Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Живописная Россия

Живописная Россия №2 2014 (100,00 руб.)

0   0
Страниц29
ID275458
АннотацияРоссийский географический журнал «ЖИВОПИСНАЯ РОССИЯ» — познавательно-просветительское издание для самых широких масс читателей по географии, истории, культуре, традициям нашей страны. В каждом номере отдельная вкладка посвящена одному из регионов России. Кроме того, в каждом номере имеются следующие рубрики: «Народы России», где рассказывается о народах, заселяющих нашу страну; «Жемчужины России» - о наиболее ярких природных и архитектурных памятниках нашей Родины (древние исторические города, уникальные озера или горные вершины и т.п.); «Заповедный край» - о многочисленных заповедниках и национальных парках России; «Народные промыслы» - глиняная и деревянная игрушки, Гжель и Хохлома, Палех и Федоскино, янтарный промысел и резьба по кости; рубрика «Землепроходцы» посвящена нашим замечательным мореплавателям и путешественникам. Авторами статей являются выдающиеся географы, историки, высококвалифицированные журналисты. ИЗДАТЕЛЬ ВЫКЛАДЫВАЕТ НОМЕРА С ЗАДЕРЖКОЙ В 3 МЕС.!!!
Живописная Россия : Российский географический журнал .— Москва : ВИЛЕНА, 1999 .— 2014 .— №2 .— 29 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/275458 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТЕМА НОМЕРА Памятник «Доблестным сынам Отечества» Ч Е Л Я Б И Н С К А Я О Б Л АС Т Ь 22 Игорь Попов Челябинск – мост из Урала в Сибирь 26 Крупнейшие города Челябинской области 38 Алексей Молчанов Камень, ударивший по России 4 40 Т Татьяна Марьина, Н Николай Антипин М Музей на набережной РОССИЙСКИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Учредитель: ЗАО «ВИТЯЗЬ» Издатель: ООО «ВИТЯЗЬМ» Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати. <...> Титул вкладки: Озеро Зюраткуль и гора Лукаш, высочайшая точка Челябинской области. <...> Состоялась такая экспедиция, 53-я по счету, и зимой (антарктическим летом) 2007/2008 гг. <...> В составе экспедиции, вместе с российскими учеными, работали ученые из Германии, Австралии, Кореи, Польши, США, Франции, Украины, Белоруссии. <...> В свой первый антарктический рейс «Академик Федоров» вышел 24 октября 1987 г. С тех пор, почти ежегодно, он уходит в конце нашего северного лета из Санкт-Петербурга к «Академик Федоров» на подходе к берегам Антарктиды нтарктида – белый материк, открытый в 1820 г. российской экспедицией <...> Антарктическим летом 1911/12 гг. экспедиции Руала Амундсена и Роберта Скотта достигли Южного Полюса. <...> На белом материке появились российские научные станции. <...> Современные средства передвижения избавляют от необходимости скучать на судне тех, чья работа начнется непосредственно на белом материке. <...> Самолетом из Москвы и Петербурга в Кейптаун прилетела часть экспедиционного состава и авиаотряд. <...> Остальные станции работают либо круглогодично, либо только в летний сезон, их нужно обеспечить экспедиционным составом и всем необходимым для работы. <...> «Академик Федоров» простоит здесь неделю, работы много: выгружаются грузы для станций Восток и Прогресс, сменяется зимовочный состав этих, постоянно действующих станций, обеспечивается расконсервация сезонных полевых баз Дружная-4 и Союз. <...> Выйдя из залива Прюдс, «Академик Федоров» продолжает свой путь вокруг Антарктического побережья, следующая остановка – научная станция <...>
Живописная_Россия_№2_2014.pdf
ТЕМА НОМЕРА Учредитель: ЗАО «ВИТЯЗЬ» Издатель: ООО «ВИТЯЗЬМ» Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № 019077 от 8.07.1999 г. Главный редактор Виктор Юнак Заместитель главного редактора Игорь Попов Редакционный совет: ВЕДЕНИН Юрий Александрович, доктор географических наук, директор Института культурного и природного наследия ЗОРИН Игорь Владимирович, президент Российской международной академии туризма, доктор педагогических наук, профессор КАСИМОВ Николай Сергеевич, академик РАН, доктор географических наук, декан географического факультета МГУ, вицепрезидент РГО МЯСНИКОВА Ольга Петровна, коммерческий директор издательского дома «Витязь» НИЗОВЦЕВ Вячеслав Алексеевич, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Географического факультета МГУ ЩЕГОРЦОВ Александр Александрович, доктор социологических наук, помощник заместителя Председателя Совета Федерации ЮНАК Виктор Васильевич, членкор РАЕН, генеральный директор ООО «Витязь-М» Памятник «Доблестным сынам Отечества» ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 22 Игорь Попов Челябинск – мост из Урала в Сибирь 26 Крупнейшие города Челябинской области 38 Алексей Молчанов Камень, ударивший по России 4 40 