религиозные учения
и личность
Нетрадиционные
Стр.1
религиозные учения
и личность
Нетрадиционные
Сборник справочных материалов
для учителей
Чита, «Палитра», 2013
Стр.3
УДК 281.93
ББК 86.372
Н 57
Печатается по решению редакционного совета
Проекта «Азбука православной культуры»
Ерофеева И.В., доктор филологических наук, профессор
Сергеева В.А., кандидат педагогических наук,
доцент, зав. кафедрой литературы ЗабГУ
Камедина Л.В., доктор культурологии, профессор
архиепископ Читинский и Краснокаменский
Члены Редакционного совета:
Ответственный редактор Евстафий,
Волнина Н.Н., кандидат философских наук, доцент
Наделяева О.Е., декан факультета гуманитарного
образования ЗабКИПКРО
Н 57
вочных материалов. Пособие для учителя / Автор-составитель
Л.И. Сорочик. Чита: «Палитра», 2013. 40 с., ил.
учения» создан на основе программы курса «Духовная безопасность»,
составленной для учителей средних общеобразовательных школ, являющихся
слушателями курса «Основы религиозных культур и светской
этики» и «Основы православной культуры».
Данный сборник включает краткую информацию о нетрадиционных
религиозных учениях, функционирующих на территории России,
об истории развития данных учений в мире, словарь и библиографический
список.
УДК 281.93
ББК 86.372
Сборник справочных материалов «Нетрадиционные религиозные
Нетрадиционные религиозные учения: сборник спра©
Сорочик Л.И., 2013
© Издательство «Палитра», 2013
Стр.4
О ПРОЕКТЕ
«АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Федеральные государственные образовательные стандарты в настоящее
время направлены на обновление образования не только как процесса обучения,
но, в первую очередь, духовно-нравственного развития личности,
формирования ценностного мира человека, осознания им своего жизненного
предназначения.
Этим обусловлен ввод в стандарты средней школы нового учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Содержание
каждого модуля курса направлено на реализацию прав учащихся на получение
образования в соответствии с ценностями своей национальной
культуры.
В целях информационного обеспечения педагогов, которые будут работать
по модулю «Основы православной культуры», был задуман издательский
проект «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
По замыслу авторов, задача проекта представить справочный материал
общедоступного характера по основным темам модуля «Основы православной
культуры» (направления «Основы православного мировоззрения»,
«Основы русского домостроительства», «Храмовая архитектура», «Иконопись»,
«Православная символика» и т.п.). Это позволит учителям курса
«ОРКСЭ» значительно сэкономить время на поиск и отбор необходимой
информации и обеспечить качественную подготовку педагогов в дальнейшем
направлении работы.
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО.
Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор
ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской
епархии и читинского издательства «Палитра».
Стр.5
1. ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ
РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
В последние десятилетия в отечественном религиоведении появилось
понятие «нетрадиционные религиозные учения». Им обозначается ряд учений,
возникших сравнительно недавно и имеющих существенные расхождения
с традиционными религиями.
Традиционной можно признать такую религию, которая, оказав воздействие
на многие поколения, сформировала национальные обычаи, нормы
общения, семейные отношения, быт, устои государственности. Традиционными
считаются три мировых религии (буддизм, христианство и ислам), а
также ряд территориально ограниченных (к примеру, конфуцианство) и
национально ограниченных религий (например, иудаизм).
Понятие «нетрадиционные религии» в православном богословии имеют
другое название – «секты». В официальном религиоведении термин «секта»
чаще всего не употребляется в силу различных причин. Одной из главных
является позиция части религиоведов, согласно которой принцип толерантности
должен регулировать религиозные отношения в России, поэтому
все религии имеют одинаковые права на существования, и понятие
«секта», несущее негативную семантику, является оскорбительным для нетрадиционных
религиозных организаций.
В силу негативной окрашенности данного понятия религиоведы предпочитают
термины «религиозные группы», «религиозные организации»,
«религиозные образования», «религиозные течения».
Слово «секта» этимологически происходит от латинского secta (sequī)
– «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово
стало ассоциироваться с латинским словом sector и производными от него
seco – «резать, разделять, отсекать» [13, с. 187, 208].
Изначально данное понятие было нейтральным обозначением для описания
отдельных, обособленных групп различной направленности: политической,
философской и религиозной [16, с. 67].
Позднее при появлении обособленных
еретических объединений внутри
самого христианства понятие «секта»
уже для самих христиан стало обозначать
сообщество или ложное учение,
которое обособилось от кафолической
церкви и её учения [там же].
В христианской трактовке понятие
«секта» тесно связано с понятием
«ересь». Термин «ересь» отражает
лжехристианское вероучение
4
Стр.6
группы, тогда как понятие «секта»
имеет более широкое значение,
которое включает структуру организации,
а также методы психологического
воздействия на людей,
которые применяются в ней,
и тип восприятия жизни.
«Нетрадиционные религиозные
учения» в современной науке
определяются как религиозные
движения и созданные ими организации,
вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий,
но использующие их идеи, символы и обряды. В отличие от традиционных
религий, нетрадиционные религиозные учения и движения являются
сравнительно молодыми, они не опираются на национальную традицию,
не оказывают какого-либо значительного созидательного воздействия
на государственность, быт, семейные отношения (некоторые из таких
учений, напротив, имеют деструктивный характер, направленный на разрушение
традиционных семейных ценностей, личности человека и основ
государственности).
В истории своего развития нетрадиционные религиозные движения
(НРД) прошли три этапа, которые описаны Ю. Рыжовым в работе «Ignoto
Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве»: 1) рубеж ХIХ-ХХ веков;
2) 60-70 гг. ХХ века; 3) 1990 г. – наше время [19].
Первая «волна» формирования нетрадиционной религиозности в России
связана с кризисом так называемой «чувственной культуры» на рубеже ХIХХХ
веков. В этот период закладываются основы эзотеризма и «нетрадиционного»
религиозного отношения к миру, поэтому данный этап характеризуется
кризисом мировоззрения русского человека, главным образом, представителей
творческой элиты: писателей, поэтов, художников, философов.
В области философии в России начала ХХ века первый этап нетрадиционной
религиозности выразился в создании теософских и антропософских
учений (П. Флоренский, Р. Штайнер, Е. Блаватская и др.). В мировоззрении
русской интеллектуальной элиты причудливым образом соединяются христианство,
религиозно-философские учения Востока и эзотеризм. В этот
период в России возникают неоориенталистические, неохристианские и
надконфессиональные учения. Первая волна нетрадиционной религиозности
проявилась не только в различных вневероисповедных формах мистики
и оккультизма (теософия, спиритизм и т.д.), но также в мировоззрении
поэтов-символистов, религиозной философии, «русском космизме» и т.д.
Вторая «волна» новой религиозности относится в 60-70 гг. ХХ века и связана
с появлением молодёжной контркультуры на Западе. Молодёжная
контркультура характеризовалась бунтом против существующей традиционной
морали и религии, общественного миропорядка и выработкой «но5
Стр.7