ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2015. № 1
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
кандидат педагогических наук, доцент А. Е. ТЕРЕНТЬЕВ
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2015. № 1
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Candidate of Pedagogy, Professor A. Y. TERENTIEV
Executive Editor
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA
Managing Editor
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Журавлев И. А.
Развитие универсальных учебных действий учащихся
с использованием ИКТ-инструментов ................................................................................... 7
Калинина С. Д.
Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий
в системе высшего профессионального образования ......................................................... 11
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бережнова Е. В.
Университетская лекция и ее роль
в повышении качества магистерских диссертаций ............................................................ 16
Гетман Н. А., Котенко Е. Н., Петрухина О. А.
Аутентичные способы оценивания учебных достижений
студентов медицинского вуза ................................................................................................ 22
Жукова Н. В.
Деловая игра как средство формирования внутреннего
кросс-культурного контекста в профессиональной подготовке студентов .................... 25
Марьянчик В. А.
Модульное построение программы педагогического образования
как основа сетевого взаимодействия .................................................................................... 31
Макарова (Сай) Т. А.
Современные ориентиры обновления содержания образования
в высшей школе ....................................................................................................................... 36
Усманова Л. Т.
Системно-деятельностный подход как основа
интеллектуально-мотивирующего обучения философии ................................................ 42
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА
«ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Бахтина И. Л., Попов М. В., Протасова Э. Е.
Физическое воспитание школьников в 1920–1930-е гг.
и введение комплекса ГТО и БГТО (на материалах Урала) .............................................. 45
Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р.
Создание условий подготовки детей и подростков
с различными формами дизонтогенеза
к выполнению нормативов ВФСК ГТО
в условиях инклюзивного образования ............................................................................... 51
Быкова Л. В., Медведева М. В.
Анализ эффективности применения технологии модульного погружения
в обучении химии .................................................................................................................... 55
Ваганова И. Ю., Терентьев А. Е.
Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО) в систему образования:
к вопросу об изменении государственных образовательных стандартов ...................... 62
Вашляев Б. Ф., Вашляева И. Р.
Особенности тренировки юных спортсменов (биологические аспекты) ....................... 67
Галагузова Ю. Н., Мясникова Т. И.
Воспитательная функция
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО ........................................... 70
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 1
5
Душенина Т. В., Пузынин А. В.
Спортивно-технический комплекс «Готов к труду и защите отечества»
в Кузбассе: результаты и перспективы ................................................................................. 76
Ефремова Ю. С.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс
«Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе социокультурного
и психолого-педагогического сопровождения родительства ........................................... 79
Котова Н. Ю., Токмаков А. А.
Применение метода стабилометрии у подростков
с детским церебральным параличом,
занимающихся спортивным туризмом ................................................................................ 83
Кочерьян М. А., Парамонов А. П.
Физическое воспитание молодежи
как фактор обеспечения национальной безопасности России....................................... 88
Пушкарева И. Н., Русинова М. П.
Использование принципов общественно-государственного управления
в процессе эффективного внедрения
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО
среди населения ....................................................................................................................... 93
Тагильцева Ю. Р.
Система формирования положительной мотивации и пропаганда
здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне!» ............................ 96
Югова Е. А.
Внедрение системы ГТО как фактор развития
здоровьесберегающей компетентности ............................................................................. 100
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Байлук В. В.
Какова цена самопознания в системе образования? ....................................................... 104
Биктуганова М. Ю.
Значение символов в формировании представлений
о физическом совершенстве личности .............................................................................. 109
Власкина И. В., Лысуенко С. А.
Особенности психологического сопровождения формирования
профессионально важных качеств будущих специалистов
социономических профессий ............................................................................................... 112
Водяха Ю. Е.
Сравнительный анализ образа отца и образа матери
у подростков с интернет-зависимостью .............................................................................. 119
Кузьмин А. М., Сазонов И. Ю., Тарасевич И. В.