Татьяна Марьина, Н Николай Антипин М Музей на набережной Коллектив редакции: Зав. издательским центром М. Денисенко Отдел рекламы О. Мясникова, О. Нестерова Отдел распространения и маркетинга Е. Юнак, Е. Акимова Литературный редактор А. Корзарова Дизайн, верстка, цветоделение Н. Зубковой Печать офсетная. Тираж 6000 экз. Бумага мелованная. Отпечатано в типографии «МедиаГранд», г. Рыбинск Формат бумаги 60×901/8 Адрес редакции: 129085, Москва, ул. Б. Марьинская, д. 7, корп. 1 тел./факс: (495) 6872907; тел.: (495) 6870517; отдел рекламы: (495) 6870546 email: vipress@rambler.ru Ответственность за достоверность рекламных объявлений несет рекламодатель. © Макет – ООО «ВитязьМ» © Оформление рекламных объявлений и содержание – журнал «Живописная Россия». При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Электронная версия журнала: www.travel.ru Наш сайт: www.vipress.su Цена договорная . Фотоматериалы, полученные от авторов, редакция может использовать по своему усмотрению. На 1-й стр. обложки: Хребет Зюраткуль. Фото С. Пенкиной Титул вкладки: Озеро Зюраткуль и гора Лукаш, высочайшая точка Челябинской области. Фото А. Сапожникова РОССИЙСКИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Стр.1
№ 2, 2014 г. Живописная Россия ТРЕТЬЯКОВА Антонина   I Судно «Академик Федоров» На географических картах четко очерчены границы территории под названием Россия. Но есть и другие места, которые, в некотором смысле, тоже можно назвать Россией, хотя находятся они за тысячи километров. Например, борт судна или антарктическая полярная станция. нтарктида – белый материк, открытый в 1820 г. российской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Ледовый панцирь, покрывающий Антарктиду, и дальность расстояний долгое время защищали ее от любопытства исследователей, искателей приключений и промысловиков. Первые зимовки на побережье Антарктиды состоялись только в начале XX в. Антарктическим летом 1911/12 гг. экспедиции Руала Амундсена и Роберта Скотта достигли Южного Полюса. Современные научные исследования Антарктиды начались после Второй мировой войны. 4 января 1956 г. советский дизель-электроход «Обь» подошел к берегам Антарктиды. На белом материке появились российские научные станции. Тогда же, в конце пятидесятых, свои исследования в Антарктиде начали еще одиннадцать стран. С тех пор многое изменилось, распался Советский Союз, ухудшалось экономическое положение страны, менялись приоритеты и соотношение сил на международной арене, но, несмотря ни на что, ежегодно в Антарктиду направлялась советская, а позже российская, антарктическая экспедиция (РАЭ). Состоялась такая экспедиция, 53-я по счету, и зимой (антарктическим летом) 2007/2008 гг. Эта экспедиция была не совсем обычной, поскольку проходила в Третий Международный полярный год. В составе экспедиции, вместе с российскими учеными, работали ученые из Германии, Австралии, Кореи, Польши, США, Франции, Украины, Белоруссии. Антарктический рейс в 2007/2008 гг. совершало научно-экспедиционное судно «Академик Федоров». Этот удивительный корабль многие годы сочетает в себе функции «рабочей лошадки», перевозящий тонны грузов и сотни исследователей, и настоящей научной лаборатории. В свой первый антарктический рейс «Академик Федоров» вышел 24 октября 1987 г. С тех пор, почти ежегодно, он уходит в конце нашего северного лета из Санкт-Петербурга к берегам Антарктиды, где летний сезон только начинается. Судно было спроектировано специально для исследования Антарктики и обеспечения антарктических станций. У него крепкий ледовый корпус, мощная энергетическая установка, есть ангар для вертолетов и вертолетная площадка. На борт оно берет около 4 т груза и 160 пассажиров. На судне 12 научных лабораторий, которые позволяют проводить исследования атмосферы, океана, льдов, климата, биологических объектов и пр. Не все участники экспедиции начинают антарктической поход в СанктПетербурге, у каждого своя задача, свой объем работ. Почти месяц шел «Академик Федоров» до южноафриканского Кейптауна. Современные средства передвижения избавляют от необходимости скучать на судне тех, чья работа начнется непосредственно на белом материке. Самолетом из Москвы и Петербурга в Кейптаун прилетела часть экспедиционного состава и авиаотряд. Приняв их на борт и пополнив судовые запасы, «Академик Федоров» взял курс на Антарктиду. Начался обычный ежегодный труд. Всего в Антарктиде десять российских станций. Две из них, Ленинградская и Русская, законсервированы. Но в этот раз «Академик Федоров» посетит и их. Остальные станции работают либо круглогодично, либо только в летний сезон, их нужно обеспечить экспедиционным составом и всем