А.В. Гласко, Л.Г. Садыхова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА
ВЫБОРКИ РЕСПОНДЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработан метод определения минимального объема репрезентативной выборки респондентов для проведения социологического
исследования. <...> Для успешного осуществления социального контроля нужна оперативная обратная связь между управляющими структурами и управляемыми субъектами [1, 2]. <...> Эта обратная связь осуществляется, как
правило, с помощью проведения социологических опросов. <...> В связи с этим целесообразно разработать метод определения
минимального объема опрашиваемых при проведении социологического опроса. <...> Проводя социологическое исследование, принято считать, что
совокупность участников опроса репрезентативна, т. е. адекватно и
представительно отображает качественные характеристики той или
иной группы населения. <...> Другими словами, эта выборка респондентов
позволяет считать результаты исследования достоверно отображающими свойства генеральной совокупности — объекта данного социологического исследования [1, 3, 4]. <...> Пусть t — заданное время проведения социологического опроса. <...> Естественно, что не все участники опроса способны должным образом сосредоточить свое внимание на поставленной перед ними задаче
адекватно, т. е. обдуманно, самостоятельно и своевременно ответить
на все вопросы анкеты [5]. <...> Поэтому обозначим через τ время выполнения задания участником социологического опроса в течение
заданного времени t. <...> Введем следующую случайную величину:
⎧τ , если τ < t ; <...> (1)
Тогда величина η (t ) t — доля от полного времени t , затрачиваемого
на заполнение анкеты участником опроса. <...> Будем считать, что время заполнения анкеты респондентом прямо пропорционально количеству содержащихся в ней вопросов. <...> 2012
Определим среднюю долю от полного времени t , затрачиваемую
на заполнение анкеты, по следующей формуле:
Y (t ) = <...> (2)
где ⋅ — символ математического ожидания величины, стоящей
внутри <...>