ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
Дорогие читатели!
Это первый летний номер журнала в этом году! И мы решили посвятить
его летнему чтению, рекомендательным спискам и технологиям работы с ними.
Летом перед специалистами библиотек, работающими с детьми, всегда
остро встает вопрос досуга детей, досуга радостного и полезного.
Лето с библиотекой –
это событие,
это особая книжная среда,
это продолжающаяся деятельность.
Именно сейчас, когда нет уроков и школьной программы, библиотекарь может про
явить себя талантливым организатором содержательной деятельности детей, создавать
настоящие события вокруг книг!
Ранее статьи авторов, которые мы собрали сегодня под одной темой, вы могли найти
в разных рубриках журнала. Но в этом номере мы посчитали логичным объединить их, т.к.
вместе они создают тот набор инструментов, технологий, подсказок, которые служат од
ной цели и помогают библиотекарю поновому взглянуть на работу со списками, на воз
можности проектной деятельности, создание творческих мастерских, все то, что позволит
наполнить интересным содержанием деятельность школьной библиотеки!
Рубрика «ITшкола современного школьного библиотекаря» также предлагает мате
риал в помощь организации летнего чтения, идеи для совместной деятельности с детьми.
Другая часть материалов номера связана с прошедшим 70летним юбилеем Победы в
Великой Отечественной войне: здесь обзор материалов Президентской библиотеки им.
Б.Н. Ельцина, специально созданных к этой знаменательной дате, и идеи на будущее!
Все мы часто думаем о будущем, рисуем себе «образ возможного». «…Любые измене
ния, любое действие зависит лишь только от понимания… Рецепты всего лишь повод для
действий воплощающего их. Нет таких рецептов, которые можно повторить бездумно. Лю
бое наше действие только тогда становится эффективным, когда мы, пусть и по аналогии с
уже существующими образцами, совершаем его заново, в предлагаемых обстоятельствах
той жизни и деятельности, которую мы осуществляем…» (Алексей Глазунов).
Обращаем еще раз ваше внимание на наш Всероссийский конкурс «100 идей для
школьной библиотеки» (см. 3 с. обл и № 1 2015). Ждем ваши творческие работы, размышле
ния, идеи!
И конечно надеемся, что встретимся с вами во втором полугодии 2015 года! Мы при
готовили для вас много интересного!
6
2015
Стр.3
6
СПЕЦПРОЕКТ
4
Про списки и летнее чтение
Е.О. Галицких
Педагогическая технология «Список» в контексте работы с проектом
«100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской
Федерации, рекомендованных к самостоятельному прочтению» 25
«Прочитай все 100!» Рекомендательный список литературы (Липецкая
областная детская библиотека) 29
БИБЛИОМИР
24
№ 6 (24) 2015
Периодичность – ежемесячно
Учредитель: ООО «Библиомир»
Издатель: ООО «Библиомир»
Рег. свид. ПИ № ФС 7752116
от 11.12. 2012 г.
2
Т.М. Плохотник
Проект «Книжный шкаф поколения next» и летнее чтение 34
Т.В. Васляева
Про рекомендательные списки литературы и творческие мастерские.
Идеи к летнему чтению 36
2015
Поощряем чтение, формируем информационную грамотность. 100 форм
работы по продвижению чтения, и не только: Словарьсправочник для
библиотекаря общеобразовательного учреждения / Авт.сост.
В.Б. Антипова
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
Редакционная коллегия
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
М.В. Ивашина
Н.Ф. Илларионова
Е.Н. Ястребцева
Почтовый адрес:
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
Телефон 8(495)5925365
email: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
Блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
Стр.4
Содержание
53
ITШКОЛА
СОВРЕМЕННОГО
ШКОЛЬНОГО
БИБЛИОТЕКАРЯ
Тема: Обучаем
школьников
информационной
грамотности
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА – ШКОЛЕ
С.Л. Алексеев
Великая Отечественная
война в материалах
Президентской
библиотеки
ПОВЕСТКА ДНЯ
59
Л.В. Воробьева
Разработка и реализация
социального проекта «Наш
бессмертный полк» 61
Т.В. Васляева
42
Е.Н. Ястребцева. От ведущей рубрики 42
Н.В. Кубрак
Как научить школьников визуализировать
информацию по прочитанным книгам 43
М.А. Орешко
Создаём 3Dкниги и комиксы по страницам
любимых книг 47
Вспоминаем важные дела недавнего
прошлого 51
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только с
письменного разрешения ООО
«Библиомир».
Издание не маркируется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436ФЗ
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
Каталог «Роспечать» – 25184
Каталог «УралПресс» – 25184
Электронная версия журнала –
www.rucont.ru
Диалоги о памяти. Читаем
и обсуждаем.
Рассказ Сергея Георгиева
«Дедушка» 65
Е.И. Путилина
«9 мая: восторги и боль…» 67
71
Тираж: 1500 экз.
Подписано в печать: 25.05.15 г.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
Конкурсы и
проекты Фонда
«Пушкинская
библиотека»
3
Стр.5
спецпроект
Валентина Борисовна Антипова
Продолжаем публикацию словаря−справочника для библиотекаря об−
щеобразовательного учреждения «ПООЩРЯЕМ ЧТЕНИЕ, ФОРМИРУЕМ
ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ. 100 форм работы по продвиже−
нию чтения, и не только».
В Год литературы особую актуальность и целесообразность приобре−
тают масштабные мероприятия, креативные формы и методы прове−
дения которых помогут формированию позитивного имиджа библио−
теки, а также мероприятия для детей и подростков, проводимых в ре−
жиме on−line. В книге на них сделан важный àêöåíò.
Сегодня массовое обслуживание читателей в библиотеках – это то
направление, которое влияет на показатели эффективности работы
библиотеки в целом, помогает развивать различные формы индиви−
дуального творчества людей.
Однако в современных условиях необходимо понимание новых задач
и содержания такой работы, его наполнения новыми смыслами, но−
выми востребованными формами, которые часто определяются
прежде всего «логикой пользователя» и показывают социально зна−
чимые результаты этой деятельности.
Особенность этого словаря – в его интерактивности, наполненности
современными формами, легко применимыми в любой библиотеке.
Автор рассматривает массовую работу с учетом современных тенден−
ций – изменение подходов, расширение целей и задач, увеличение
количества форм, изменения в организации и проведении массовых
мероприятий.
Здесь представлены не только массовые публичные формы, особенно
проходящие в виде открытых праздников для детей и взрослых, но и
камерные форматы в виде клубов, обществ по интересам. Особо ин−
тересны такие формы, как сторителлинг, интерактивные беседы и об−
зоры, акции, игровые формы, проекты, читательская конференция,
обсуждение книги, встреча с писателями, различные дистанционные
формы.
Сегодня библиотекарям часто не хватает инструментов, идей, подска−
зок. Поэтому мы очень надеемся, что данный словарь станет неоце−
нимым подарком библиотекарям−практикам.
В этом номере мы дойдем уже до буквы «Л» и предложим двадцать
форм работы!
Автор−составитель словаря, Валентина Борисовна Антипова, член
редколлегии, большой друг журнала. Редакция выражает Валентине
Борисовне искреннюю признательность за сотрудничество, помощь и
разработку словаря!
4
Стр.6