Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского»
Кафедра социально-гуманитарных
и психолого-педагогических дисциплин
МИР КУЛЬТУРЫ
Сборник материалов и научных статей
по итогам вузовской научно-практической
конференции студентов
(2013 – 2014 гг.)
ЧЕЛЯБИНСК 2014
Стр.1
УДК 008
ББК 71
М 63
Мир культуры: сб. мат-лов и науч. ст. по итогам вузовской научнопрактич.
конференц. студентов / гл. ред. И.В. Безгинова. – Челябинск: ЮУрГИИ,
2014. – 104 с.
Данный сборник представляет научные статьи, отражающие материалы
докладов вузовской студенческой конференции «Мир культуры», представленные
в 2013 и 2014 году. Проблематика сборника разнообразна: теория
и история музыкального, хореографического, изобразительного искусства;
архаические традиции и современность; социология культуры. Сборник адресован
специалистам-гуманитариям, а также всем, кто интересуется проблемами
культуры и искусства.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Главный редактор:
И.В. Безгинова,
проректор по научной работе и международному сотрудничеству
ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, канд. культурологии, доцент
Редколлегия:
И.Г. Дымова, канд. пед. наук, доцент
Г.Ю. Квятковский, канд. социол. наук, доцент
И.В. Маричева, канд. искусствоведения, доцент
Составитель:
Я.Т. Жакупова, канд. психол. наук, доцент
ISBN 978-5-94934-046-2 © Южно-Уральский
государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского, 2014
Стр.2
От редактора-составителя
Очередной сборник материалов и статей по итогам научнопрактической
конференции «Мир культуры» – свидетельство тех
изменений, которые произошли с проектом в последние годы. Знакомясь
с собранными здесь работами, внимательный читатель
увидит: все они, по преимуществу, представлены студентами
Южно-Уральского государственного института искусств
им. П.И. Чайковского. Действительно, в 2013 – 2014 гг. «формат»
конференции поменялся: она стала общевузовским студенческим
форумом.
Чем это объясняется? В первую очередь тем, что изменился
сам вуз. Пережив реорганизацию, наш творческий и педагогический
коллектив вобрал в себя новые факультеты – изобразительного искусства,
социокультурной деятельности, хореографический. Значительно
расширилась студенческая аудитория института; в нее
влились будущие дизайнеры и скульпторы, режиссеры театрализованных
праздников и актеры, танцоры балета и библиотекари…
Разумеется, такой приток новых творческих и интеллектуальных
сил не мог остаться в стороне от больших исследовательских программ
вуза.
Желание объединить пытливых юных исследователей, ввести
в общий круг научных поисков побудило организаторов конференции
переосмыслить ее содержание. Так возникла идея трансформировать
программу «Мира культуры» – сделать ее своего рода
итогом исследовательского «года» для студентов всего института.
Было принято решение отбирать на конференцию лучшие и
самые интересные студенческие работы, подготовленные в рамках
факультетских или кафедральных научных мероприятий. Кроме
того, на «Мире культуры» можно было ознакомиться с итогами
работы студенческих научно-исследовательских лабораторий, действующих
вот уже на протяжении нескольких лет на всех факультетах.
Это позволяло публике и самим участникам (представителям
разных профессиональных сообществ) увидеть, каковы исследовательские
интересы сверстников, что волнует современных музыковедов
и социологов, историков балета, теоретиков театрального
искусства и т.д. Результатом явилось создание яркого, насы3
Стр.3
щенного мыслями и открытиями проекта, объединившего ранее
незнакомых друг с другом юных исследователей.
Интересно, что такая «калейдоскопичность» содержания
как нельзя более точно совпала с самой идеей конференции – отобразить
мир культуры во всем его многообразии. Вот почему материалы,
объединенные в сборнике, столь разноплановы. Вполне естественно,
что для будущих музыкантов-исполнителей и композиторов
ближе и понятнее проблемы музыкального искусства; будущим
хореографам и танцорам интересны проблемы становления искусства
балета; будущие специалисты в области массовых праздников
проявляют интерес к арт-менеджменту. Этим и обусловлена динамика
материала.
