Рассматривая деятельность механического завода Людвиг Нобель во
главе с Эмануилом Нобелем в области строительства подводных лодок в
рамках объединенной корпорации «Ноблесснер», трудно оставаться
объективным. <...> Небольшой массив исторических и архивных источников того
времени так и подмывает занять одну из крайних позиций, настолько
противоречивым был характер судостроительного опыта Нобелей в период с
1913 по 1917 гг. <...> Позиция апологета и воспевателя «великих дел» российских шведов
может прочно опереться хотя бы на не имеющую прецедентов судьбу всего
лишь одной подводной лодки «Пантера», построенной на Ревельской верфи
«Ноблесснер». <...> 1
Позиция противника и обличителя также прочно может опереться на
факты с подоплекой появления на пустом месте в прямом и переносном
смысле завода «Ноблесснер» в Ревеле, когда, по сути, еще и земля под него
не была отведена, но завод этот уже получил государственный заказ на
строительство 12 подводных лодок. <...> Не Эмануил Нобель был, что называется,
инициатором и организатором этой авантюры, но, тем не менее, он на эту
авантюру инициатора и организатора – банковского деятеля М.С.
Плотникова «купился», и вступил всем своим предприятием в этот очень уж
сомнительный альянс. <...> В 1917 году Временно правительство назначило Следственную
комиссию для расследования злоупотреблений в учреждениях Морского
флота и «связей монополий с высокопоставленными чиновниками морского
министерства». <...> Позже один из допрошенных в качестве свидетеля 1-й русский конструктор
подводных лодок, профессор Иван Бубнов вспоминал о том, как
обставлялась эта сделка капитала и представителей властных структур. <...> , как напишет позже
один из советских историков Федор Надеждин –«совладельца только что
узаконенного акционерного общества «Ноблесснер» : «Был почти
полностью Отдел подводного плавания Главного управления; много крупных
чинов из других отделов, адмиралы Муравьев и Бубнов (однофамилец <...>