Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации № 77-17560 от 09.03.2004 г.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
В 1999–2005 гг. журнал выходил под названием
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».
Учредитель и издатель: ООО «Витязь-М»
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор
ЮНАК Виктор Васильевич
Зам. главного редактора КОРАБЕЛЬНИКОВА
Марина Николаевна
РЕДАКЦИЯ
Компьютерная верстка
Литературный редактор
Маркетинг и подписка
Издательский отдел
Отдел рекламы
КРУТИКОВА М. Ю.
ЕФРЕМОВА О.Д.
ЮНАК Е. В.,
ЮНАК И. В.
ДЕНИСЕНКО М. Б.
МЯСНИКОВА О. П.,
СТРЕЛЬНИКОВА Н.Ф.
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ
129085, Москва, ул. Б. Марьинская, д. 7, к. 1 ИД ООО «Витязь-М»
Тел./факс: (495) 687-29-07, тел.: 687-05-17
e-mail: vipress@rambler.ru; dov-press@rambler.ru
Наш сайт в Интернете: www.vipress.ru
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Ответственность за достоверность рекламных объявлений несет
рекламодатель.
При перепечатке материалов, при цитировании ссылка на журнал
обязательна.
Набрано и сверстано в издательском центре ООО «Витязь-М»
Отпечатано в ООО «Стратим», г. Рыбинск Ярославской обл. Заказ №
Формат бумаги: 60×84 1/8. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Общий тираж 5000 экз.
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ
В КАТАЛОГЕ «РОСПЕЧАТЬ» 79455, 81723
ООО «УРАЛ-ПРЕСС»
г. Екатеринбург,
тел.: (343) 375-80-71;
г. Челябинск,
тел.: (352) 262-90-03;
г. Пермь, тел.: (3422) 60-24-40
ООО «Интер-почта»
г. Москва, тел.: (495) 684-55-34
ООО «Витязь-М». 2009
ООО «Агентство Артос-ГАЛ»
тел.: (495) 161-56-72;
ООО «Коммерсант-Курьер»,
г. Казань, тел.: (8432) 91-09-82;
ООО «Агентство «Мир прессы»
г. Москва, тел.: (495) 787-34-15
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
БОРСУК О.А.
канд. географ. наук, доцент МГУ
ЗОРИН И.В.
доктор пед. наук, канд. географ.
наук, профессор, ректор
Российской международной
академии туризма
КИТИНА Т.П.
директор высшей категории
МОУДОДСЮН г. Сарова
Нижегородской обл., отличник
народного образования,
заслуженный учитель РФ
КЛЕНОВА Н.В.
канд. филос. наук,
директор городского
программно-методического
Центра дополнительного
образования детей Московского
городского дворца детского
(юношеского) творчества
ЛЕОНТОВИЧ А.В.
зам. директора МГДД (Ю) Т,
директор Дома
научно-технического
творчества молодежи,
председатель Общероссийского
общественного движения
творческих педагогов
«Исследователь», канд. психол. наук
ЛЯШКО Л.Ю.,
председатель общероссийской
детской общественной
организации «Общественная
малая академия наук «Интеллект
будущего», канд. пед. наук
ПОПОВА Г.Н.
канд. пед. наук, заместитель
министра образования
Московской обл.
САЛЬЦЕВА С.В.
доктор пед. наук, профессор,
директор Социального института
Оренбургского госпедуниверситета
ЮНАК В.В.
