ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2014. № 5
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
доктор филологических наук, профессор Н. И. КОНОВАЛОВА
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2014. № 5
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Doctor of Philology, Professor N. I. KONOVALOVA
Executive Editor
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA
Managing Editor
Candidate of Philology I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional Education
of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Емельянова А. В., Сафронова А. М.
Мемуары о домашних учителях в дворянских семьях России XVIII в. ............................. 7
ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Абитова Г. Т.
Формирование основ информационного мировоззрения
детей дошкольного возраста средствами культуротворческих технологий .................. 13
Веселова Н. Е.
Роль городского ресурсного центра по направлению «Изобразительное искусство»
в процессе внедрения новых федеральных государственных требований .................... 18
Фенькина А. А.
Игровая культурная практика как жизнь дошкольника ................................................... 23
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Вдовина С. А., Кунгурова И. М.
Технология разработки контрольно-измерительных материалов
на компетентностной основе ................................................................................................. 28
Волгина И. В., Галагузова М. А.
Корпоративность образовательного учреждения .............................................................. 33
Максимова Л. А.
Развитие культурного интеллекта у педагога как условие эффективности
профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде ............... 36
Трубина З. И.
Аксиологические компоненты профессионального поведения учителя ....................... 41
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Матяш Н. В., Хохлова М. В.
Информационные творческие проекты
как средство развития личности младших школьников ................................................... 45
Светозарова Н. С.
Компьютерная обучающая среда как основа формирования межкультурной
коммуникативной компетенции учащихся средней и старшей школы ......................... 50
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Войтик И. А.
Анализ квалификации педагогов вокала как совокупности психологических
и профессиональных компетенций ...................................................................................... 56
Демеуова Л. Н., Машенбаев Т. Б., Шадиев К. Х.
Проблемы развития коммуникативно-творческой деятельности студентов
в системе высшего образования ............................................................................................60
Ерцкина Е. Б.
Опыт реализации игрового проектирования
в формировании графической компетенции студетов ...................................................... 64
Корнев И. Н., Скок Н. В., Терентьев А. Е.
Формирование социокультурной компетентности бакалавра образования
средствами учебных дисциплин «Основы спортивного туризма»
и «Туристское краеведение» .................................................................................................. 70
Либерман Я. Л., Лукашук О. А.
Решение проблемных задач при разработке дипломных проектов
студентами технического вуза ............................................................................................... 75
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 5
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
5
Злоказов К. В., Муслумов Р. Р.
Психологические особенности вовлечения несовершеннолетних
в молодежные экстремистские группировки ...................................................................... 81
Москвина Е. В.
Диагностика изменений позиций личности подростка с девиантным поведением
в процессе его реабилитации в учреждении закрытого типа .......................................... 88
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Алдакушева Е. С.
Методика оценивания сформированности нравственных ориентиров
у детей с девиантным поведением младшего подросткового возраста .......................... 94
Атаханов Р.
Методологические подходы к анализу содержания и структуры
профессиональной педагогической деятельности ........................................................... 100
Байлук В. В.
ФГОС основного общего образования в свете самообразования,
самопознания, самовоспитания и самореализации обучающихся ............................... 106
Балыкина О. С., Петухова Л. П.
Гендерные детерминанты саморазвития личности студентов
различных специальностей .................................................................................................. 117
Володина Ю. А.
Механизмы психологической защиты детей-сирот,
находящихся в трудной жизненной ситуации .................................................................. 123
Иванова Е. Л.
Влияние театрализованных игр
на культурно-речевое развитие детей в семье .................................................................. 128
Никитина О. П.
Влияние духовных практик на формирование уверенности в себе ............................... 131
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Ахметшина В. И., Чечулина Л. С.
Проблемы изучения функциональной омонимии в школе ........................................... 135
Барковская Н. В.
Проблема дискурсивного конфликта в современной детской литературе .................. 140
Ваулина И. А.
Коннотативный потенциал звукового облика идеофона:
психолингвистическая верификация ................................................................................. 145
Воробьева Н. А.
