УДК 378
Рейтинговая система оценки знаний:
общие принципы и выбор параметров
© С.К. Соболев
МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рейтинговая система — мощный инструмент, с помощью которого можно не
только более объективно оценить полученные знания и навыки, а также личностные качества студента, но и значительно активизировать его работу и сделать
ее более равномерной в течение всего семестра по всем дисциплинам. <...> Н.Э. Баумана действует рейтинговая система оценки знаний студентов: в 2013 г. ею были охвачены уже первые три курса студентов. <...> Н.Э. Баумана,
достаточно полно отражает ее название — модульно-рейтинговая система контроля успеваемости и оценки знаний студентов. <...> Система оценки знаний — тут все ясно, но и старая система тоже
оценивала знания. <...> Рейтинговая система. — это значит, что знания оцениваются по
многобалльной шкале (по 100-балльной), причем в формировании
оценки учитывается большое число факторов. <...> Это значит, что окончательный рейтинг студента по дисциплине выставляется не только за его знания, полученные на заключительном экзамене, но и за то, насколько своевременно
и успешно он этими знаниями овладевал в течение семестра. <...> Модульная структура дисциплины не зависит от рейтингового характера оценки знаний. <...> Можно не вводить модули, но оценивать дисциплину 100-балльным рейтингом, или, наоборот, сохранить традиционную оценку знаний (2 — 3 — 4 — 5 и только за ответ на экзамене)
и разбить дисциплину на модули. <...> Исчезает и разница между экзаменом и зачетом,
точнее, зачет становится дифференцированным и практически приравнивается к экзамену. <...> Еще одно существенное отличие состоит в том, что оценка по
дисциплине в значительной мере зависит от успеваемости студента в
течение семестра и поэтому не определяется исключительно его ответом на экзамене (зачете). <...> Более того, в рамках рейтинговой системы возможно и полное освобождение студента от заключительного
экзамена (зачета) и выставление ему <...>