членкор РАЕН, канд. филол. наук,
главный редактор и генеральный
директор Издательского дома
ООО «Витязь-М»
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Основные направления анализа процессов
социализации ребенка в семье
В.Р. Набиуллина
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА
Программа эксперимента по теме:
«Создание системы дистанционного
обучения»
Л.А. Щербакова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Роль добровольной молодежной
организации «Эволюция» в системе
воспитательной работы
О.И. Плотникова
Повышение педагогической
компетенции родителей детей
дошкольного возраста в формате
родительского клуба
Р.В. Жутова
Экология души
Л.В. Рыжова
9
3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
Театр моды «Амира-стиль»
Э.В. Соколова
Пушкинская эпоха в ДОД
О.В. Казачков
Путь к успеху (Библиотека как
ресурс-центр для педагогов ДОД)
Н.В. Ковалева
37
41
43
Кают-компания в «Севастопольце»: день
подводника
Г.В. Аметова, О.А. Русакова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Проблемы организации дистанционного
обучения иностранным языкам
Я.И. Попова
13
ВСЕРОССИЙСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
XVI Всероссийские чтения
им. В.И. Вернадского
Пресс-служба конкурса
14
СЦЕНАРИИ, ИГРЫ
19
Творческое объединение «Мастерицы»
М.А. Бутенко
Если будет Россия, значит буду и я...
В.Д. Максимова
23
26
Юбилей директора
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
В какие игры мы играем, или игре все
возрасты покорны
Е.В. Репях
31
Юбилеи продолжаются...
О.Л. Савченкова,
Л.А. Кондратьева
Юбилей в Лефортово
2 Дополнительное образование и воспитание. № 6, 2009
59
61
63
В гостях у Кота-Катафота
Л.Б. Михалюк, И.Д. Клоцбах,
М.М. Туманова, В.С. Голубева
ЮБИЛЕИ
55
46
48
53
Стр.2
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ
СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
В.Р. Набиуллина
Подготовка к семейной
жизни в системе образования,
в частности в средней
общеобразовательной школе,
осуществляется, прежде
всего, через содержание и
организацию учебного процесса.
В настоящее время
содержание учебного процесса
и учебных программ
все больше подвергается
резкой критике. Отсутствие
социальноинтеграционной
базы, основанной на учете
специфики традиций
культуры каждого народа
для воспитания готовности
школьников к семейной жизни,
порождает глубокое безразличие
и неграмотность их
в этом вопросе. В нашей статье
мы попытаемся доказать:
необходимость таких национальных
включений в содержание
учебных программ, что
овладение учащимися знаниями
в области семейной жизни
и подготовки к ней в процессе
учебной деятельности
на основе использования традиций
татарской этнопедагогики
способствует формированию
у них знаний, убеждений
и навыков, являющихся
решающими факторами в их
будущей семейной жизни.
Основная проблема в решении
этой задачи сегодня
заключается в том, что общеобразовательная
школа
не имеет на данный момент
определенной школьной
дисциплины, которая выполняла
бы эту задачу. Курс
«Этика и психология семейной
жизни» перестал быть
обязательным для школьной
программы несколько лет
назад и существует в школах
в качестве факультативов.
Помимо этого, проводятся
различные занятия по
половому воспитанию в некоторых
инновационных
учебных учреждениях, но
это не позволяет более широко
осуществлять воспитание
будущего семьянина; и,
хотя упомянутый курс был
далек от совершенства, он
охватывал все школы. Одна
из проблем, без решения
которой, как мы убеждены,
невозможна качественная
подготовка школьников
к семейной жизни, заключается
в дефиците кадроОБ
АВТОРЕ
◊ НАБИУЛЛИНА В.Р.,
ассистент кафедры восточных
языков ТГГПУ, г. Казань
вого потенциала, который,
как не готовили, так и не
готовят высшие учебные
заведения для школ. Что
касается специальных курсов
и факультативов, направленных
на подготовку
школьников к реализации
социальных функций семьи,
то во многом они не
выполняют эту задачу успешно,
так как установленные
программы не отвечают
многим требованиям, в частности,
они не в полной мере
учитывают установки на
семейнобрачные отношения
старшеклассников, их
интересы, желания, знания,
возможность усваивать тот
или иной материал. Кроме
того, эти программы не были
ориентированы на подготовку
к определенным социальным
функциям семьи,
а носят зачастую бессистемный
характер. Некоторые
сферы семейнобрачных отношений
рассматриваются
поверхностно, а некоторые
игнорируются совсем.
Наша исследовательская
программа, ориентированная
на анализ процессов социализации
ребенка в татарской
семье, включает ряд направДополнительное
образование и воспитание. № 6, 2009
3
Стр.3