Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Методика преподавания истории (110,00 руб.)

0   0
АвторыАфонюшкина Анна Викторовна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц25
ID278013
АннотацияУчебно-методическая разработка по общему курсу «Методика преподавания истории» подготовлена на кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов исторического факультета Воронежского государственного университета. Программа курса составлена в соответствии с учебным планом исторического факультета ВГУ.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4 курса дневного и заочного, 6 курса вечернего отделений исторического факультета Воронежского государственного университета.
Методика преподавания истории / А.В. Афонюшкина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 25 с. — 25 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278013 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Учебно-методическая разработка Составитель <...> А.В. Афонюшкина Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом исторического факультета 1 9 февраля 2009 г., протокол № 2 Рецензент канд. пед. наук, проф. <...> И.Ф. Бережная Учебно-методическая разработка по общему курсу «Методика преподавания истории» подготовлена на кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов исторического факультета Воронежского государственного университета. <...> Для специальности 030401 – История 2 ВВЕДЕНИЕ Цель курса: сформировать у студентов представление о работе преподавателя истории, о методических принципах и средствах методического обеспечения и организации учебного процесса, преподавания исторических курсов; теоретически и методически подготовить студентов к самостоятельной преподавательской деятельности. <...> Задачи курса: – охарактеризовать особенности профессиональной деятельности преподавателя истории; – познакомить студентов с эволюцией преподавания истории в России и зарубежных странах, с основными принципами и системами организации преподавания истории; – показать основные формы организации и методического обеспечения аудиторной и внеаудиторной учебной работы по преподаванию истории; – раскрыть теоретические и методические особенности изложения основных курсов истории; – подготовить студентов к педагогической практике, к самостоятельной разработке основных методических документов (программа курса, план урока, планы семинарских занятий, других технологий учебной работы); – отработать приемы установления контакта с детской и подростковой аудиторией. <...> Роль курса методики преподавания истории в профессиональной <...>
Методика_преподавания_истории.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Методика_преподавания_истории.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Учебно-методическая разработка Составитель А.В. Афонюшкина Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Цель курса: сформировать у студентов представление о работе преподавателя истории, о методических принципах и средствах методического обеспечения и организации учебного процесса, преподавания исторических курсов; теоретически и методически подготовить студентов к самостоятельной преподавательской деятельности. Задачи курса: – охарактеризовать особенности профессиональной деятельности преподавателя истории; – познакомить студентов с эволюцией преподавания истории в России и зарубежных странах, с основными принципами и системами организации преподавания истории; – показать основные формы организации и методического обеспечения аудиторной и внеаудиторной учебной работы по преподаванию истории; – раскрыть теоретические и методические особенности изложения основных курсов истории; – подготовить студентов к педагогической практике, к самостоятельной разработке основных методических документов (программа курса, план урока, планы семинарских занятий, других технологий учебной работы); – отработать приемы установления контакта с детской и подростковой аудиторией. Роль курса методики преподавания истории в профессиональной подготовке выпускников исторического факультета заключается в том, что этот курс призван подготовить студентов к преподавательской деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых к преподаванию истории в средних и высших учебных заведениях. Данный курс базируется на знаниях, приобретенных студентами в процессе освоения таких дисциплин, как всеобщая и отечественная история, этнология, вспомогательные исторические дисциплины и т. д. Одновременно курс тесно связан с учебными дисциплинами педагогического комплекса – с психологией и общей педагогикой. Особенность данного курса состоит в том, что он призван подытожить методическое содержание всех преподаваемых на факультете общих и специальных учебных курсов. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Методика преподавания истории – научная дисциплина, определяющая задачи и содержание школьных курсов истории, методы, приемы и средства обучения. 3
Стр.3
Построение и задачи курса истории России (VI–XI классы) Место и значение курса отечественной истории в системе исторического образования. Основное содержание и взаимосвязь курсов отечественной и всеобщей истории. Структура курса истории России. Внутрипредметные и межпредметные связи курса истории России. Система исторических фактов, глубина их раскрытия в зависимости от возраста учащихся. Основные понятия и ведущие идеи курса, нарастающая степень усложнения понятий в зависимости от ступени обучения. Раскрытие исторических закономерностей развития общества. Проблемно-тематическая группировка учебного материала в старших классах. Раскрытие патриотических традиций, формирование у учащихся идеи общности исторических судеб народов России. Развитие умений учащихся. Изучение краеведческого материала. Построение и задачи школьных курсов новой и новейшей истории (VII–XI классы) Периодизация курса всеобщей истории. Проблемно-тематическая группировка учебного материала. Система изучения основных понятий и ведущих идей. Раскрытие закономерностей развития капитализма, его основных этапов. Усиление взаимосвязи в преподавании истории России и всеобщей истории через систему вводных и обобщающих уроков. Внутрипредметные и межпредметные связи. Возможности объединения отдельных тем с курсом истории России. Связь изучения курса всеобщей истории с современностью. Развитие умений учащихся. Роль курса всеобщей истории в политическом, идейно-нравственном, эстетическом, экономическом образовании. Построение и задачи факультативных курсов истории Цели и задачи факультативных курсов истории. Общая характеристика программ факультативных курсов. Принципы их построения, соотношение с основными курсами. Факультативные курсы как важнейшее средство повышения интереса учащихся к предмету. