Рост позвоночника. Позвоночник взрослого и ребенка . . . 13
1.5. Развитие грудной клетки......................................................... ...15
1.6. Возрастные особенности развития таза и скелета конечностей
..............................................................................................15
1.7. Нарушения опорно-двигательного аппарата....................... ...16
1.8. Гигиенические требования к одежде и обуви ребёнка . . . . 19
1.9. Гигиенические требования к оборудованию школы........ 24
Работа 1. Определение физического развития по антропометрическим
данным............................................................... 26
Работа 2. Оценка показателей физического развития с помощью
расчетных формул .........................................................30
Работа 3. Пропорции телосложения.......................................... .... 31
Работа 4. Определение силы мышц и силовой выносливости 32
2. Анатомо-физиологические особенности висцеральных
систем на разных возрастных этапах
2.1. Возрастные особенности крови и кровообращения. Возрастные
изменения сердца ....................................................... 37
2.1.1. Общая характеристика крови.......................................... ......37
2.1.2. Возрастные особенности количества и состава крови.. 41
2.1.3. Сердце и его возрастные особенности............................ .....46
2.1.4. Возрастные особенности системы кровообращения. . . 48
2.1.5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой
системы на физическую нагрузку.......................................... ....50
145
Стр.147
Работа 5. Определение групп крови.......................................... ....51
Работа 6. Определение резус-фактора....................................... ....52
Работа 7. Определение пульса........................................................53
Работа 8. Определение артериального давления..................... ....54
Работа 9. Определение частоты сердечных сокращений в
состоянии покоя и после действия физической нагрузки . 56
2.2. Возрастные особенности органов дыхания......................... ...59
2.2.1. Система органов дыхания: строение и функции........... ....59
2.2.2. Развитие органов дыхания в онтогенезе......................... ....65
2.2.3. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата.......... ....68
2.2.4. Гигиенические требования к воздушной среде учебных
заведений .........................................................................................69
Работа 10. Методика определения дыхательных движений . . 72
Работа 11. Спирометрия............................................................... ....72
Работа 12. Определение жизненной емкости легких..................74
Работа 13. Задержка дыхания в покое и после дозированной
нагрузки ..........................................................................................76
2.3. Возрастные особенности пищеварительной системы . . . . 80
2.3.1. Строение пищеварительного канала....................................80
2.3.2. Переваривание пищи. Всасывание......................................... 84
2.3.3. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного
тракта ............................................................................................86
2.3.4. Возрастные особенности органов пищеварения................91
2.3.5. Гигиена питания........................................................................92
Работа 14. Денатурация белков.......................................................94
Работа 15. Действие слюны на крахмал........................................95
Работа 16. Действие желудочного сока на белки..................... ...96
Работа 17. Действие поджелудочного сока на жир молока и
крахмал ........................................................................................... 97
Работа 18. Составление пищевого рациона............................. ....99
2.4. Возрастные особенности обмена веществ и энергии........ ...117
2.4.1. Характеристика обменных процессов..................................117
2.4.2. Основные формы обмена веществ в организме..................119
2.4.3. Возрастные особенности энергетического обмена . . . . 130
2.4.5. Кожа, её строение, функции и возрастные особенности
............................................................................................... ....131
146
Стр.148
Работа 19. Расщепление пероксида водорода с помощью
ферментов, содержащихся в животных клетках .....................135
Работа 20. Определение энергозатрат по состоянию сердечных
сокращений .............................................................................136
Работа 21. Определение разных типов кожи на разных участках
лица .................................................................................. .....137
Работа 22. Определение чувствительности кожи ................... ......138
Работа 23. Исследование ногтей......................................................139
Библиографический список....................................................... .....144
147
Стр.149