Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы российского права (220,00 руб.)

0   0
Первый авторДжунджузов Степан Викторович
АвторыКамзина Алина Джанаровна, Пахомова Е. В., Сафонов Дмитрий Анатольевич
Издательство[Б.и.]
Страниц96
ID277717
АннотацияУчебное пособие для студентов исторических факультетов по курсу «Обществознание» знакомит читателя со всеми сторонами российского права
Кому рекомендованоСтудентам исторических факультетов по курсу «Обществознание»
Джунджузов, С.В. Основы российского права / А.Д. Камзина, Е.В. Пахомова, Д.А. Сафонов; С.В. Джунджузов .— : [Б.и.], 2014 .— 96 с. — URL: https://rucont.ru/efd/277717 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теории происхождения государства С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей, возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. <...> В настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана (неотомисты – представитель Ж. <...> Неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разросшейся семьи, глава которой – отец – становится главой государства. <...> Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти. <...> Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. <...> Так была сформулирована органическая теория происхождения государства (представители - Спенсер, Вормс, Прейс) Согласно этой теории, государство – продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. <...> Развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьбы за выживание приводят к объединению людей в государство. <...> Однако ошибочно трактовать государство исключительно с классовой позиции, как марксизм. <...> Любое государство, наряду с решением классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.д. <...> 2) Государственный суверенитет, который означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении как внутренней, так и внешней политики. <...> Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму политического режима. <...> Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением. <...> Монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю <...>
Основы_российского_права.pdf
Тема 1. Основы теории государства 1. Теории происхождения государства С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей, возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества, уровня его развития. Существует множество теорий происхождения государства и все они отличаются различными подходами к пониманию его сущности. Одной из самых древних является теологическая теория. Она объясняет возникновение государства божественной волей. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно, эта теория была распространена в средние века. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Ее ярким представителем был философ и богослов Фома Аквинский (1225 - 1274). В настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана (неотомисты – представитель Ж. Маритен) Эта теория строится в основном на вере, поэтому ее трудно доказать или опровергнуть. Не менее древней считается патриархальная теория. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. По его мнению, государство - наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разросшейся семьи, глава которой – отец – становится главой государства. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботиться о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Отличие патриархальной теории от теологической в том, что она видела истоки власти монарха не столько в божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. Как роялист, опираясь на Библию, в работе «Патриарх» (1680г.) он пытался доказать, что власть короля берет свое начало от прародителя Адама, получившего от Бога право власти над своим потомством. В России ее сторонником был социолог Н.К. Михайловский. Договорная теория или теория общественного договора. Сторонниками этой теории были Джон Локк и Томас Гоббс в Англии, Жан Жак Руссо во Франции, Барух Спиноза в Голландии, Александр Радищев в России. Согласно данной теории, государство возникло в результате договора между правителем и народом. Они отмечали, что был период, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Этот период понимался авторами по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Д. Локк), «война всех против всех» (Т. Гоббс), «золотой век» (Ж.Ж. Руссо). Но не существовало власти способной гарантировать права человека на жизнь, свободу, честь и достоинство. Для устранения такого «социального» порока, люди объединились и заключили между собой договор, о том, что часть их прав присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Таким образом, у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и, следовательно – ответственность за их невыполнение. Если условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти. 2
Стр.2
В XIX веке наибольшее число сторонников получает теория насилия, согласно которой государство возникло в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Сторонник этой теории австрийский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными. По мнению представителей этой теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, оно становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Появление в XIX веке теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные процессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства (представители - Спенсер, Вормс, Прейс) Согласно этой теории, государство – продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьбы за выживание приводят к объединению людей в государство. Оно представляет собой живой организм, где правительство выполняет функцию мозга, а различные слои общества – составные части организма. В XIX веке возникает психологическая теория. Ее представителями были Г. Тард, Л.И. Петражицкий. Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. С именем немецкого социолога К.А. Виттфогеля связывают т.н. ирригационную теорию (гидравлическую), обосновавшую образование государства необходимостью строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях. (Месопотамии, Индии, Китае, Египте). Это сопровождается ростом числа чиновников, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. В этих условиях государство, как единственный собственник: управляет, распределяет, подчиняет. Марксистская теория (историко-материалистическая). Ее сторонниками были К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин, Г. В. Плеханов. Государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Утверждалась схема « прибавочный продукт – частная собственность – классы - господствующий класс – государство – насилие - рабовладение». Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Процесс становления государства, описанный Ф. Энгельсом, современная наука рассматривает лишь как один из возможных путей его становления, получивший название европейского пути. Наряду с ним выделяется так называемый восточный путь, который отражает значительно более ранние стадии этого процесса и не связан с расколом общества на классы. В его основе лежит обособление функций по управлению делами общины от самой общины. Справедливости ради, следует признать, что Ф. Энгельс предвидел возможность такой модели становления государства, но эта идея не получила развития в его работах. Возникновение государства. Более 1,5 миллионов лет назад, выделившись из мира животных, человек жил в условиях первобытного общества. Это был самый продолжительный по времени период существования человечества. В тех суровых 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