Аксиологический подход в формировании интереса
к будущей профессиональной деятельности .................................................................... 124
Либерман Я. Л., Лукашук О. А., Кошелева Д. С.
Исследование креативности студентов-первокурсников технического вуза............... 128
Никитина О. П.
Особенности формирования уверенности в себе у студентов ........................................ 136
Петрова Л. В.
Гендерные особенности ценностных ориентаций
и жизнестойкости учащихся ................................................................................................ 139
Швецова А. В.
Высшее образование как фактор развития
культуры гендерных взаимодействий ................................................................................ 142
Стр.5
6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 1
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ахунова Е. Ю.
Формирование иноязычных лексических понятий старшеклассников
в условиях индивидуально-дифференцированного подхода ......................................... 147
Берсенева О. М., Быкова Л. В.
К вопросу о применении технологии взаимообучения
в образовательном процессе ................................................................................................. 151
Бородина И. В.
Реализация речевого жанра воспоминания
во время юбилеев работников образования ...................................................................... 155
Вохмина Ю. С.
Использование коррекционно-развивающих упражнений
для формирования орфографических навыков
на уроках русского языка в 5 классе ................................................................................... 159
Дзюба Е. В.
Интеллект как психолого-педагогическая и языковая категория .............................. 167
Мурзич А. Н.
Формирование культурно-образовательной компетенции
студентов педагогического языкового вуза ....................................................................... 174
Серова Т. С., Червенко Ю. Ю.
Электронные ресурсно-информационные сайты
как цель-результат поисково-референтного чтения........................................................ 178
Суетина А. И.
Типы упражнений для формирования стилистических умений
при обучении русскому языку китайских студентов ....................................................... 185
Информация для авторов ................................................................................................................ 189
Стр.6
189
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к рассмотрению статьи,
соответствующие тематике журнала и ранее не публиковавшиеся. Все статьи рецензируются
независимыми экспертами. Окончательное решение о публикации принимает редколлегия
журнала. В случае отказа в публикации редакция направляет автору мотивированный отказ.
Плата за публикацию с аспирантов не взимается.
С 2012 г. все присылаемые материалы обрабатываются в системе «АНТИПЛАГИАТ». В случае
заимствования чужих идей без указания источника цитирования в соответствии с принятыми в
научном сообществе нормами статьи возвращаются авторам.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть
выполнен в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста
— 8-12 страниц (≈ 20 000 знаков с пробелами); формат страницы — А4; гарнитура — Times
New Roman; размер кегля — 14; межстрочный интервал — 1,5. Допустимые выделения — курсив,
полужирный.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных
форматах — AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с
исходным файлом, содержащим данные.
Статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е. помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках:
1) фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью;
2) ученая степень, звание, должность;
полное и точное место работы; подразделение организации;
контактная информация (e-mail, почтовый домашний адрес с указанием индекса, почтовый
адрес организации с указанием индекса);
3) название статьи;
4) аннотация (150—200 слов, или 1500—2000 знаков с пробелами);
5) ключевые слова (5—7 слов).
К статье прилагаются также индекс УДК, рубрика ГСНТИ и код ВАК.
Пронумерованный список литературы (15—20 источников) приводится в конце статьи в алфавитном
порядке, ссылки на работы заключаются в квадратные скобки с указанием страницы
при цитировании, например: «Текст цитаты…» [24, с. 56]. Библиографическое описание
оформляется по ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила
составления». Также приводится транслитерация списка литературы на английский язык. Образцы
оформления представлены на сайте научных журналов УрГПУ journals.uspu.ru
(343) 235-76-03
Ворошилова Мария Борисовна
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 221
Стр.189
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2015. № 1
Редактор: Д. О. Морозов
Компьютерная верстка Д. О. Морозова
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-35570 от 04.03.2009.
Подписано в печать 30.01.15. Формат 60×84/8.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Уч.-изд. л. 17,1. Усл. п. л. 22,1. Тираж 500 экз. Заказ №4513.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.190