необходимым для работы. Сначала научно-экспедиционное 2 I «Академик Федоров» на подходе к берегам Антарктиды судно идет на станцию Молодежная, здесь нужно организовать сезонные работы. Затем в залив Прюдс. «Академик Федоров» простоит здесь неделю, работы много: выгружаются грузы для станций Восток и Прогресс, сменяется зимовочный состав этих, постоянно действующих станций, обеспечивается расконсервация сезонных полевых баз Дружная-4 и Союз. Станция Восток находится в глубине материка, грузы и людей с побережья на станцию перебрасывают самолетом или санно-гусеничным караваном. На Востоке под слоем льда в 3700 м более десяти лет назад было обнаружено озеро. С тех пор шло его радиолокационное и сейсмическое исследование, бурение ледникового щита. В 53-ю экспедицию 2007/08 гг. пробить льды еще не удалось, но исследователи надеялись, что проникновение к водам озера обязательно состоится в будущем году. Однако пробурить лед удалось лишь в 2012 Среди грузов для станции Прогресс «Академик Федоров» доставил и I Полярная станция Русская тягачи для санно-гусеничных походов. Первый такой поход на 170 км состоялся еще в 1972 г., потом российские экспедиции проводили их неоднократно, уходя в разных направлениях на 400, 600, 700 км от научных станций. В походах исследуется мощность ледникового щита и скорость его движения, изучается магнитосфера Земли, проводится радиолокационное и сейсмическое зондирование, исследования адаптации человека и животных к экстремальным условиям Антарктиды и многое другое. В 53 РАЭ состоялось два санно-гусеничных похода – СГП-1 и СГП-2. Выйдя из залива Прюдс, «Академик Федоров» продолжает свой путь вокруг Антарктического побережья, следующая остановка – научная станция Мирный. Она работает круглогодично, корабль везет на Мирный зимовочный состав и грузы. Здесь «Академик Федоров» встречает новый 2008 год. На борт поднимаются полярники, отработавшие предыдущую зимовку. Теперь на судне отзимовавшие в Антарктиде составы трех станций – Прогресс, Восток, Мирный. Антарктическое лето в разгаре, у «Академика Федорова» еще много работы, но рабочий год зимовщиков предыдущей 52-ой Российской антарктической экспедиции окончен, и судно берет курс на австралийский Мельбурн. Оттуда полярники улетят в Россию, а на борт судна поднимутся другие, те, для кого антарктический сезон только начинается. Окончен первый этап 53-ей Российской Антарктической экспедиции, начинается второй. 3 I Полярная станция Русская 
Стр.2
№ 2, 2014 г. Живописная Россия I Так выглядела станция Лениградская В этой партии сезонных исследователей больше, чем зимовщиков. На борту чаще звучит иностранная речь: здесь немецкие геофизики, австралийский океанограф, корейские специалисты. Главная задача второго этапа – посещение законсервированных научных станций Ленинградская и Русская и океанографические работы. В 1991 г., когда страна стояла на перепутье, перспективы советских антарктических экспедиций были неопределенными. Тогда и пришлось законсервировать станции Ленинградская и Русская. В 1993 г. станции навестили, отметили их удовлетворительное состояние. Но что стало с ними за следующие пятнадцать лет? Первая по курсу – станция Ленинградская. Находится она на скале, и попасть туда можно только вертолетом. В ангаре «Академика Федорова» – два вертолета. Одновременно в воздух они не поднимаются. Второй вертолет для страховки. В первой группе высадки 11 человек, у начальника ключи от помещений станции. Задача – запустить генератор, осмотреть помещения, установить новое оборудование. Вертолет зависает над площадкой, которая кажется пилотам подходящей для высадки. Выбраться из машины все должны за считанные минуты. Для безопасности вертолет не останется на этой неуютной скале, он возвращается на корабль. У исследователей есть пара дней для работы. Вертолет за это время совершит еще пять рейсов, доставляя и увозя людей и оборудование. Положение на станции оказалось хуже, чем ожидалось. Впрочем, полярники – люди, готовые ко всему. Некоторые помещения, в том числе и генераторное, занесло снегом и льдом через неплотно закрывающиеся двери и поврежденные стекла. Аэрологический и геодезический дома были нужны для установки оборудования, пришлось очищать их от заносов. Генератор решили не запускать, на станции не планируется пока оставлять зимовщиков. Задача – установить приборы, которые будут работать в автоматическом режиме. Главное – неповрежденным оказался жилой дом экспедиционного состава, в нем исследователи и проведут пару ночей. Ощущения у посетителей странные, как будто машина времени забросила их в восьмидесятые. В доме непритязательная советская мебель, на стенах