Особенности сбора сакральной диалектной фразеологии ............................................. 149
Гридина Т. А.
Лингвокреативные стратегии семантизации слова и освоение операциональной
техники языковой игры в онтогненезе: экспериментальные данные ......................... 153
Демидова К. И.
Изучение смысловой структуры слова в полипарадигмальном аспекте ...................... 159
Доброва Г. Р.
Онтогенез персонального «речевого» дейксиса ............................................................... 163
Коновалова Н. И., Мурадян Д. Г.
Межъязыковая интерференция в речи билингва
и ее экспериментальное исследование .............................................................................. 169
Парамонова Л. Ю.
Перспективность фоносемантического анализа
при изучении поэзии Серебряного века в школе ............................................................. 175
Стр.5
6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 5
Старкова Д. А.
Реализация управленческих методических умений на уроке иностранного языка
будущими учителями в ходе педагогической практики ................................................. 179
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ: НА ПЕРЕКРЕСТКЕ НАУК
Ахметова Н. А., Леоненко Н. О.
Ценности и смысложизненные ориентации в структуре жизнестойкости
российских и киргизских студентов ................................................................................... 185
Валиев Р. А., Валиева Т. В., Воробьева С. Д., Смирнов А. В.
Этническая картина мира муниципальных служащих Среднего Урала ....................... 191
Водяха С. А., Водяха Ю. Е.
Соотношение показателей психологического благополучия
и этнической толерантности старшеклассников .............................................................. 198
Калашников А. И.
Этнические особенности корпоративной культуры
в контексте организационной лояльности сотрудников ................................................ 202
Липатникова И. Г.
Подготовка будущих учителей математики
к осуществлению межкультурного диалога
в процессе профессиональной деятельности ................................................................... 209
Рыбарчык-Дыевска Й.
Демонические источники детского испуга
и магические способы борьбы с ними (на примере русских заговоров) ...................... 215
Информация для авторов ............................................................................................................... 223
Стр.6
223
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к рассмотрению статьи,
соответствующие тематике журнала и ранее не публиковавшиеся. Все статьи рецензируются
независимыми экспертами. Окончательное решение о публикации принимает редколлегия
журнала. В случае отказа в публикации редакция направляет автору мотивированный отказ.
Плата за публикацию с аспирантов не взимается.
С 2012 г. все присылаемые материалы обрабатываются в системе «АНТИПЛАГИАТ». В случае
заимствования чужих идей без указания источника цитирования в соответствии с принятыми в
научном сообществе нормами статьи возвращаются авторам.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть
выполнен в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста
— 8-12 страниц (≈ 20 000 знаков с пробелами); формат страницы — А4; гарнитура — Times
New Roman; размер кегля — 14; межстрочный интервал — 1,5. Допустимые выделения — курсив,
полужирный.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных
форматах — AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с
исходным файлом, содержащим данные.
Статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е. помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках:
1) фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью;
2) ученая степень, звание, должность;
полное и точное место работы; подразделение организации;
контактная информация (e-mail, почтовый домашний адрес с указанием индекса, почтовый
адрес организации с указанием индекса);
3) название статьи;
4) аннотация (250—300 знаков с пробелами);
5) ключевые слова (5—7 слов).
К статье прилагаются также индекс УДК, рубрика ГСНТИ и код ВАК.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки
на работы заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании, например:
«Текст цитаты…» [24, с. 56]. Библиографическое описание оформляется
по ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Образцы оформления представлены на сайте научных журналов УрГПУ journals.uspu.ru
(343) 235-76-03
Ворошилова Мария Борисовна
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 221
Стр.223
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2014. № 5
Редактор: кандидат филологических наук Д. О. Морозов
Компьютерная верстка кандидата филологических наук Д. О. Морозова
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-35570 от 04.03.2009.
Подписано в печать 23.05.14. Формат 60×84/8.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Уч.-изд. л. 21,1. Усл. п. л. 26,0. Тираж 500 экз. Заказ №4368.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.224