Философия
Учебно-методические рекомендации для студентов
психологических, педагогических, управленческих, социальных и
гуманитарных направлений университетов
Архангельск
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке данного учебно-методического
руководствовалась следующими соображениями:
пособия
я
Во-первых, курс философии построен, как освоение важнейших и
актуальных философских проблем, где историко-философская традиция
соединяется с актуальностью этих проблем для современности. <...> Во-вторых, в связи с тем, что данный курс философии
предназначен, в основном, для студентов психологических,
педагогических, социальных и управленческих направлений, большая
часть курса отводится темам философии человека и философии
общества. <...> Философия познания, включающая общие проблемы
гносеологии, формирование научной рациональности, философию
науки и этические проблемы, порождаемые научно-техническим
прогрессом, рассматриваются в заключительной части курса. <...> Это
предполагает осознание индивидуальной рациональной культуры,
которая вырабатывается у студента в процессе освоения предыдущих
тем. <...> В-третьих, поскольку почти 60% изучаемого курса приходится на
самостоятельную работу студента, то, кроме заданий к каждому
семинару, предполагается самостоятельное знакомство с темой
«История философии» по предлагаемой учебной литературе. <...> Студент
должен самостоятельно освоить основные этапы и периоды развития
европейской философии от античности до наших дней, познакомиться с
основными крупными философами и их вкладом в философскую мысль. <...> В курсе философии не будет времени, чтобы изучать биографию и
значение того или иного философа. <...> 2
В-четвѐртых, в курсе будут использоваться научно-популярные и
художественные фильмы, где наглядно рассматриваются разбираемые
философские проблемы. <...> Также там имеются
вопросы к фильмам, на которые необходимо отвечать в учебной
тетради. <...> В-пятых, в качестве самостоятельной <...>
Философия_Учебно-методические_рекомендации_для_студентов_психологических,_педагогических,_управленческих,_социальных_и_гуманитарных_направлений_университетов.pdf
Огарышева Н.П.
Философия
Учебно-методические рекомендации для студентов
психологических, педагогических, управленческих, социальных и
гуманитарных направлений университетов
Архангельск
2014
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке данного учебно-методического пособия я
руководствовалась следующими соображениями:
Во-первых, курс философии построен, как освоение важнейших и
актуальных философских проблем, где историко-философская традиция
соединяется с актуальностью этих проблем для современности. Студент
должен видеть и понимать, как поставленные в прошлом вопросы
звучат, осмысливаются и решаются и в наши дни.
Во-вторых, в связи с тем, что данный курс философии
предназначен, в основном, для студентов психологических,
педагогических, социальных и управленческих направлений, большая
часть курса отводится темам философии человека и философии
общества. Философия познания, включающая общие проблемы
гносеологии, формирование научной рациональности, философию
науки и этические проблемы, порождаемые научно-техническим
прогрессом, рассматриваются в заключительной части курса. Это
предполагает осознание индивидуальной рациональной культуры,
которая вырабатывается у студента в процессе освоения предыдущих
тем.
В-третьих, поскольку почти 60% изучаемого курса приходится на
самостоятельную работу студента, то, кроме заданий к каждому
семинару, предполагается самостоятельное знакомство с темой
«История философии» по предлагаемой учебной литературе. Студент
должен самостоятельно освоить основные этапы и периоды развития
европейской философии от античности до наших дней, познакомиться с
основными крупными философами и их вкладом в философскую мысль.
В курсе философии не будет времени, чтобы изучать биографию и
значение того или иного философа. Мы будем рассматривать лишь то,
какие решения философских проблем предлагали те или иные
мыслители.
2
Стр.2
В-четвѐртых, в курсе будут использоваться научно-популярные и
художественные фильмы, где наглядно рассматриваются разбираемые
философские проблемы. Фильмы находятся в социальной сети
«вконтакте», в группе «Семинары по философии». Также там имеются
вопросы к фильмам, на которые необходимо отвечать в учебной
тетради.
В-пятых, в качестве самостоятельной работы, студенты осваивают
тему «онтология» по подборке научно-популяных фильмов о
современных взглядах на происхождение и развитие вселенной
наиболее известных теоретических физиков. Результаты этого освоения
должны быть представлены в учебной тетради в виде эссе.
В-шестых, на одном из первых занятий студентам будет дан один
из современных методов качественного исследования
–
«исследовательское интервью». Этот метод в разных модификациях
будет применяться на протяжении всего курса для развития
исследовательских способностей студента, для понимания им других
людей и возможного разнообразия позиций.
В-седьмых, темы семинарских занятий предполагают творческое
осмысление поставленных вопросов с помощью рекомендованной
литературы и прослушанных лекций в виде дискуссий, научных споров,
культурного диалога. Большинство из обсуждаемых вопросов являются
итогово-проверочными, то есть экзаменационными вопросами.
Данные учебно-методические рекомендации должны помочь
студенту изучать курс «Философии» как самостоятельно, так и
аудиторно, представлять тематику курса, готовится к семинарским
занятиям и экзамену. Результаты прослушанных лекций, подготовки к
семинарам, ответы на вопросы по фильмам, выполнения
исследовательских методик, творческие эссе и т.п. – всѐ должно быть
представлено в ОДНОЙ ! учебной тетради, которая предъявляется для
ежемесячного прохождения учебной аттестации и возможного
получения оценки «автоматом» в конце семестра.
3
Стр.3