картинки из старых журналов; в гостиной – советские книги, кинопроектор, катушки с кинолентами; в медицинской комнате – древнее стоматологическое кресло, таких уже и не встретишь на материке; на кухонной полке пачки индийского чая со слоном. Последний зимовочный состав, вероятно, собирался в спешке и не предполагал, что станция оставляется людьми надолго. Российские и немецкие ученые установили на Ленинградской автоматический комплекс для геодезических наблюдений, он позволит, в том числе, определять параметры тектонических движений земной коры. Автоматическая метеостанция будет вести наблюдения за температурой и влажностью воздуха, атмосферным давлением, направлением и скоростью ветра. Источниками питания приборов будут солнечные батареи и метаноловый генератор. Информация о результатах измерений через спутниковые системы передается в интернет. Так что и без участия полярников станция возобновит научную работу. Похожую автоматическую систему установили потом и на станции Русская, но датчик измерения скорости и направления ветра для нее изготовили особый, нестандартный. 4 I Полярная станция Ленинградская Дело в том, что станция Русская считается Полюсом Ветров. В этом районе Антарктиды ураганные ветра, скорость которых превышает 60 м/с, случаются очень часто. 27 января на пути к станции Русская на «Академике Федорове» случился День сурка, самый настоящий. Судно пересекло 180-ый меридиан. Поскольку корабль шел с запада на восток, день 27 января на нем прожили дважды, день, кстати, был воскресным. На подходе к станции Русская исследователи беспокоились, какая будет погода, удастся ли поднять в воздух вертолет. Все получилось. Погода стояла прекрасная, солнечная. Сооружения станции оказались в лучшем состоянии, чем на Ленинградской. По оценкам бывалых полярников, вернуть станцию к круглогодичной работе можно недели за две, но перед 53-ей РАЭ такой задачи не стоит. Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» не просто развозит полярников по научным станциям, но и само активно исследует окрестности Антарктиды. Орнитологи на судне наблюдали и подсчитывали морских птиц, океанографы выполняли разрез на шельфе, исследовалось состояние и движение льда, анализировались пробы воды, воздуха, снега. Микробиологи и ботаники исследуют взятые на станциях пробы мхов, лишайников, грибков, ищут в них споры других растений. Плановый ход работ на судне нарушила нестандартная ситуация – приступ аппендицита у одного из членов экспедиции. Потребовалась экстренная операция. На «Академике Федорове» есть оборудованная операционная, и это был не первый случай, когда она использовалась по назначению. Судовой врач с задачей справился, роль операционной сестры успешно сыграл один из полярников. Полярники, готовясь к зимовкам, обучаются многим полезным для жизни навыкам. Однако спустя некоторое время стало понятно, что пациенту потребуется еще одна операция, а специализированных медицинских препаратов могло не хватить. Было решено для безопасности доставить больного на ближайшую действующую станцию. Такой оказалась американская Мак-Мердо. В Антарктиде нет государственных границ, полярники приходят на помощь друг другу без всякой формальной волокиты. После вынужденной задержки «Академик Федоров» продолжает свой обход антарктического побережья. Впереди станция Беллинс гаузен – самая посещаемая и живописная. I Так выглядит кабинет начальника станции Расположена она на антарктическом пляже. В непосредственной близости от нее – китайская и чилийская станции, так что получается целый городок: разноцветные, аккуратные жилые и рабочие модули, пингвины, нередко разгуливающие по берегу. Сюда антарктическим летом приезжают туристы и журналисты. Это – «витрина» Антарктиды. «Академик Федоров» выполняет привычную работу – меняет зимовочный состав станции Беллинсгаузен, выгружает топливо, продукты питания, аппаратуру, загружает контейнеры с отходами, их сдадут в порту Кейптауна для утилизации. И снова в Кейптаун, пополнить судовые запасы, высадить зимовщиков Беллинсгаузена, взять на борт новых зимовщиков 53-ей экспедиции, начинается ее последний, третий этап. «Академик Федоров» опять идет в залив Прюдс, затем на Мирный, на Молодежную, на Новолазаревскую. Судно доставляет последних зимовщиков, забирает исследователей с сезонных баз. На календаре апрель, антарктическое лето подходит к концу. Продолжая попутно вести научные исследования, в первых числах мая судно возвращается в Кейптаун, а, спустя несколько дней, выходит в долгий путь к Санкт-Петербургу. До следующего антарктического лета. Фото: Сергей Вологдин, участник 53-ей РАЭ ••• 5 I На подходе к Кейптауну
Стр.3