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Роль исторических знаний в формировании гражданского самосознания учащихся. Структура и функции исторических знаний. Их роль в реализации задач обучения, воспитания и развития учащихся. Компоненты учебного исторического материала: конкретные исторические представления, исторические понятия, закономерности общественного развития. 6
Стр.6
Специфика исторических фактов и их роль в обучении истории. Виды исторических фактов. Взаимосвязь событий и явлений. Соотношение конкретных фактов и обобщений в процессе обучения истории. Виды исторических представлений и их роль в процессе формирования исторических знаний. Освещение в методической литературе вопроса о методике создания исторических представлений. Пути создания представлений о фактах прошлого, об историческом времени и пространстве. Исторические понятия как важнейший компонент учебного материала. Диалектическая взаимосвязь усвоения фактов и понятий. Формирование исторических понятий как составная часть формирования научного мировоззрения и развития мышления учащихся в процессе обучения истории. Разработка вопроса о формировании понятий в современной психолого-педагогической и методической литературе. Психологические особенности усвоения школьниками исторических понятий. Их классификация. Основные методические условия, приемы и средства формирования понятий. Выявление существенных признаков понятий. Развитие и обогащение понятий в процессе обучения. Выработка у учащихся умений оперировать понятиями. Объективные исторические связи и закономерности общественного развития – важнейший компонент исторического материала. Виды исторических связей: локальные, временные, причинно-следственные. Понятия об исторической закономерности. Изучение законов общественного развития в школьных курсах истории – важнейшее звено формирования у учащихся понимания истории. Методические условия усвоения учащимися закономерностей общественного развития. Методическая наука о месте, времени, степени глубины раскрытия закономерностей исторического развития в школьных курсах истории. Методика подведения учащихся к усвоению закономерностей исторического процесса. Методика раскрытия связей и закономерностей исторического развития с учетом возраста учащихся. Постепенное углубление знаний об исторических законах и повышение теоретического уровня обобщения в старших классах. Формирование у учащихся мировоззренческих оценок и выводов. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Характеристика развивающего типа обучения. Развитие способностей и умений учащихся в процессе обучения истории. Классификация умений. Различные точки зрения на классификацию умений в дидактической и методической литературе. Соотношение общих и предметно-исторических умений и навыков рационального учебного труда. Преемственность и усложнение формирования умений и навыков учебного 7
Стр.7
труда по годам обучения. Формирование познавательного интереса учащихся к истории и современности. Развитие интеллектуальных умений в процессе обучения истории. Характеристика учебных умений: локализовывать исторические события, соотносить процессы с периодом, эпохой на основе знаний научной периодизации истории; работать с различными источниками знаний, объяснять исторические факты на основе разностороннего изучения источников и применения теоретических знаний; выявлять сущность исторических явлений и оценивать их; излагать исторический материал по сквозным вопросам курса; конспектировать, составлять тезисы, реферировать исторический материал. Методика и этапы формирования умений учащихся в процессе обучения истории в школе. Диагностика уровня сформированности умений. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Понятие о комплексе средств обучения истории. Их классификация. Психолого-педагогические возможности средств обучения истории. Печатные средства обучения: документальные источники, учебники, учебные пособия, хрестоматии, научно-популярная и художественная литература, периодические издания. Наглядные средства обучения. Вещественная, изобразительная, условная наглядность. Аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. Критерии выбора средств обучения истории. МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Понятия о методах обучения. Различные точки зрения на классификацию методов обучения истории. Критерии оптимального выбора методов обучения. Взаимосвязь двух сторон методов обучения: преподавание учителя и познавательная деятельность учащихся. Соотношение понятий «метод» и «прием» обучения. Познавательная, воспитывающая и развивающая роль методов и приемов в учебном процессе по истории. Взаимосвязь средств обучения и методических приемов деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Роль устного преподавания в обучении истории. Приемы изложения учебного материала: рассказ; сжатое сообщение; конспективное, образное и сюжетное повествование; картинное и аналитическое описание; характеристика; объяснение; рассуждение. Их взаимное сочетание. Школьная лекция. Объяснительно-иллюстративный и проблемный характер изложения. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.