О чем размышляют авторы статей?
Студентка хореографического факультета Л. Дудкина
(4 курс СПО), учащиеся 11 класса Е. Коляченко и А. Сюрина
(МБОУ гимназия № 10) посвящают свои работы изучению различных
граней архаической культуры. Отчасти тема архаических содержаний
в современной культуре отражена и в статье студентки
1 курса СПО факультета изобразительного искусства Н. Гасанян,
построенной на осмыслении семантики цветообозначения в
русском языке.
Д. Ильенко (3 курс) и А. Халикова (5 курс ВПО факультета
музыкального искусства) обращаются к истории музыкального театра
России рубежа XIX–XX вв.; содержательные аналогии с этими
материалами возникают в работе В. Дедюлькиной и М. Клишиной
(2 курс СПО хореографического факультета), в которой
осмысливаются особенности хореографического «театра»
М.М. Фокина.
Обширный круг статей посвящен различным аспектам музыкального
искусства. Творчество и педагогическая система
Н.А. Римского-Корсакова представлены в материалах Е. Чикиной
(2 курс ВПО) и М. Мясниковой (4 курс СПО), композиторский стиль
С. Франка – в статье В. Литвиненко (5 курс ВПО); различные грани
взаимодействия новаторского и традиционного в музыке
Р.К. Щедрина и С.А. Губайдулиной – предмет изучения К. Прибыловой
(2 курс ВПО), О. Туменко (3 курс ВПО), В. Бондаревой
(5 курс ВПО).
В работе О. Еремеевой и А. Журавлевой (3 курс СПО факультета
изобразительного искусства) предпринята успешная по4
Стр.4
пытка систематизировать материалы о творчестве замечательного
челябинского художника А.М. Смирнова.
Проблемы современного арт-менеджмента (на примере организации
телевизионных конкурсов) рассматривает студент
2 курса СПО факультета социокультурной деятельности
А. Романенко.
В целом материалы статей, представленные в сборнике,
позволяют утверждать: идея сделать конференцию «Мир культуры»
общевузовской площадкой для апробации наиболее ярких студенческих
работ оказалась успешной. Можно надеяться, что в следующем
году на суд пытливой публики будут представлены не менее
интересные и разнообразные доклады, а значит, и статьи, которые
составят новый сборник по итогам конференции. С нетерпением
ждем будущих исследователей!
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора-составителя …………………………………..
Современные мифологемы Аркаима ……… 6
3
Л. Дудкина
Е. Коляченко Воплощение в тексте культуры
идеала вечной женственности
как социокультурного архетипа …………....
А. Сюрина
Н. Гасанян
А. Халикова
Д. Ильенко
В. Дедюлькина,
М. Клишина
М. Мясникова
К вопросу реконструкции народных
традиций как способу национальной
идентификации ……........................................
Из истории цветообозначений
в русском языке ……………………………..
10
15
22
Опера Д. Верди «Риголетто»
в постановке К.С. Станиславского………… 27
Оперы Н.А. Римского-Корсакова
в театре С.И. Мамонтова …………………… 33
Возрождение романтизма в балете
М. Фокина «Сильфиды»……………………..
Н.А. Римский-Корсаков и
Н.Я. Мясковский
(опера «Царская невеста»
и симфония № 21, fis moll)…….....................
Е. Чикина
Педагогическая концепция
Н.А. Римского-Корсакова…………………..
В. Литвиненко Симфоническое творчество С. Франка……..
39
47
53
60
103
Стр.103
К. Прибылова Щедринские бахианы:
традиции и современность …………………. 66
О. Туменко
Оркестровые находки
Родиона Щедрина ………...............................
72
В. Бондарева Музыка С. Губайдулиной
в мультипликационном фильме
«Маугли» (аналитический этюд)…………… 78
О. Еремеева,
А. Журавлева
Творчество Алексея Михайловича
Смирнова – живописца и педагога
Челябинского художественного училища…. 83
А. Романенко Конкурс как форма современного
арт-менеджмента (на материале
ТВ-программ)………………………………...
Сведения об авторах……………………………………………….....
93
99
104
Стр.104